![[info]](http://lj.rossia.org/img/userinfo-lj.gif)
В середине сентября прошлого года, то есть, за несколько недель до убийства Политковской, мы были с ней на одной конференции в Швеции. Делегация из России (несколько человек) заселялись в гостиницу в пригороде Стокгольма. Мы протягивали портье паспорта или просто называли фамилии, он находил нас в списке и ставил «галочку». Но когда очередь дошла до Политковской, и она собралась показать парню на ресепшене свои документы, он сказал: «Не надо. Я знаю, кто Вы».
Уровень узнавания Политковской за пределами России был настолько высок, что ее узнал в лицо обычный житель Швеции. Для нетелевизионного журналиста даже в своей стране это просто немыслимо. Уверен, российский обыватель не опознает ни одного даже самого маститого газетчика, если он не мелькает по телевизору. Но Политковскую знали даже за пределами ее родной страны.
Причем, этот самый уровень узнавания был сопоставим и с уровнем популярности Политковской. Для иностранцев она была именно смелым и честным российским журналистом.
Так что на самом деле убийство Политковской очень сильно ударило именно по российской стране, что бы там ни говорил Путин.
При жизни журналистки заграничный обыватель говорил – «о, в России есть смелая журналистка Политковская». Для него Политковская была показателем того, что в РФ возможен плюрализм мнений и свобода слова. «Если в России можно критиковать власти, как это делает Политковская, значит, это нормальная страна» - думал такой человек.
После ее убийства все изменилось. И дело даже не в том, что сам факт убийства трактовался как месть властей и как давление на свободу слова и негативно отзывался таким образом на имидже России в мире. Фактов давлений на прессу – масса, о них, как правило, помнят те несколько дней (или дольше, но в любом случае, какой-то ограниченный временный отрезок), пока газеты отрабатывают свежий информационный повод, потом же о них можно прочитать лишь в специализированных докладах.
Но после убийства Политковской у России не осталось таких известных за пределами страны журналистов и критиков власти в РФ, какой была она.