Есть ли угроза для самой ВР?
ВР хорошо просчитала риски. БТД, на самом деле, не является системообразующим трубопроводом для мировой нефтяной торговли. Он для этого недостаточно велик. Значение БТД сильно преувеличено в прессе стран СНГ. Кроме того, объекты трубопровода застрахованы, и в случае их разрушений страховщики компенсируют убытки и вновь дадут именно ВР подряд на восстановление разрушений.
Показательно, что боевые действия начались сразу после того, как из-за взрыва 6 августа на турецком участке нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан была приостановлена прокачка нефти по этому маршруту и начала заглушку своих нефтяных скважин. Из-за сокращения объемов экспорта по БТД азербайджанская нефть пошла по управляемому той же ВР трубопроводу Баку - Супса и по железной дороге Баку - Батуми. Кроме того, была возобновлена прокачка нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск (пропускная способность 5 млн тонн в год).
Важно понимать, что трубопроводы по территории Грузии, имели, главным образом, стратегическую, а конкретно-экономическую мотивацию. Но стратегическое положение стран не изменилось, поэтому нынешний конфликт не окажет решающего влияния на инвестиционные решения, которые в силу природы отрасли принимаются именно на основе долгосрочной стратегии, которая не изменилась в результате этой войны
Наконец, возможное разрушение БТД приведет к росту цен на нефть, что выгодно для ВР, как и остальных участников конфликта. Высокие цены на нефть сейчас кажутся привычными, но в марте 1999 года знаменитый журнал The Economist предсказывал на 2009 год цены в 5 долларов за баррель по причине внедрения новых технологий (нано!), которые обесценят нефть. Британские нефтяники – люди ответственные, за убытки их с должностей могут снять. Спрос на нефть в мире падает, потребление топлива в этом году было самым низким с 2004-2005 гг. А лучший способ поддержания их на высоком уровне – нестабильность в нефтедобывающих регионах.
Какие же выводы мы можем сделать? Российский нефтяной сектор и Бритиш-Петролиум, как олицетворение мировых нефтяных компаний со всеми их положительными и отрицательными качествами столкнулись в грузино-осетинском конфликте, человеческие жертвы, доходящие до уровня геноцида, лишь инструменты в борьбе супер-монополий. Тут ничего личного – просто бизнес. Но это большой бизнес. Лес рубят – щепки летят, а щепки эти – человеческие жизни, жизни бесхвостых приматов вида хомо сапиенс сапиенс…
Тем не менее для финансово-промышленных групп характерны не то, что они «не прощают обид», но то, что они, как правило, конструктивно настроены. Верно, что они выкручивают руки партнерам по переговорам, верно, что они умеют держать удар, но верно и то, что с ними можно вести дела и можно договариваться. А результат конфликта между российскими и западными нефтяными компаниями будет обусловлен во многом внешними факторами — например, мировыми ценами на углеводородное сырье.