Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет topbot2 ([info]topbot2)
@ 2007-02-15 11:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Два мира, два паровоза
Читаю уже почти археологического Вэнса Паккарда (1957). Глава "Формирование "командных игроков" для свободного предпринимательства":
Социолог Дэвид Рисмен раздел своей книги "Одинокая толпа", обозначившей эту тенденцию к ориентации на других, посвятил любопытному анализу одного из детских бестселлеров середины [XX] столетия, "Toodle, the Engine" ["Паровозик Тудл"], изданного стотысячныи тиражами в серии Маленькая Золотая Книжка.

Тудл - это юный паровозик, который ходит в школу, где на большинстве уроков учат тому, чтобы всегда останавливаться на красный сигнал и никогда не съезжать с пути. Его учили, что, проявив прилежание в этих двух вещах, он должен вырасти, чтобы стать главным паровозом на линии. Поначалу в своих первых выездах Тудл следовал правилам, но потом он обнаружил, что ему доставляет радость съезжать с пути и собирать цветы. Эти нарушения раскрывались из-за предательских извилистых следов пути. Своеволие Тудла поставило город Энжинвилль в кризисное положение, и горожане собрались, чтобы найти способы заставить Тудла не сворачиыать с пути. Он всё ещё продолжал поступать по-своему. В конце концов они разработали стратегию того, как удерживать его на пути. В следующий раз, когда он съехал с пути, он угодил под красный сигнал. Приученный останавливаться, он остановился, повернул в другом направлении, но был остановлен другим красным сигналом. Красные семафоры были расставлены по всей местности. Он поворачивал и вилял, но не мог найти места для игры. В конце концов он посмотрел обратно на рельсы. Там манили зелёный и белый сигналы "можно ехать". Он радостно вернулся на свой путь и обещал под аплодисменты жителей города, что будет оставаться на нём и теперь всегда будет хорошим паровозом.

...
Доктор Рисмен заключил: "Эта история оказывается подходящей для воспитания детей в конформной ориентации на других. Они обучаются тому, что нехорошо съезжать с пути и играть с цветами, и тому, что в перспективе следование зелёным огням принесёт не только успех и одобрение, но ещё и свободу"
Мне тут же вспомнился аналогичный советский мультфильм для детей "Паровозик из Ромашкова" (1967).
Фильм короткий, всего 9 минут, желающие могут невозбранно скачать с multiki.arjlover.net и посмотреть.



Советский безымянный паровозик занимался тем же самым, чем его американский собрат Тудл, - съезжал с пути и собирал цветы.
Но мораль в фильме противоположная:
- Если мы не увидим белых ландышей, мы опоздаем на всю весну.
- Если мы не услышим первых соловьёв, мы опоздаем на всё лето.
- Если мы не увидим рассвет, мы можем опоздать на всю жизнь.

Ничего не зная об участи Тудла, [info]alexandrovich@lj проницательно догадался:
Бедные, бедные американские дети. И дети прочих наций - тоже. Они никогда не увидят, как "паровозик из Ромашково" останавливается в пути, чтобы понюхать ландыши, посмотреть на рассвет и сделать нас всех счастливее.

К вопросу об "общечеловеческой культуре".

P.S. О возможном будущем станции Ромашково см. тут.

Image источник-[info]_iga@ljчитать полный текст со всеми комментариями


(Добавить комментарий)


[info]karantin@lj
2007-02-15 05:59 (ссылка)
Так немецкие танки остановили под Москвой в 41-м. Развесили знаки "проезд запрещен" чтобы танкисты не смогли проехать и они были вынуждены повернуть обратно.

(Ответить)