Востоковед Саид Гафуров: «Важно прекратить финансирование мятежников»04 февраля 15:30 США предложили России в дополнение к конференции «Женева-2» новую формулу урегулирования кризиса в Сирии: переговоры с участием главных спонсоров оппозиции – Саудовской Аравии и Турции и ключевого союзника Дамаска – Ирана. |
Комментирует научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид ГАФУРОВ.
– По «Женеве-2» всё идёт так, как ожидалось. Конференция планировалась как очень длительная. Были малые надежды на быстрый прорыв в переговорах, но они не оправдались. Главное, что разговор между сирийской властью и оппозицией начался.
И сразу обнаружилась правильность позиции России: если ставить целью прекращение войны, нельзя требовать отстранения от власти Башара аль-Асада, ибо война продолжится, но уже его сторонники станут оппозицией.
Асада реально поддерживает большинство населения. Вину за войну оно возлагает на мятежников, и многие сирийцы Асада даже упрекают в том, что он либеральничает, и что надо жёстче давить на воюющую оппозицию. В результате войны его поддержка только усиливается.
Войну Асад фактически выиграл, но у него сейчас очень много проблем в экономике. Однако ему сильно помогают экономически Иран, Китай, Индия, ибо они не хотят, чтобы подобные мятежи распространились и на их страны.
Запад понял, что внутренняя оппозиция в Сирии – реальная сила, и что она занимает всё более конструктивную позицию. И что очень важно прекратить финансирование мятежников: пока их непримиримость связывается с потоком материальных благ, они будут плохо договороспособными.
Если денег будет меньше – непримиримая оппозиция сразу станет уступчивей.
Есть надежда, что на региональных переговорах Иран сумеет в значительной степени убедить саудовцев прекратить финансирование мятежников и переключить его на выборные процессы – для организации политических сил, а не для террора.
Те люди, которые на Западе вырабатывают решения, они поняли позицию сирийской власти, которая в общем-то благородна. Цель Асада – не уничтожить противников, а установить мир и перейти к политическому решению сирийского кризиса. У оппозиции же цель – устранение Асада.
Мировое сообщество пришло к выводу, что остановить мир в Сирии – цель универсальная. Запад убедился, кто реально готов к переводу конфликта из военного русла в политическое, а кто не готов.
Думаю, что во втором раунде «Женевы-2» будет активно обсуждать вопрос об урезании финансирования мятежников.
А далее будут дискутироваться условия политических гарантий для оппозиции и со стороны сирийских властей, и со стороны международного сообщества.
Сирия не возражает против выборов под международным наблюдением, чтобы не было никаких злоупотреблений. Полагаю, что американцев и вообще западников удивила уступчивость сирийцев в важных политических вопросах и то, насколько режим Асада гибок в отношении оппозиции.
Выборы президента в Сирии пройдут уже совсем скоро, и крайне желательно провести следующие два раунда «Женевы-2» до выборов, чтобы дать возможность мятежникам выставить свои кандидатуры и реально участвовать в выборной кампании.
Но, к сожалению, ооновская бюрократия печально известна своей медлительностью. Остаётся надеяться, что США и Россия всё же смогут ускорить процесс мирного урегулирования в Сирии.