Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет topbot2 ([info]topbot2)
@ 2007-08-26 20:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Павшино - лагерь для беженцев в Закарпатье
Сегодня вернулась из Ужгорода. Там проходил первый антиграничный лагерь на постсоветском пространстве. Он много чем отличался от подобных лагерей за границей, начиная от уровня не-знания темы, кончая совершенно непрозрачной системой принятия решений. Но об этом попробую написать чуть позже. Первым делом хотелось бы лишь показать несколько фотографий тех мест, где расположены лагеря для мигрантов и беженцев, которым дико не повезло. Речь идёт о тех, кто при попытке пересечь границу между Украиной и Евросоюзом, попал в руки тех или иных пограничников и был отправлен в закрытые центры временного содержания для беженцев. Первая остановка для этих несчастных - это лагерь в пограничном Чопе, где их держат до 10 дней по закону, но, бывает, что срок пребывания продлеваается до месяца, а затем их переправляют в лагерь Павшино, в то время, как женщины и дети попадают в закрытый центр в городе Мукачево.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Павшино - это настоящий ад.
... Внешне его территория напоминает концлагерь. Что происходит внутри, узнать сложнее. Погранцы, которые охраняют лагерь, рассказывают байки о полной свободе передвижения внутри него и о том, что все беженцы врут, сотрудники же католической гуманитарной организации CARITAS, имеющие доступ на территорию лагеря, хранят молчание. Оно и понятно. Евросоюз выделяет этой организации вполне нескормные деньги на содержание лагеря, а CARITAS, по сути дела, становится исполнителем его воли под видом гуманитарной деятельности. Насколько она является гуманитарной, мы узнали из уст одного бывшего заключённого. Когда он в течение 5 месяцев находился в хронически переполненном лагере в Павшино наряду с примерно 500 другими заключёнными, "добрая" CARITAS привозила питьевую воду - три раза в неделю по 500 литров. Не надо быть математиком для того, чтобы сообразить, что при таком раскладе каждому достается меньше чем поллитра в сутки, а медики рекомендуют пить не менее двух литров жидкости в сутки. Из-за нехватки воды заключенные дерутся, а погранцы снимают эти сцены на свои мобильники. Беженцы представляют для них настоящую ценность только в том случае, если имеют деньги. Платить в лагере приходится за всё, а если денег нет, то жди своей очереди. Общение с внешним миром сильно затруднено. Те, кого родственники поддерживают деньгами, нанимают своего адвоката. Он нужен для оформления заявления о получении убежища в Украине. Фактически только подав такое заявление, можно выбраться из Павшино, но обработка документов в любом случае занимает несколько месяцев. Это не удивительно, так как в местной Миграционной службе работают всего лишь семь человек.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Лес. Отсюда до лагеря приходится ехать километров два с небольшим по узкой дороге

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Внутри желтого зданиия или перед можно иногда увидеть беженцев. Как правило они находятся налеко от ворот, но нам удалось увидеть несколько человек и, что важнее, они нас заметили.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Мукачево - верхний этаж закрыт на выход для его жительниц

Ниже можно прочесть немного о подоплёке миграции через Закарпатье.


Go West

Трудовая и транзитная миграция из и через Закарпатьe в Украине

Ужгород - город с населением около 125 000 человек расположен в украинском регионе Закарпатье, непосредственно на отодвинувшейся на восток внешней границе Евросоюза (здесь Украина граничит со Словакией и Венгрией). Соответственно, эта местность в глазах экспертов из "Frontex" считается "проблемной зоной для нелегальной иммиграции". Закарпатье вдвойне находится в центре внимания в связи с миграцией: оно само порождает десятки тысяч рабочих-отходников и, к тому же, является местом временного пребывания для многочисленных беженцев и мигрантов из стран Глобального Юга.

Нельзя не заметить разницы в социально-экономических условиях жизни соседних стран. Несмотря на то, что признаки сильнейшей бедности бросаются в глаза уже и в восточных областях Венгрии, на пути в Украину по ту сторону КПП она явно ощущается намного острее. По состоянию большинства домов или по одежде многих жителей нетрудно догадаться, что средний доход населения часто не превышает 70 евро в месяц, редко он составляет больше 120 евро и только иногда зашкаливает за 150 евро. Такую сумму могут получать лишь те, кому удалось трудоустроиться на одну из (пока что?) немногих "макиладор" - имеется в виду завод "Шкоды"/"Фольксвагена" прямо за границей в городе Чопе или расположенное несколькими километрами дальше в пригороде Ужгорода японо-американское предприятие-поставщик комплектующих автомобильных изделий "Язаки". Эти чрезмерно удлинённые технологические цепочки являются форпостами западной автомобильной индустрии, которая за последние годы всё больше перемещается в страны Восточной Европы .

Здесь, в Закарпатье, т.е. прямо за внешней границей ЕС, некоторые "глобальные игроки", видимо, надеются на долговечный рай низких зарплат. Несомненно имеет силу и следующий лейтмотив: "Страшно подвергаться эксплуатации транснациональной корпорацией, но (часто) бывает страшнее не подвергаться эксплуатации такой корпорацией".

Потому что у жителей этого региона возможность выбора крайне ограничена. Уже в советское время здесь существовало мало заводов, эффективность сельского хозяйства в условиях горного массива Карпат была сведена к минимуму, а туризм пока что не получил развития. Многим приходится выживать путём мелкой торговли или контрабанды бензина . Или же они уезжают в Чехию или Россию, Португалию или США , трудоустраиваясь сезонными рабочими или нянями на несколько месяцев, или рабочими-строителями, или домработницами на несколько лет. Многие оттуда не возвращаются вовсе или лишь с целью навестить близких во время национальных праздников.

Свыше 40 процентов работоспособного населения Закарпатья имеет временную или постоянную работу за пределами страны. Раньше уезжали в основном мужчины. Ныне женщины поступают точно также. Несмотря на растущие цены на визы в западные страны, их легальное оформление (пока ещё) возможно и, в результате, нелегальное пересечение границы среди украинских граждан всё же является исключением. Правда эти туристические визы действуют максимум три месяца и не включают в себя право на трудоустройство. Это значит, что работа и заработки как правило с самого начала являются "нелегальными", да и само пребывание на Западе "засидевшихся иностранцев" часто становится таким же. Однако в последние годы в ходе кампаний за легализацию мигрантов в южных европейских странах многим украинцам удалось получить легальный статус пребывания, который, правда, предоставляется исключительно при выполнении определённых условий, а чаще всего при наличии рабочего места. Это не лишено своей логики, так как во всей Европе востребована дешёвая и послушная рабочая сила . Тем более вызывает удивление то обстоятельство, что трудовые мигранты, несмотря на описываемую систему эксплуатации, умудряются ежемесячно высылать своим близким довольно-таки крупные суммы денег, в т.ч. в Украину и, в частности, в Закарпатье . Как и во многих других странах, занимающих одно из последних мест в глобальной шкале заработков, именно эти денежные переводы стали чуть ли не главным фактором дохода местного населения. Об этом можно судить не только по растущему количеству отделений "Вестерн-Юниона" , а ещё и по очевидным внешним изменениям, ставшим возможными благодаря денежным накоплениям вследствие отходничества: по оформлению магазинов или приобретению новых такси, ремонту домов или покупке дорогостоящих предметов потребления, таких как машины, или же по хорошему образованию, которое дети не могут получать в условиях отсутствия финансовых возможностей родителей.

Близлежащая граница с ЕС в одном из самых бедных регионов Украины открывает немалому количеству людей ещё и другие возможности для подработки. Существует спрос на организацию нелегального пересечения границы. Этот основанный на мафиозных принципах бизнес дает подработать тем, кто может обеспечить временный ночлег или помочь с перевозкой транзитных мигрантов, выходцев в основном из соседних стран, к примеру, из Молдавии, но также и из Юго-Восточной Азии или Африки. При этом то обстоятельство, что пограничные войска в существенной степени замешаны в этом бизнесе, является всем известной открытой тайной. А интерес Евросоюза заключается в том, чтобы украинские пограничники вылавливали как можно больше желающих нелегально пересечь границу. Украина как буферное государство занимает положение, сравнимое с Марокко на южной границе ЕС. Путём выплат крупных сумм денег, оказания политического давления и активной поддержки со стороны международных организаций уже который год предпринимается всё для того, чтобы превратить украинские власти в эффективного пособника европейского миграционного режима. Эта цель совпадает (и в то же время расходится) с собственными интересами украинских пограничных войск. Через границу никто не должен пролезть, не заплатив, и, похоже, без взяток и в самом деле практически никто не пролезает. Наоборот: кто обладает необходимыми финансовыми средствами и находит "турагентство" с соответствующими контактами, тот не должен потерпеть поражение на украинской границе. В 2003 году разразился наглядный скандал после получения огласки того обстоятельства, что для перевозки мигрантов в сторону "зелёной" границы рядом со Словакией использовался именно автозак, принадлежащий погранвойскам.

Однако застревают в пути прежде всего те, кто такими ресурсами не обладает. К ним относятся всё больше беженцев, не способных участвовать в соревновании под лозунгом "выживание для лучших". Летом 2004 года мы встретили в Ужгороде большую палестинскую семью, проходившую через все эти ужасы. Их кинули проводники прямо в лесу, отняв все деньги. Потом их забрали пограничники и не отпускали в течение более пяти месяцев. Женщины были размещены в лагере в Мукачево, мужчины - в прославившейся, между тем, депортационной тюрьме Павшино. Она представляет собой лагерь военного типа, в котором на тот момент находилось примерно 250 заключённых мужчин - страдающих от недоедания выходцев в большинстве своём из южно-азиатских стран, но также и из стран Африки. Несколько раз в день приходится собираться для проверки присутствия всех заключенных, питание для заключённых мерзкого качества, электричество отсутствует, спальни рассчитаны на большое количество людей и, к тому же, все заключённые постоянно подвергаются произволу солдат. Очевидно, что и по сей день ситуация в Павшино мало чем изменилась к лучшему .

Центр для беженцев в Павшино находится посреди леса. Со слов палестинских мужчин, только один раз за пять месяцев их заключения трём китайцам удалось совершить побег. Они выкопали туннель с кухни. Другим путём этот лагерь покинуть нельзя, разве что если заявление на убежище не только принимается, но ещё и всерьёз рассматривается. Тогда, в 2004 году, такой ход событий стал возможным практически исключительно в случаях вмешательства УВК ООН по делам беженцев. Ныне хотя бы несколько раз в неделю в лагерь приходят адвокаты. Они поддерживают заключённых в оформлении заявлений и перенаправляют их в соответствующие органы.

Павшино является центром приёма и депортации для большей части тех мигрантов и беженцев, кого задерживают на границе, неважно по какую из её сторон, хоть на украинской, хоть на словацкой. Там официальная пограничная зона включает в себя 15-тикилометровую полосу. Тот, кого задерживают в её пределах, может быть возвращён из Словакии в Украину согласно соглашению о реадмиссии. Однако словацкая пограничная служба, не церемонясь, порой возвращает и людей, попавших в её руки в результате проверок или облав за пределами пограничной зоны. А кто же это проверит?!

Задержанных или тех, кого возвращают, сначала довозят до пограничного населённого пункта Чоп, где прямо на границе находится тюрьма, которая, между тем, была отремонтирована при финансовой поддержке ЕС. Всё растущее количество нелегально переходящих через границу приезжает из Молдавии или Чечни. Так как они, будучи гражданами бывших советских республик, имеют право находиться на территории Украины без визы, их отпускают максимум через 10 дней с предупреждением. Им приходится покинуть страну в течение 15 суток. В случае невыполнения им грозит более долгосрочное заключение. О чеченских беженцах, однако, известно, что их неоднократно депортировали или экстрадировали на поезде в Россию . Тем не менее многие преодолевают все трудности после первой или второй безуспешной попытки. На риск идут сознательно с целью наняться на работу на Западе и заработать за несколько месяцев сумму, ради которой дома пришлось бы трудиться несколько лет.

Выходцев из других стран Глобального Юга, застрявших на границе с ЕС, также везут поначалу в Чоп. Однако пару дней спустя их предварительной конечной остановкой становится Павшино. Здесь можно встретить людей из Китая, Индии, Вьетнама, из Бангладеш и Афганистана, из Палестины и Ирака, а также из Сомали - на данный момент здесь находятся задержанными примерно 400 человек, так сказать, по поручению ЕС. Им приходится проводить до шести месяцев в месте заключения в ожидании депортации - это немецкий стандарт. И действительно депортируют только тех, чьи документы украинские органы успевают получить от соответствующих посольств. Оставшихся здесь "выплёвывают", как ту палестинскую семью, которая очевидно нуждалась в финансовой поддержке от своих родственников и друзей для того, чтобы снова совершить попытку попасть в Западную Европу.

По официальным данным в 2005 и 2006 годах на этом участке украинской границы было задержано около 5000 человек. Однако по разным оценкам эта цифра составляет всего лишь одну десятую часть желающих попасть на ту сторону и тех, кто на самом деле туда попадает. Так что, следовательно, речь тут может идти примерно о 50 тысячах из того полумиллиона человек, которые по оценкам Полицейского агентства Европейского Союза Europol ежегодно нелегальным образом преодолевают внешние границы ЕС.

Собственно, с точки зрения чиновника "Frontex" можно легко понять, почему Закарпатье считается реальным проблемным регионом.

И вся надежда на то, что именно так и будет продолжаться ещё много лет.



Х., "нелегальных людей не бывает" / город Ханау


Image источник-[info]anatrrra@ljчитать полный текст со всеми комментариями