Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет toto6kin ([info]toto6kin)
@ 2007-10-06 17:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Война 1914. Немецкие капиталы, шпиономания и доносительство.
Записка П.Н.Дурново Николаю II накануне войны 1914 года. (по кн. Соболева «Русская революция и немецкое золото») Цитата: «За несколько месяцев до начала Первой мировой войны один из самых влиятельных царских сановников, бывший министр внутренних дел П. Н. Дурново обратился к Николаю II с запиской, в которой прямо-таки провидчески указал на пагубные последствия разрыва «испытанных, если не дружественных, то добрососедских отношений с Германией».

Он предупреждал, что «борьба с Германией представляет для нас огромные трудности и потребует неисчислимых жертв», что «война не застанет противника врасплох и степень его готовности, вероятно, превзойдет самые преувеличенные наши ожидания».
Убеждая царя в том, что России во всех отношениях невыгодна война с Германией, П. Н. Дурново обращал особое внимание на экономический аспект сотрудничества с немецкой стороной.

«Что же касается немецкого засилья в области нашей экономической жизни», то едва ли это явление вызывает те нарекания, которые обычно против него раздаются, — полагал он. — Россия слишком бедна и капиталами, и промышленною предприимчивостью, чтобы могла обойтись без широкого притока иностранных капиталов. Поэтому известная зависимость от того или другого иностранного капитала неизбежна для нас до тех пор, пока промышленная предприимчивость и материальные средства населения не разовьются настолько, что дадут возможность совершенно отказаться от услуг иностранных предпринимателей и их денег.

Но пока мы в них нуждаемся, немецкий капитал выгоднее для нас, чем всякий другой... В отличие от английских или французских, германские капиталисты большею частью вместе со своими капиталами, и сами переезжают в Россию. Этим же свойством в значительной степени и объясняется поражающая нас многочисленность немцев-промышленников, заводчиков и фабрикантов, по сравнению с англичанами и французами. Те сидят себе за границей, до последней копейки выбирая из России вырабатываемые их предприятиями барыши.

Напротив того, немцы-предприниматели подолгу проживают в России, а нередко там оседают навсегда. Что бы ни говорили, но немцы, в отличие от других иностранцев, скоро осваиваются в России и быстро русеют. Кто не видал, напр., французов и англичан, чуть не всю жизнь проживающих в России и, однако, ни слова по-русски не говорящих? Напротив того, много ли видно немцев, которые бы хотя с акцентом, ломаным языком, но все-же не объяснялись по-русски?
Мало того, кто не видал русских людей, православных, до глубины души преданных русским государственным началам и, однако, всего в первом или во втором поколении происходящих от немецких выходцев?».

Главное же предостережение этого видного государственного деятеля состояло в том, что война России с Германией может закончиться социальной революцией для обеих. «Слишком уж многочисленны те каналы, которыми за много лет мирного сожительства незримо соединены обе страны, чтобы коренные социальные потрясения, разыгравшиеся в одной из них, не отразились бы и в другой, — писал он. — Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма».

====================

Началась война, и борьба с германцем развернулась на всех фронтах.
В Петербурге громили посольство (министр внутренних дел Маклаков, градоначальник Оболенский и ген. Спиридович были в числе лиц наблюдавших), магазины, рестораны, началась травля лиц, носивших немецкие фамилии. Посыпались доносы.

Цитата:

«В контрразведку поступала масса доносов на «подозрительных лиц», что было связано в первую очередь с культивирующейся на страницах газет шпиономанией. Поэтому «почти всякий грамотный человек почитал своим долгом сообщать, кого он считает шпионом или германофилом: обвиняли в шпионаже министра Григоровича, Сувориных, Путилова, почти всех начальников заводов, работающих на оборону, всех генералов с немецкими фамилиями и пр. Фантазия обывателей работала невероятно: о радиотелеграфах, подготовке взрывов и пожаров сообщали ежедневно, что при проверке ни разу не подтверждалось».

По доносам и обвинениям в германофильстве у контрразведки были тысячи подозреваемых в шпионаже, среди которых, как свидетельствует ее сотрудник, были «директора заводов, генералы, инженеры, присяжные поверенные, студенты наряду с рабочими, людьми неопределенных профессий; были католики, православные, лютеране, буддисты, были русские, эстонцы, латыши, китайцы (евреи, конечно, все попадали в списки заподозренных без различия, по какому поводу написан донос)... Для 9/10 этой публики не было абсолютно никаких причин к занесению их в списки германофилов, но для высшего начальства величина списков служила признаком продуктивности работы...»

===============

"Советское" доносительство – вовсе не феномен. Это продолжение, в известном смысле, нехорошей традиции смотреть на вещи поверхностно, поддакивать и поддерживать любую компанию по поиску врагов не там, где они на самом деле находятся…
Такое наверняка процветало и во времена Ивана Грозного…

Интересен отрывок из книги Спиридовича "Великая Война и Февральская революция".

Цитата:

«Ко мне приехал один из состоявших при Вел. Князе офицеров и просил сведений о проживающих в Петергофе немцах и об их арестах. Я направил его куда следует и помог чем мог.
А что же делало соответствующее отделение нашего Генерального штаба, спрашивал я работавших целую ночь у меня в канцелярии офицеров. Почему же оно дает вам эти данные, почему вы обращаетесь к нам, когда это совсем нас не касается? Почему? А знает ли оно — это учреждение, — что хозяином единственно приличной гостиницы в Петергофе — «Самсон» — уже 25 лет состоит немец? Что летом он справлял свой юбилей, на который из Петербурга приезжали чины немецкого посольства? А знает ли оно, что чуть не в каждом номере «Самсона» висит портрет Мольтке, Бисмарка или иного немецкого генерала? Офицер делал удивленные глаза. А знает ли ваше начальство, что постройкой железнодорожной ветки, что пойдет по берегу из Петербурга к Петергофу, ведают немецкие инженеры? Ну, так вот и доложите кому следует у Вел. Князя, закончил я свои справки».

Чем не донос?:)) Если ресторатор – шпион, почему его не арестовали раньше? Ведь он уже 25 лет… :)

А какие «мостики» из прошлого – в наше время!..



(Добавить комментарий)


[info]butakow@lj
2007-10-06 13:38 (ссылка)
Дурново был одним из немногих действительно умных государственных деятелей той эпохи. И характерно, что он не задержался на должности министра внутренних дел. Кадровая политика была ахиллесовой пятой Николая II, что особенно подтвердилось как раз в годы Первой мировой войны. В нужное время у страны не оказалось нужных людей на нужных местах. А ведь потенциально они наверняка были.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2007-10-06 18:47 (ссылка)
Соглашусь. Но хороша записка: в отношении немецкого капитала все верно.
Жаль, что в книге она не целиком...

Кадры подбирались по принципу личной преданности, ничего нового...
И зачастую не Николаем, а императрицей. Судя по Спиридовичу - так.:((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]butakow@lj
2007-10-07 05:04 (ссылка)
Не надо судить по Спиридовичу. Лучше по Мельгунову. Тогда будет видно, что Николай был независим в своей кадровой политике. Но вёл он её безобразно. Впрочем, ещё и такая беда была - людей на соответствующих этажах административной лестницы действительно не было.
Вот пример с Протопоповым. Решил царь назначить министра не из бюрократии, а из Думы. Ну как же, Протопопов был очень популярной фигурой, считался либералом, возглавлял думскую делегацию к союзникам, где был с восторгом принят британским и итальянским королями и президентом Франции. Думал Николай, что хоть Протопопов и профан по части министра внутренних дел, но назначение будет популярным, а министерскую работу как-нибудь заместители выполнят. Щаз! Как только Протопопов принял предложение царя, с ним сразу перестали здороваться его коллеги по Думе - он-де их предал.
"Кругом измена, трусость и обман" - это не пустые слова

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2007-10-07 05:16 (ссылка)
А что Спиридович? Он близко к Николаю стоял, рассуждения, вроде, здравые...
Что-то не тянет пока читать Мельгунова. Посмотрю, может, позже. Надо бы, конечно.

Но и по Коковцеву судя, не совсем он был свободен - не в том даже смысле, что не мог САМ назначить, а выбрать было не из кого - это точно.

Все же и такое было: не понравится приичный знающий человек окружению - его удаляли. А приглашали Хвостовых...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]butakow@lj
2007-10-07 05:46 (ссылка)
Мельгунов. Легенда о сепаратном мире. Париж, 1957. У нас ещё не переиздавалась.
Многое из его исследований использовано Бохановым, но Боханов слишком уж ударился в апологетику, и, на мой взгляд, совершенно безосновательно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2007-10-07 05:56 (ссылка)
А в инете где-нибудь выложено?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]butakow@lj
2007-10-07 06:05 (ссылка)
О, я ошибся. Есть уже переиздание.
http://www.bgshop.ru/description.aspx?product_no=8962803

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2007-10-07 06:15 (ссылка)
Ага. Спасибо, прикуплю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_tritopor@lj
2007-10-07 03:38 (ссылка)
>скоро осваиваются в России и быстро русеют. Кто не видал, напр., французов и англичан, чуть не всю жизнь проживающих в России и, однако, ни слова по-русски не говорящих? Напротив того, много ли видно немцев, которые бы хотя с акцентом, ломаным языком, но все-же не объяснялись по-русски?

Всего лишь из личного опыта общения с иностранцами - как правило, через 2-3 недели немцы вполне могут на бытовом уровне если и не полноценно общаться, то понимать, что говорят. А хуже всего с этим делом у французов - язык устроен настолько иначе, что не въезжают они в русскую речь. И с сознанием такая же вещь - немцы лучше всего врубаются в особенности нашего поведения.

А Дурново в самом деле был очень мудрым человеком.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2007-10-07 05:18 (ссылка)
Верно он заметил: немец вживается, француз и англичанин - никогда или крайне редко.

Да много было приличных людей, только не они решали.
Как и сейчас:)

Как и всегда...

(Ответить) (Уровень выше)