Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет szhaman ([info]szhaman)
@ 2007-10-25 23:17:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Деньги

Техническое
Как и обещал, в ближайшее время планирую виртуально поводить Вас по городу, начала XX века, и показать некоторые виленские вывески. Но просто ходить скучно - надо обязательно зайти в какую-то из знаменитых виненских "цукерен".
Для этого надо взять с собой немного старых денег ;)

Поэтому, прежде позвольте мне ещё немного рассказать Вам, о ценах в конце XIX — начале XX века.



Как я уже упоминал зарплата рабочего была около 20 рублей.
Но много это или мало?
Голые цифры скучны и мало интересны — вот например 5 копеек за билет на конку это много или мало?
Или возьмём другой билет - билет первого класса в 1912 году на «Титаник», например стоил 800 фунтов или .... каков там был курс фунта в 1912 году к рублю?



Так, значит около 7 600 рублей (по нынешним ценам это около 100 000 современных долларов).

Как видите цены были очень разные — перечислять цифры можно долго...
Я же, хочу Вам друзья предложить отправиться в уютную кофейню — в году этак в 1910...
Согласны?

Image
Милые дамы надевайте ваши лучшие шляпки...
Господа, и Вы не забывайте перчатки головные уборы - кофейная не из дешёвых, здесь собирается хорошее общество

Итак что будем заказывать? ;)



Вам кофе "Чёрный","по Венски", "по Варшавски" или "по Турецки"...
А может "по Султански" изволите? :)



(Добавить комментарий)


[info]milija@lj
2007-10-25 16:38 (ссылка)
какая вкуснятина! мне кофе по-венски и сыр швейцарский. и расткеайчиков парочку!:) а еще меня борщокъ умилик! знатный, должно быть, тогда был борщок!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]szhaman@lj
2007-10-25 16:50 (ссылка)
Расстегаи за 5 коп и кулебяки за 25 это конечно - то что надо :)
Я бы, ещё холодную белугу с хреном попробовал :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]milija@lj
2007-10-25 16:43 (ссылка)
Кофе по-султански

«Кофе по-султански готовят следующим образом. Берут шелуху совершенно спелых плодов, измельчают ее и помещают в емкость, вделанную в землю, под которой разводят огонь на древесном угле. Содержимое посудины постоянно перемешивают и, как только его цвет слегка изменится, поджаривание прекращают. Одновременно в кофейнике греют воду, и, когда шелуха будет готова, ее кладут в кипяток. Наружные и внутренние створки бросают отдельно, причем наружных берут в три раза больше. Затем напиток варят так же, как обычно, Готовый кофе имеет приятный цвет, как у лучшего английского чая. Шелуху кофейных плодов хранят в сухом месте, так как даже малейшая влага портит уникальный вкус питья». Д-р Джеймс Дуглас, 1727 г.
А я и не знала, чо был и такой рецепт!:)

(Ответить)


[info]sabinulya@lj
2007-10-25 16:50 (ссылка)
!!!

(Ответить)


[info]ugputu@lj
2007-10-25 16:59 (ссылка)
4 копейки за пенни получается...
Что ж, я как-то сравнивал цены из весьма разрозненных английских источников начала века с нынешними и в конце концов решил, что по покупательной способности тогдашний пенни примерно соответствует нынешнему канадскому доллару (тогда канадский стоил еще несколько меньше американского). Хотя это и несколько натянутое сравнение, ведь многие вещи и услуги довольно значительно изменили свою цену относительно друг друга.
Сразу же в голову пришло подтверждение в виде простейшего соответствия. Тогда самой мелкой монетой в Британии был фартинг, а сегодня именно quater и есть та монета, которая обладает еще хоть каким-то весом, для прочей мелочи уже нет реального наполнения и по-хорошему от нее можно избавляться. По крайней мере, никому из нас не приходит в голову ее специально пересчитывать, даже ребенку.
Емнип, в это время в России ни полукопейки, ни полушки уже не чеканили. Хорошее соответствие. Копейка = фартинг = нынешний quater dollar

Установив шкалу можно заняться весьма увлекательным сравнением - что с тех пор подорожало, а что подешевело. Может быть однажды...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Денежки-полушки :)
[info]lord_k@lj
2007-10-25 20:02 (ссылка)
Однако чеканили: 1/4 копейки - до 1915 г., 1/2 копейки - даже в советское время, вплоть до 1928 г.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Денежки-полушки :)
[info]ugputu@lj
2007-10-25 21:13 (ссылка)
и правда чеканили...
Монеты мне не на глаза живьем попадались только более старые, еще первого Николая и Александров, да и цен до четверти копейки округленных не встречал (полкопейки видел) - вот и лоханулся.
Впрочем, в штатах тоже центы чеканят, хотя это дорогостоящая бессмыслица. До 5 центов давно пора округлять розничные цены, а если бы не традиционные квотеры - то и до 10 можно бы было.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ugputu@lj
2007-10-25 17:01 (ссылка)
Кстати, что такое Эфъ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]szhaman@lj
2007-10-25 17:21 (ссылка)
Я встречал упоминание об этом блюде лишь однажды.
Гиляровский в книге "Москва и москвичи" описывает один эпизод в ресторане:

"- Ресторан теперь, а не трактир!--важно заявил метрдотель.
- То-то, мол, говорим, ресторан! А ехали мы сюда поесть знаменитого
тестовского поросенка, похлебать щец с головизной, пощеботить икорки
ачуевской да расстегайчика пожевать, а тут вот... Эф бруи... Яйца-то нам и в
степи надоели!"

Вывод - блюдо "Эф бруи" это как-то приготовленные яйца :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

мда
[info]ugputu@lj
2007-10-25 17:33 (ссылка)
Гуглеванием находится только и именно эта самая цитата :(
Зато набрел на целый ворох всяких цен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: мда
[info]museolog@lj
2007-10-25 18:09 (ссылка)
"эф" по-французски яйцо. Там, конечно, не совсем "э", но иначе русскими буквами и не напишешь.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: мда
[info]museolog@lj
2007-10-25 18:11 (ссылка)
яичница-болтунья — œufs brouillés

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Эфъ бруи
[info]ugputu@lj
2007-10-25 18:12 (ссылка)
спасибо!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Эфъ бруи
[info]museolog@lj
2007-10-25 18:18 (ссылка)
:) мне было любопытно уточнить.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: мда
[info]lord_k@lj
2007-10-25 20:09 (ссылка)
Oeufs Brouillés
Классический рецепт - не совсем яичница-болтунья, как любезно подсказывают ниже, а десертное блюдо - омлет с некислой сметаной (creme fraiche), толченым мускатным орехом, взбитый до кремообразного состояния. Подается горячим, с поджаренными хлебцами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

эфъ
[info]ugputu@lj
2007-10-25 21:01 (ссылка)
спасибо. Попробую-поэкспериментирую.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: эфъ
[info]lord_k@lj
2007-10-25 21:06 (ссылка)
Да, если уж собрались экспериментировать, то делается это в круглой сковородке с высокими стенками и посыпается небольшим количеством сахара. Если читаете по-французски, рецепт (со множеством вариаций) найти и привести в действие будет несложно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lina_nn@lj
2007-10-26 08:35 (ссылка)
Три года назад, когда только переехала в свой дом и возникла необходимость готовить для себя и любимого обеды-ужины, я долго вчитывалась в рецепт сталинской "Книги о вкусной и здоровой пище" - "Щи с головизной". Потом дошло, что головизна - это просто голова рыбы. Интересно, откуда такое слово?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nemesid@lj
2007-10-25 17:02 (ссылка)
Недешево то, если зарплата 20р. Ой как недешево.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]szhaman@lj
2007-10-25 17:09 (ссылка)
Просто продукты стоили не дорого http://szhaman.livejournal.com/105990.html

Цены на "главнейшие продукты первой необходимости" в 1913 году были такие:
мука пшеничная высшего сорта - 13 коп. за кг,
мука ржаная - 6 коп. за кг,
хлеб пшеничный - 12 коп. за кг,
французская булка - 7 коп. за 400 г,
картофель - 2 коп. за кг,
крупа гречневая - 16 коп. за кг,
рис - 20 коп. за кг,
масло подсолнечное - 33 коп. за кг,
сахар (песок) - 25 коп. за кг,
телятина - 32 коп. за кг,
свинина - 38 коп. за кг, рыба (щука) - 63 коп. за кг,
молоко - 12 коп. за литр,
масло сливочное - 1 рубль 31 коп. за кг,
яйца - 31 коп. за десяток.
Разливное пиво (0,5 литра) стоило 5 копеек. Разлитое в бутылки пиво стоило дороже - 12 копеек.
Обед из двух блюд в кафешантане "Шате да флер" обходился в 16 - 20 копеек.
Отобедать же в фешенебельном ресторане "Жорж" или "Франсуа" можно было за 2-3 рубля.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nemesid@lj
2007-10-26 05:53 (ссылка)
Смотрите- я вот рабочий, в день употребляю примерно литра 2 молока, пол кило хлеба, пол кило мяса, пол кило картофеля.
Выходит что по этим ценам я за день тратил бы порядка 50 копеек в день или 15р в месяц. То есть на еду уходило бы порядка 75% заработка. Сейчас уходит где то 25%, и это с регулярной закупкой деликатесов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mincao@lj
2007-10-26 06:55 (ссылка)
Ну, с точки зрения статистиков вы относитесь к весьма обеспеченному слою общества :). Именно так и считают благосостояние, по затратам на питание: 25%-50%-75%.

(Ответить) (Уровень выше)

(вздыхая)
[info]seadevil001@lj
2007-10-26 09:40 (ссылка)
А жена и дети? Ага. Вот оттого революция и получилась. И кстати тема пересекается с другой, где обсуждалось почему в те времена носили на себе много одежды. Еды маловато было.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bandyrlog@lj
2007-10-26 02:40 (ссылка)
рабочие по кафе не шатались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]snake_d_ha@lj
2007-10-25 17:05 (ссылка)
Как замечательно! У меня как раз перед собой лежит именно такая пятерка начала века. Ей-богу не припомню путей, которыми она ко мне попала, но хочу с ней в ту кофейню на полчасика. Посидеть, попить шоколада...

(Ответить)


[info]shimonb@lj
2007-10-25 17:20 (ссылка)
моя прабабушка 1894 г.р., которую я ещё застал в своем детстве, рассказывала, что году 1906-м она в парке в г.Орёл нашла червонец. И на 10 рублей папа-купец подарил трем сестричкам по платью с туфлями и зонтиками. во как.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ugputu@lj
2007-10-25 17:35 (ссылка)
10 руб*(~25) ~~$250
Да, вполне соответствует.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]troitsa1@lj
2007-10-25 17:27 (ссылка)
Интересно. А странно, что белуга стоила дешевле осетрины... И узнал, что майонез надо готовить 15 минут. И причём тут рыба?..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ugputu@lj
2007-10-25 17:39 (ссылка)
Майонез - это блюдо из рыбы. С соусом майонезом ;)
Даже в советской "сталинской" "Книге о вкусной и здоровой пище" это еще так.
Да и сейчас можно найти рецепт:
Майонез из осетрины, севрюги и белуги готовится так же, как майонез из судака, форели и другой рыбы, с той лишь разницей, что рыбу надо сварить целым куском и из бульона приготовить желе. Готовую рыбу нарезать на куски толщиной 1 см, если же блюдо предназначается для закуски, то рыбу нарезать маленькими ломтиками, для чего сначала отделить поперечный кусок рыбы, срезать кожу, затем разрезать кусок на несколько ломтиков, обровнять, уложить их на блюдо, после чего покрыть каждый ломтик соусом майонез с добавлением желе (2/3 стакана соуса майонез, 1/3 стакана желе). Каждый ломтик украсить листиками зелени, фигурками из моркови и т. п. Украшения закрепить полуостуженным желе, поливая его тонким слоем с ложки. Застывшие ломтики майонеза обровнять и уложить на блюдо.К этому заливному подать соус из горчицы с каперсами или майонез.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

очепятка
[info]ugputu@lj
2007-10-25 17:40 (ссылка)
"соусом майонез" конечно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anikonov@lj
2007-10-25 17:59 (ссылка)
Майонез из осетри! Это как?!

И кофе по-венски стаканами! А я-то думал это придумали в советское время.

:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]anikonov@lj
2007-10-25 18:05 (ссылка)
Интересно, а как это - кофе по-султански? С мальчиком для вытирания рук?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]valdep@lj
2007-10-25 18:07 (ссылка)
Мне больше всего понравилось "Огурец - 5 коп.". Это практически классика, "- Почём у вас огурцы? - 5 копеек штука. - Дайте два!" © Киса Воробьянинов. Хотя он, конечно, лет на 15 позже покупал эти огурцы и "большой графин водки".

(Ответить)

:)))))
[info]nellinch@lj
2007-10-25 18:27 (ссылка)
Примите, пожалуйста, заказ: Консоме с пашотом.

А завтра зайду выпить чашку шоколада.

(Ответить)


[info]pustota1@lj
2007-10-25 18:27 (ссылка)
виненских "Цукерни"
Подправить бы надо на виленских цукерен.
Кстати, судя по меню это действительно кафе, а не цукерня.
В Вильнюсе сейчас чего то хороших уж и не возродили, зато
есть парочка исключительно хороших в городе, конкурирующем
с Вильнюсом по многим показателям -- во Львове.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]szhaman@lj
2007-10-25 18:31 (ссылка)
Учту
Но насколько я понял, в цукернях продавали не только сладости.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anhydrol@lj
2007-10-25 19:03 (ссылка)
Ну и где там капучино с экспресо? :)))
Что из себя представляют эти способы приготовления кофе?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lord_k@lj
2007-10-25 20:12 (ссылка)
За капучино с эспрессо в те поры надо было ехать в Италию. Варить кофе под давлением придумали именно итальянцы, тем и знамениты. Я как раз ищу сейчас материалы о первых кофейных машинах, в обязательном порядке увенчанных фигурой орла :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]melbaa@lj
2007-10-26 02:24 (ссылка)
Отличный пост, жаль, короткий. Я только уселась, а оно уже все...

(Ответить)


[info]sun_alliona@lj
2007-10-26 04:19 (ссылка)
Спасибо! Все так вкусно, и такие дешевые пирожные! Удивило, что кофе и шоколад пили стаканами.

(Ответить)


[info]gunter_spb@lj
2007-10-26 06:28 (ссылка)
А что такое "варенецъ" в разделе "Прохладительные напитки"? И стоит он дороже всего, целых 40 копеек.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]szhaman@lj
2007-10-26 10:44 (ссылка)
Если примитивно - тогдашний йогурт (Варенец - заквашенное топлёное молоко у восточных славян.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunter_spb@lj
2007-10-26 11:53 (ссылка)
Любопытно. Рецепт где-нибудь есть (это я в размышлении о нашей исторической деревне)?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]szhaman@lj
2007-10-26 11:56 (ссылка)
http://www.good-cook.ru/proth/proth_023.shtml

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunter_spb@lj
2007-10-26 12:20 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nellinch@lj
2007-10-26 17:03 (ссылка)
Ну, "йогурт"... Скажете тоже... Мне от сладкого йогурта с его закваской и набивкой химией дурно становится. А варенец – это gut.

(Ответить) (Уровень выше)