Дмитрий Зыков (марксист) пишет:
Ах эта шизофреническая прогрессивная либеральная общественность! Одновременно и за десоветизацию и против передачи Исаакиевского собора РПЦ
**
Он очень верно уловил! Действительно! Демшизоидная общественност "с хорошими лицами", конечно, ненавидит Путена.
Но поскольку Русскую Церкоь она ненавидити ещё больше,
то пусть лучше имущество будет у Путена и его государства (которое реквизировали большевички у законных владельцев),
нежели у Русской Церкви.
А ещё я не ожидал от Я.Г.Кротова (священника УАПЦО) такой здравой позиции.
Впрочем, он всегда был за реституцию.
Но его мнение тем ценнее, что он-то МП очень не любит.
Но сейчас - молодец:
http://krotov.info
СОБОРНАШ
Мотивация "защитников" музея в Исакиевском соборе различна, а вот их состав достаточно однороден. Он совпадает с составом энтузиастов РПЦ МП. Госслужащие среднего возраста с высшим гуманитарным образованием. Борьба вокруг собора - это борьба нанайских мальчиков. Сегодняшняя РПЦ МП в огромной степени создана теми, кто "перебежал" из среды советских секулярных интеллектуалов в среду советских же церковных интеллектуалов. <..>
Лозунг "собор наш" отражает одну особенность советских гуманитарных интеллектуалов. Это люди подчинённые, Акакии Акакиевичи мужского и женского родов. Советская система ведь социально была (и остаётся) очень неоднородной. Она не просто клановая - клан "работников культуры", клан "театральных деятелей" и пр. Внутри каждого клана есть свой бонза - представитель межклановой номенклатуры. Работники низшего и среднего звена могут быть сколь угодно аполитичными и порядочными, но руководство обязательно представляет гипер-лояльного наместника Центра. Именно он совершает все "злодейства", обязательные для российского городничего ещё с дореволюционных времён, с прибавлением особого рода злодейств, добавленных Лениным и его преемниками до Путина включительно. Это своего рода паук, являющийся частью паучьего клана. Именно эти люди-пауки увольняли диссидентов ещё до распоряжения Лубянки, именно эти люди могли и не уволить, подождать распоряжения. Именно эти люди подписывают самые омерзительные документы, оглашающие очередные людоедские идеи власти. Разумеется, не бескорыстно.
Бунтовать против этих людей опасно до бессмысленности - бунт будет подавлен в зародыше. И подавляется. Как сохранить в этой ситуации самоуважение? Ситуация концлагерная, в которой служащие - заключённые, а их руководители - надзиратели. Тогда и рождается самоуспокавающий миф о том, что, конечно, начальство сволочное, но "мы" делаем важное и благородное дело, сохраняем и развиваем культуру.
Реальности это не соответствует. Культура России с 25 октября и до обеда Путина с Медведевым деградировала и деградирует неукоснительно. В ней иногда образуются отдельные творческие исключения, обычно - как и в точных науках - связанные с милитарными потребностями власти. Например, после Второй мировой войны, когда Сталин начал активно готовить завоевания на Ближнем Востоке, стали развиваться исследования истории этого региона (впрочем, и до революции они поощрялись властью из тех же соображений). Но в целом пост-октябрьский культура России (а другой нет), - это имитация. То же относится, разумеется, и к пост-октябрьской религии. Поэтому в этой культуре и в этой религии такой акцент на сохранении формы. Но форма всё равно сохраняется плохо, всё разваливается и исчезает. Но тут у всех участников процесса готово классическое самооправдание: виновато начальство. Начальство, действительно, виновато и, более того, виновно. Но тогда уж не надо делать вид, что ты что-то можешь и что-то значишь. Прикажут - и хранитель Третьяковской галереи лично сожгет все иконы и картины. А как иначе - "уши выше лба не растут". И сжигали! Много сожгли, много продали за границу, много раскрали под сурдинку.
Именно клановость стоит за утверждением соборнашевцев о том, что передача Исаакия РПЦ МП "повысит удельный вес" церкви. В государстве, где власть есть производное от собственности, а не от выборов, и где собственность распределяется властью как поощрение, это вполне правильное рассуждение. Но оно не имеет никакого отношения к праву. Это вполне ленинистское, рабовладельческое по логике рассуждение - неважно, чья собственность, важно, кто хозяин собственников.
Аргумент: "это сделает нас ещё более подневольными" - гнилой аргумент. Когда Путин взорвал дома в Москве и вы это стерпели и сказали "ах, нет доказательств, нас терзают сомнения" - всё, после этого промолчавшие уже на 100% отдали ему свою душу. Все остальные попытки изобразить себя ещё на какой-то процент свободными - самообманчик. Шумиха с Исакием - типичный пример невротического переноса, вытеснения рабами проблемы своего рабства в какую-то фантастическую сферу, где они якобы немножечко как бы свободные... Правда, что характерно для людей с рабской психологией, повод выбран крайне неудачный. Царь украл кадило у попа и вручил подьячему - и теперь холопы оживленно обсуждают, почему царь правильно сделал и поповский кадило должно быть у подьячего, чтобы они остались свободными людьми. И культурными - ну культурный человек не разглядывает кадило из рук поповских, а только из рук подьячего! И еще и священника ищут, который бы их поддержал. Шизофрения, как и было сказано!
Появление РПЦ МП как ещё одного госучреждения и, соответственно, ещё одного клана и ещё одного претендента на скудные государственные ресурсы, разделило клан гуманитарных интеллектуалов - часть пошла в новый кластер, часть стала в оппозицию по принципу героя романа "Золотой телёнок": ни кроватей не дам, ни умывальников. Трагикомический оттенок этому придавало то, что дрались только холопы, а паны отлично ладили и ладят друг с другом. Ведь основной принцип пост-октябрьской номенклатуры - ленинистский, это принцип "единство превыше всего" - единство в господстве, единство в угнетении людей.
А низы, кричащие "соборнаш", забывают, что им, низам, в России не принадлежит ничего. Ни собор, ни город, ни страна, ни даже квартира, якобы "приватизированная". Всё могут в любой момент отобрать. Точнее, низы это помнят - и тем ожесточённее стараются это забыть, завалить каким-нибудь протестом, достаточно безобидным, чтобы не попасть в полицию, но достаточно наглядным, чтобы доказать себе свою гражданственность.
Когда журналистка "Новой газеты" (Горбачёв-фонда) Диана Качалова сокрушалась, что не нашла священников, которые бы отслужили перед Исаакием молебен для протестующих, это ведь проявление той же логики, по которой в середине XIX века фрондирующие студенты проказничали, заказывая панихиды по казнённым декабристам, той же логики, по которой наклеивают на панель автомобиля имитации икон. Раз "соборнаш", то хорошо бы иметь и "попанашего". Это и лояльность общей линии партии доказывает, и одновременно показывает как бы, что сия лояльность заключает в себе верноподанническую оппозиционность.
"Соборнашевцы" демонстрируют не только интеллектуальную и этическую неопрятность, вполне понятную и простительную для бесправных людей. Они демонстрируют готовность в любой момент заключить мир с РПЦ МП, которой якобы так не доверяют, если та сделает ряд символических шагов и признает их авторитетность. Спор с РПЦ МП - это спор не о том, кто лучше сохранить культуру, а о том, кто выше в иерархии власти. Если директор музея распорядится, чтобы посетители были в платочках, - интеллектуалы согласятся, вздохнув. Они выполняют и куда более безумные и аморальные распоряжения своего руководства. Но если такое же распоряжение отдаёт священник - бурный протест.
Лейтмотив "соборнашевцев": "музейным работникам я доверяю больше, чем МП". "Больше" - удивительное слово. Тысячная доля процента больше десятитысячной. Соборнашевцы ещё боятся вслух сказать, что они не доверяют и судам, да и никакой власти вообще. Они боятся это сказать не только потому, что за такие слова могут и наказать, но потому что, сказав это, они распишутся в том, что и музейным работникам доверять оснований нет. Ни малейших. Да, по своей воле они ничего не разрушат. Но от нехватки средств или по прямому распоряжению руководства - разрушат как миленькие, и разрушали неоднократно. Но это из памяти вытеснено.
Главный аргумент "соборнашевцев" - но мы же разрешаем верующим молиться - абсолютно симметричен главному аргументу их противников: "мы же разрешаем неверующим осматривать памятники". Что абсолютно верно. Только к интеллектуальной неопрятности можно отнести заявления историка Ольги Чумичёвой о том, что РПЦ МП не будет пускать в Исаакиевский собор неверующих, потому что в соборе Василия Блаженного маленькие помещения и в некоторые более трёх человек не умещается. РПЦ МП пускает неверующих так же, как пускают их в храмы на Западе. Что не делает её ни лучше, ни хуже того, какая она есть. Её недостатки немножко в другой сфере, но в этой сфере у секулярных интеллектуалов ровно те же проблемы. Они - РПЦ МП без П и Ц, но с остальным всё так же, национализм и малокультурность.
Судьба памятников, возвращённых верующим, разная. Саввино-Сторожевскому монастырю передача РПЦ МП пошла скорее на пользу, денег больше стало. Казанский собор выкрасили безумной краской, что нехорошо, но ведь и антирелигиозный музей в этом соборе тоже было, мягко говоря, нехорошо, и большой вопрос, что было хуже - чистая внешность и загаженная внутренность или наоборот. Собственно, выбирать не следует. Следует понимать, что задача - ликвидация и госцеркви в виде РПЦ МП, освобождение её от всех нитей, связывающих её с властью (кстати, "соборнашевцы" так далеко в своих требованиях не заходят и никогда не зайдут, они же лояльные к власти), задачей является и реституция - храмов верующим, заводов заводчикам, земля крестьянам. И, конечно, немалая задача - создания нормальных музеев на месте тех имитаций музеев, которые создала "советская власть" и продолжает создавать и поддерживать. Разумеется, обе эти задачи не могут быть выполнены внутри российской диктатуры (известной как "кровавая гебня", что значительно преуменьшает проблему).
СОВКИ-ВАТНИКИ И МУЗЕИ
Самая неприятная разновидность совка - совок-гуманитарий, как-бы-интеллигент. Это он спокойно смотрит на бомбежки в Сирии, но очень беспокоится, что "его храм" отдадут церкви. Так вот. Храм должен быть у верующих. По определению. Они его хозяева. Это так, на всякий случай, если кто не понимает простейших вещей. Да, Путиловский завод тоже надо вернуть потомкам Путилова, я за. А церкви - верующим. Государство должно доплачивать верующим на реставрацию, как оно доплачивает и музейщикам.
Вход в храм должен быть бесплатный. Если верующие просят в косынках - значит, в косынках. В собор св. Петра одеваются прилично, и ничего, и в Исакий можно косынку одеть. При этом государство обязано контролировать сохранность памятника.
Ссылки на то, что государство ничего не умеет контролировать, несерезны - тогда организуйте государство так, чтобы контролировало. Это ваша, светская проблема. Хотите, чтобы по собору проводили экскурсии? Не спорю, оговорите это в договоре о сдаче церкви в аренду (речь, конечно, идет об аренде, реально собор никогда и не был в собственности Синода, это была собственность казны). А на митинги извольте выходить с требованием вывести российские войска - ваши войска! - из Украины и Сирии. Ну что вы как дети, чесслово, простых вещей не понимаете...
Лучше будет хотя бы то, что еще одну вещь вернут для правильного использования. Будут использовать неправильно - отберите. Должен ли быть платным вход на колоннаду? Почему бы нет? Но в дом Божий пускать за деньги - не следует.
Сохранность культурных ценностей - забота не музейщиков, а культурных людей. Способы сохранности могут быть разными. Но эти способы не могут противоречить праву. И поэтому нельзя ОМОНу врываться к частным коллекционерам и изымать у них вещи - в музее-де надёжнее. В общем, что я могу! Пожать плечами... Ватники всполошились - они хотят сохранить Исакиевский собор... Ну, сохраняйте... Потом не жалуйтесь - когда музейщики разорят то, что, вы верили, они сохранят лучше казенной церкви. А они разорят - потому что деградация будет продолжаться. Да и уже наши музейщики столько всего разорили...
И уж подавно не жалуйтесь, когда вас станут выселять из квартир в общежития казарменного типа - чтобы лучше сохранить ваши квартиры, которые вы загаживаете и используете не по назначению. Это вы, вы лично согласились с тем, что собственность должна быть у того, кто ею лучше распоряжается. Вы лично согласились с тем, что проще отобрать собственность у владельца, чем добиться от государства должного использования этой собственности. Государство не может заставить церковников сохранять иконы - давайте отберем иконы у церковников, пусть их сохраняет государство! Ну, никто вас за язык не тянул... Вашу жизнь у вас и отберут и отдадут государству. Да уже давно и отдали, вы в такой ситуации родились (что не от вас зависит), и вы с нею согласны (а вот это - ваш личный выбор).
* * *
Признаться, весь этот хай вокруг музеев изрядно надоел, п.ч. идёт аж с 1991 года. И ведь хай не во Франции, а в России, и тут у него есть специфика: этот хай подымает прослойка, верно обслуживавшая идеологические нужды ленинского режима. Ну вот антирелигиозный музей в Казанском соборе, институт атеизма... Ведь они все сохранились! Переехали некоторые, но сохранились! А ведь их надо было просто разогнать - и сегодня их разогнать не поздно и нужно, всех этих перекрасившихся в религиоведов воинствующих безбожников. Во всяком случае, с госфинансирования снять. Вовсе не за гуманизм с культурой эта прослойка ратует, а за своё нищее, но и стабильное и безопасное бытие...
* * *
Я не считаю казенных музейщиков сколько-нибудь лучше казенных церковников. Абсолютно из одного теста. Персонажи типа Шевкунова - из тех же институтов, что работники Исакия. А лицо директора Исакия видели? Огурцов! А их диссертации, этих музейщиков? Тут не может быть подлогов, потому что тут изначально все нулевое в смысле науки. В гуманитарной сфере России слито всё самое бесталанное, халтурное, кое-какерское... И, соответственно, самое самоуверенное, самое наглое, самое самовлюблённое... И самое сентиментальное - на Исакий посмотреть... Помечтать... Прикоснуться, так сказать, к святому... Лишь бы там попов не было!
* * *
Исакий сейчас дает бюджету прибыль - 100 миллионов. Ура! И я скажу: тем более отдать Церкви. Потому что все деньги, которые идут в российский бюджет - это новые трупы в Сирии и в Украине.
* * *
Я нимало не собирался - я активно не хотел встревать в спор об Исакии, п.ч. я активно не хочу вообще касаться российской нежити, хоть это нежить музейная, хоть нежить церковная. Этой нежити на меня плевать, ее интеллектуальный горизонт исчерпывается Быковым и Кураевым - и слава Богу! Но что гниль зашла так глубоко, я и не подозревал. Сказал простейшую вещь - отдайте ворованное - и экая истерика!"
**
конец цЫтаты из Кротова
**
Ну и в догонку:
Свидетельство прихожанки с форума Правмир: "Этим летом на Вознесение стояли службу в Исакиевском, могу засвидетельствовать : и верующие, и священники чувствуют себя там приживалами. к концу службы стали ходить дамы в унифрме, вход через боковую дверь. когда после службы хотели поклониться иконам в боковых приделах. дамы недвусмысленно отогнали и сказали, что ваша служба закончилась, хотите подойти. выйдите и купите билет." тут
Теперь мы, верующие, будем снова у себя дома.
А не так, что большевицкие хозяева - из милости пустили.