2011- Наследники Али :
2011- Наследники Али
Многие не понимают и роли проблемы алавитов. Любой политолог может часами (и ошибочно, потому что Сирия не только официально, но и реально светское государство) рассуждать о том, что Сирией «правят алавиты». Причем, что характерно, не приводя доказательств.
Казалось бы, что может быть проще – приведи список высших должностных лиц с указанием конфессиональной принадлежности, и, если дело так и обстоит, мир убедится в правоте тезиса о доминировании алавитов в ущерб других конфессиональных групп. Но списка такого «оппозиция» не представляет, ограничиваясь, как правило, двумя именами – Президента и его родственника, владеющего компанией по представлению услуг мобильной связи. И все!
Это не удивительно: в реальности все высшие должностные посты распределяются приблизительно соразмерно численности общин. За этим специально следят кадровики партии Баас, а их в свою очередь внимательно контролируют представители союзных (но и конкурирующих) партий. Чтобы те не расслаблялись.
Алавитская проблема, между тем, гораздо сложнее, чем думают политологи. Дело в том, что про алавитов известно очень мало – они не ведут прозелитизма, и исповедуют принцип такыя, позволяющий скрывать свою религию от иноверцев ради блага общины. Видимо, алавиты представляют собой не одно религиозное движение, а целый «куст», возможно, имеющий общий генезис, но сильно разошедшихся между собой религиозных групп.
И в Турции доля своих алавитов в населении очень велика, некоторые источники говорят о том, что алавиты составляют до трети населения страны (что, кстати, значительно больше, чем доля алавитов в населении Сирии).
С формальной точки зрения, разницы между мусульманами различных направлений нет. Чтобы считаться мусульманином, достаточно заявить в присутствии двух свидетелей о приверженности единобожию и о том, что Мухаммед является пророком.
Разница между исламскими направлениями возникает только при исполнении правосудия, особенно в гражданских и семейных делах. Каждый мусульманин свои проблемы решает у судьи конкретного направления и соответственно к этому направлению и приписывается. Поэтому-то в Сирии алавиты оформились, как самостоятельный толк, создав свою судебную систему, а в Турции, где в судах принималось только четыре суннитских мазхаба, а алавитского мазхаба не существовало – нет.
Тем самым турецкие алавиты остаются в тени, и мало кто вне Турции знает об их проблемах или конфликтах, в которые они вовлечены. При этом алавиты в Турции – обездоленные, часто деклассированные, безусловно, невключенные в истеблишмент люди. Кстати, и в Сирии меньше, чем пол-века назад алавиты были наиболее бесправной частью населения, ситуация изменилась только после прихода партии Баас к власти. Но не вечно же обездоленным оставаться обездоленными! И сирийский пример не может не обсуждаться турецкими алавитами…
...
И, пожалуйста, не забывайте, что шиизм исторически был революционным направлением ислама, религией обездоленных, голодных и страждущих. Это ведь тоже важно…