"Надо сказать, что общественное мнение опаздывает на целом на три столетия. Так, недавно объявленное наступление информационного общества состоялось на самом деле, когда Ян Амос Каменский заменил существовавшую до того систему обучения подмастерья у мастера массовой школой, где обучение осуществлялось посредством передачи информации. Мир был враждебен, и человек вынужден был узнавать информацию о нем. Благодаря информации за три столетия человечество сделало безумный скачок, однако сейчас информация о внешнем мире, который стал достаточно комфортен, не так востребована. Мы, в действительности, живем уже не в биосфере, а в ноосфере, и собеседником является не враждебный человеку окружающий мир, но такой же человек. Возник игровой мир, населенный людьми - игроками - с разными целями. Неважно, как растет пшеница, в конечном счете ее можно вырастить где угодно, важно - когда и как ее будет продавать твой сосед.
Поэтому если раньше история искусства и культуры рассматривала, главным образом, культуру элит, то, говоря о культуре ХХ века, мы должны говорить прежде всего о массовой культуре, фольклоре. Именно фольклор становится высокооплачиваемым искусством сегодня, тогда как раньше им было искусство элитарное. Покупателем больше не является принц, им становится народ. Это можно подтвердить тем, что раньше говорилось о манипулировании властью - вокруг принца было четыре фигуры: шут, проститутка, врач и мудрец, - теперь же говорится о манипулировании народом, причем манипулируют им те же четыре фигуры, но уже посредством медиа. В массовой культуре мы видим сегодня возвращение к синкретичному, нерасчлененному искусству. Мечта Вагнера о синтезе искусств осуществилась в видеоклипе, где музыка, поэзия и танец слиты воедино, как в пещерном действе.
Что касается образованности, могу отметить, что Россия - самое образованное общество в информационном отношении, но не в игровом, а сегодня востребовано именно игровое. И, кстати, в этом отношении традиционно и ценностно ориентированные Россия и Европа существенно проигрывают целевой ориентации Америки
Мои наибольшие опасения вызывает сейчас проблема образования, в частности, проблема средней школы. Сейчас в стандартный школьный курс вводится предмет "искусство", программа которого заканчивается на Васнецове! К высшему образованию современная экономика образования относится вообще достаточно подозрительно. Как правило, речь идет у нас об "информационном" образовании, тогда когда востребовано игровое, и эта ситуация внушает мне немалую долю пессимизма."
Москва, 16 июля 2002
По 2 последним: что он понимает под "игровым"?