Что хорошо для Бритиш Петролеум, то хорошо и для Великобритании.
Фактически российское руководство перестало играть роль арбитра в конфликте крупнейших нефтяных монополий. Собственно, оно и не должно этим заниматься. Но кроме российского руководства у ВР нет иных средств переиграть своих искушенных в российских условиях корпоративных войн соперников.
ВР несомненно была вынуждена искать средства защиты своих бизнес-интересов. Председатель Совета директоров BP Питер Сазерленд заявил, что разногласия BP и российских акционеров ТНК-BP касаются контроля и, возможно, даже владения компанией. "Это просто-напросто возврат к методам корпоративного рейдерства, которые превалировали в России в 1990-х годах. Премьер Путин назвал подобную тактику пережитком 1990-х, но, к сожалению, наши партнеры продолжают ее использовать. Похоже, лидеры государства не хотят или не могут вступиться и остановить их. Это плохо для нас, плохо для компании и, конечно, очень плохо для России".
Но из доступных средств у ВР оставалось только попытаться сменить баланс сил в руководстве России. Проще всего это сделать войной. Маленькой войной на задворках Европы и Азии. Тот самоочевидный факт, что история человечества не представляет собой историю одного большого заговора, вовсе не отменяет другого самоочевидного факта: в человеческой истории постоянно происходят заговоры. Более того, всегда разумнее исходить из того, что если кто-то имеет возможность в результате заговора получить какую-то выгоду и имеет возможность этот заговор осуществить, то он этот заговор осуществит. Над этим не нужно ни смеяться, ни плакать, как говорил Спиноза, а это нужно понимать. Понимать, чтобы адекватно оценивать ситуацию и правильно действовать.
Возможность ВР идти ва-банк предоставило и политическое руководство Великобритании, напуганное возможной сменой непопулярного Премьер-министра Гордона Брауна. Предыдущий премьер-министр Блэр заметил, что ему на смену идет «сильно бьющий кулак». По его словам, Гордон Браун, будучи министром финансов, «выстроил одну из сильнейших экономик в мире» и поэтому обязательно будет «великим премьер-министром». Прозвище «железный канцлер» Гордон Браун получил за упорство и жесткость в стиле работы. Эндрю Тернбилл, бывший коллега Брауна по казначейству, однажды назвал его отношение к подчиненным «циничным», а стиль управления «сталинским». Браун говорил, что приложит все усилия для того, чтобы «новый мировой порядок» пошел на пользу Великобритании: «Мы можем оказать помощь в создании и формировании этого нового мирового порядка и сформировать его таким образом, чтобы он оказался благотворным для Великобритании и британских ценностей».
Британскому премьеру нужен успех, нужна победа, которую примут как элиты, так и общественное мнение его страны. Таким успехом могла стать успешная политика по защите интересов крупнейшей компании.
Что хорошо для Бритиш Петролеум, то хорошо и для Великобритании.
Кроме того, ВР показала, что она пользуется поддержкой не только британского руководства, но и лидеров США. Министр торговли США Карлос Гуттьеррес в начале августа 2008 года заявил: "Что касается ТНК-ВР, то мировому сообществу здесь хотелось бы, чтобы проблема была решена совершенно прозрачно, транспарентно, чтобы не произошло злоупотребление институтами ни при каких условиях. Если, например, понадобится судебное разбирательство, чтобы оно было справедливым и прозрачным. Это спор между компанией и акционером. Проблемы всегда случаются».
ВР была, безусловно, в состоянии провести авансовые трансферты в бюджет Грузии, достаточные для проведения крупной военной операции. Для самой ВР эти суммы непринципиальны, к тому же они так или иначе будут погашены. Ее коммерческие и стратегические интересы совпали с интересами политического руководства Грузии, которому нужно было продемонстрировать населению и, особенно, политически активным беженцам из непризнанных автономий, что оно готово восстановить Грузию в границах 1991 года. Пользуясь технической и финансовой поддержкой США, Израиля, западноевропейских стран, имея денежные резервы для проведения мобилизационной, технической и транспортной подготовки, получив обстрелянные в Ираке вооруженные силы, Правительство Грузии пошло на эскалацию конфликта, поддерживаемая финансовыми ресурсами ВР.
Союз руководства Грузии, ВР, европейских и американских политических сил был вызван разными причинами. Но задача у него была одна — нанести ущерб внешнеполитическим позициям России, укрепив правящий режим в Грузии. Осетия, да и интересы грузинских беженцев мало кого интересовали всерьез. К тому же, Россия, связав свои не такие большие военно-экономические и мобилизационные ресурсы на Кавказе, естественным образом теряла свои позиции в других регионах мира. Военные ресурсы – конечны и ограничены. Российская армия не сможет участвовать более чем в двух локальных конфликтах одновременно, а возможности ее военно-технического сотрудничества сокращаются. Подобно Пердикке, оказавшемуся перед лицом объединившихся диадохов, Россия будет вынуждена идти на уступки
Кроме того, произошло заметное ухудшение отношений и восточно-европейских стран: Прибалтики, Польши, Украины, выступивших в защиту Грузии. Этот факт, кстати, автоматически снизит остроту конфликтов в ЕС между Польшей и прибалтийскими республиками и «старыми членами», так как снизит возможность политического лавирования для восточноевропейских государств. Радикализация Украины так же возможно приведет ее к более тесному союзу с Западной Европой.