SZG

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
10:07 pm: Поговорили с журналом "Сноб"

Сирия: кровь, честь и поставки оружия

В военном отношении президент Сирии Башар Асад одержал победу, и это главная причина того, что Конгресс США отказал мятежникам в помощи. Если бы шансов у оппозиции было больше, тогда американцы нашли бы возможность оказать им поддержку. Но в существующих условиях это совершенно бессмысленно. Мятежники уже перешли от боевых действий к терроризму – взрывают автобусы, стреляют непонятно в кого. Почти в каждой семье есть погибшие или похищенные люди, и это усиливает ненависть к мятежникам, делая их деятельность с военной точки зрения безнадежной.

Оставшись без оружия, мятежники будут вынуждены идти на политический диалог. В Сирии должен победить не Асад и не мятежники, победить должна демократия. Даже если бы удалось военным путем свергнуть правительство, то его сторонники, которые составляют большую часть населения Сирии, продолжили бы борьбу. Просто в Дамаске бы сели другие люди.

Правительство Сирии готово к свободным демократическим выборам, и оно это продемонстрировало. Я лично объездил около 20 избирательных участков. И в городах, и в деревнях действительно были свободные демократические выборы. Подсчет голосов шел под жестким контролем оппозиции. Правительство берет на себя обязательство дать оппозиционерам различные гарантии безопасности. Например, если оппозиционер уехал,  ему гарантируют безопасный въезд, ведение агитации в стране. Да и выезд гарантируют по первому требованию.

Но требования мятежников однозначны, и они заключаются в том, чтобы Башар Аль-Асад ушел и не принимал участия в выборах. Конечно же, этого не будет. Народ сам решит, кто будет президентом. В следующем году будут выборы, и вы увидите, что Асад в первом круге наберет 60-70% голосов. У него нет соперника, равного ему по авторитету и влиятельности. Когда называют имена оппозиционеров, сирийцы морщатся. Они говорят: конечно, если мы выставим таких, Асад 99% получит. Нет реальной кандидатуры. Возможно, «Братья-мусульмане» кого-то найдут. Но, во-первых, они локализованы, то есть их влияние сильно в двух или трех провинциях. А во-вторых, подавляющее большинство суннитов не поддерживает «Братьев-мусульман». Единого кандидата от мусульман-суннитов, который бы мог бросить вызов Асаду, выставить не удастся. Скорее всего, большинство мусульман-суннитов тоже проголосуют за него, потому что кровь есть кровь. Если твой родственник отдал жизнь, воюя на стороне Асада, то элементарные представления о чести требуют из благодарности голосовать за него.

Гораздо интереснее в этой ситуации национальный диалог. Какая будет конституция, какие будут полномочия у правительства, перед кем правительство будет ответственно по новой Конституции — перед президентом или перед парламентом. Кому будет подчиняться полиция — президенту, или парламенту, или председателю правительства. Именно эти вопросы сейчас обсуждает между собой сирийская элита. Вопрос военной победы уже решен, стоит другой вопрос — как выходить из кризиса политическим путем.

Американцы приняли умное, взвешенное решение. Они опасаются, что оружие может попасть в руки террористов, в том числе связанных с «Аль-Каидой» или Талибаном. И они правы: это практически неизбежно. Светская оппозиция постепенно уходит из борьбы, и оружие окажется у тех, кто будет стоять до конца.

http://www.snob.ru/profile/7918/blog/62531



Powered by LJ.Rossia.org