Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет toto6kin ([info]toto6kin)
@ 2008-10-01 03:23:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Две двойки.
А вот сравним две картины. Давно я к ним подбиралась…

42.45 КБ
Дмитрий Жуков. Провалился. 1885.

40.26 КБ
Федор Решетников. Опять двойка. 1955.


«Провалился» или та же «Опять двойка», но «до 1913 года» как-то безрадостнее. Даже безнадежнее. У матери просто похоронное выражение лица, и выглядит она нездорово. Кажется, у неё туберкулез. Отец, видимо, умер, и отлупить гимназиста некому. Не знаю, помогла ли бы ему лупка – печатью интеллекта гимназист не отмечен. Кому сочувствуешь на картине, так это матери. Наверняка она шьет, чтобы заработать копейку и «доучить» гимназиста, но её усилия, похоже, не дадут результата.
У Решетникова же – милый лоботряс, шалун, который вечно заигрывается где-нибудь на горке или у сараев и забывает про уроки. У него есть рогатка, и он катается на портфеле. Во взгляде матери больше укоризны, чем отчаяния, а братец так и вовсе ржет.
Есть конфликт, но нет трагедии.
Но главное!
Кем была бы женщина с картины Решетникова, перемести мы её из 1955 года в 1885?
Кухаркой в семье гимназиста.
Это все домыслы, но согласитесь, картина Жукова производит тяжелое впечатление по сравнению с решетниковской.
Есть, конечно, нюанс: один провалился на экзамене, другой - принес очередную пару. Разница.
Гимназисту никто не поможет, кроме, допустим, богатой родственницы, а рыжего балбеса доучат, протолкнут в ремесленное, он пойдет работать на ЗИЛ, и станет вполне себе приличным бригадиром. А гимназист поступит на копеечную службу – письмоводителем, причем по протекции, начнет попивать, а в 1905 с восторгом примет «Манифест» и запишется в либералы…



(Добавить комментарий)


[info]occuserpens@lj
2008-09-30 22:57 (ссылка)
На первой картине собака породистая, а не дворняжка как на второй. Так что не такая уж это беднота :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2008-10-01 04:35 (ссылка)
Не беднота, но скоро будет ею, точно:). Придется кланятся родственникам или хлопотать пенсию.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]amryt_toya@lj
2008-10-01 00:42 (ссылка)
какой прелестный анализ
счастье, что я не видела этой картины раньше, первой, а то бы еще больше боялась экзаменов - она бы у меня была перед глазами.
Я боялась настолько, что однажды на экзамене по экономике у меня вдруг стала очень пустая и звонкая голова. Я не могла даже прочесть билета. Хотя к экзамену была готова и преподаватель был хороший. Я сидела, внадежде, что пройдет, но уже подходила моя очередь отвечать. Я встала и скзаала - простите, я отвечать не в состоянии. Я отказываюсь. И ушла.
САм вопрос из билета и ответ я вспомнила уже дома.
Система заработной платы. Вот.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2008-10-01 04:37 (ссылка)
Я тоже боялась:) и всегда отвечала, как в тумане.
Но как-то проносило:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_dedushkin@lj
2008-10-01 00:53 (ссылка)
Хороший анализ. А на первом картине больной ребёнок (в постели) дополнительно подчёркивает трагизм...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2008-10-01 04:40 (ссылка)
Да, там невеселые дела, и ситуация отчаянная...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bachilo@lj
2008-10-01 02:52 (ссылка)
Семья гимназиста боится впасть в бедность, бедному мальчику придется носить такие же обноски, как двоечнику 55-го года, а маме придется рассчитать часть прислуги, оставить только кухарку и горничную. :)

А вообще, Решетников явно слямзил идею. Собачка выдает с головой. Но, конечно, буржуазному унынию противопоставил советский светлый юмор.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2008-10-01 04:44 (ссылка)
Это римейк!:)
Уверенности в завтрашнем дне у Решетникова побольше - факт.
По драматизму, конечно, первая намного сильнее.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]haez@lj
2008-10-01 03:43 (ссылка)
Интересно. А у гимназиста на стене интересные портреты, на этажерке какие-то вещи и книги, вообще семья постепенно выпадающая в бедность.
Прихожу к выводу, что в Советском Союзе нам жилось лучше!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]predsedatel1@lj
2008-10-01 04:44 (ссылка)
А Вам и при царизме довелось?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]haez@lj
2008-10-01 05:07 (ссылка)
Вот и муж мой меня теми же шуточками допекает. Что я, мол, царя помню. Николая. Первого.
Нет, вообще это следовало из разбора картины. Гимназиста ждет худшее будущее, нежели советского двоечника.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2008-10-01 05:19 (ссылка)
Это точно. Причем матери придется обивать пороги учреждений, чтобы добиться пособия по потере кормильца или чего-то в этом роде.

(Ответить) (Уровень выше)

Интересная тема!
[info]predsedatel1@lj
2008-10-01 04:42 (ссылка)
Есть о чем порассуждать.

Во-первых, о том, кто у кого что "слямзил".
Изображенный сюжет - вечная тема. Ее украсть нельзя. А вот раскрыть можно по-разному.
И скорей - вторичен Жуков, если вспомнить "Не ждали" И.Репина.
Композиция "звезда" с центром на мальчике, но с выделенным ковриком похоронном пространстве мамаши - социальный пессимизм на тему "трудно без отца".
А у решетникова - лучевая от мальчика расстановка, ковриком отбивает его и собаку в отдельный смысловой узел безалаберного оптимизма, где про отца никто и не вспомнит даже.

У Жукова - больной ребенок в постели.
А у Решетникова - здоровый на велосипеде.

У Жукова за спиной мамаши огромный настенный маятник неумолимо отбивает свой приговор времени.
А у Решетникова - так себе, часики, отрезанные сверху рамкой. Все - несерьезно.



(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Интересная тема!
[info]sir_stephen@lj
2008-10-01 05:15 (ссылка)
Я бы не сказал, что несерьезно.
Все работает на сверхзадачу. А она вытекает из образа времени или даже создаваемого образа времени.
Время СССР, как создавала его образ тогдашняя идеология, должно было восприниматься позитивно, несмотря на отдельные (!) недостатки. Поэтому в картине Решетникова и колористика совершенно не депрессивна и сюжет: "ну все же оно не так уж и плохо - есть и отличница в семье, а ты, балбес, как же так, возьмись-ка за ум в конце концов!"
А вот 1885 г. Мрачный тусклый свет, фигуры, все подчеркивает безысходность. А что было в те годы в государстве, мы хорошо знаем? Может, было на самом деле тяжко и беспросветно? Может, это просто художник фиксировал бытовую сцену, взятую в качестве сюжета именно ради драматизма, чтобы привлечь внимание к работе? А, может, уже тогда начинались провокации, воспитывающие антицарские, революционно-смутьянские взгляды: "Смотрите, как хорошим людям тяжело живется при этом режиме" и художник выполнял то, что сейчас принято называть "социальный заказ"?

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Интересная тема!
[info]sinitzat@lj
2008-10-01 05:17 (ссылка)
Я бы тоже не говорила, что "слямзил", просто похожая ситуация, но в иное время.
У Жукова - семья без отца точно, а у Решетникова он есть - это видно по матери, её выражению лица и позе. Даже по младшему мальчику - он весел и спокоен, дети очень чувствуют настоящую беду...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Интересная тема!
[info]predsedatel1@lj
2008-10-01 05:24 (ссылка)
Если Решетников полемизирует с Жуковым - значит он не просто так
портрет убрал на фиг.
В этом-то и фишка, что детям уже по барабану есть там отец , или нет.
Так нарисовано.
А Вы говорите что-то про жизнь. Но это про жизнь впечатление Ваше.
А я отмечаю факты из картины.

(Чей-то грубовато получилось у меня. Извините. Я не хотел. Вы мне нравитесь, вообще.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Интересная тема!
[info]sinitzat@lj
2008-10-01 05:32 (ссылка)
Что вы, я нормально воспринимаю любые мнения, ничего страшного вы не сказали, все нормально:).

Я вроде тоже про картины - портреты в 55-году не вешали (не заказывали), имхо, если только в общей рамочке фотографии, поэтому его и нет. Бедновата семья для портрета. И для "богатых" часов бедновата. Реально - у Решетникова очень небогатая семья, у Жукова - с былым достатком. Швейные машинки стоили дорого...

А интересное мнение выше - о мотивации Жукова.
Передвижнические мотивы в картине чувствуются, но каковы бы ни были мотивы, таких ситуаций, уверена, было пруд пруди...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Интересная тема!
[info]predsedatel1@lj
2008-10-01 12:24 (ссылка)
Ваш анализ - социальный. Мог бы я Вам заметить, что у моей бабки всегда фотки по углам были развешены. Мог бы сказать, что велосипед для ребенка в 1955г. это было тоже круто. Мог бы сказать... но не буду.
Все относительно, кто там богат, а кто беден.

Решетников вместо портрета - календарик повесил на стенку. Именно указание на время. Нация "отца" лишилась.
Все. Нет там никакого отца. Шалопай вырастет. В этом идея.
Я за художественно-исторический подход.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Интересная тема!
[info]sinitzat@lj
2008-10-01 19:40 (ссылка)
Хе. Велосипед в 55-м не роскошь. Точно знаю.
К 55-ому нация лишилась "отца" - да!
Но шалопаю не дадут пропасть - "Афоня" вырастет:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nfb@lj
2008-10-01 08:35 (ссылка)
Женщина с дореволюционной картины в плерезах. Значит, муж умер недавно.

Плерезы полагалось носить год. Потом - по желанию: то ли в чёрном пожизненно, то ли год полутраура (черный плюс другой цвет поскромнее), а на третий год траур можно было снимать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2008-10-01 08:45 (ссылка)
Мне не разглядеть - где нашивки?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]severianin@lj
2008-10-01 12:36 (ссылка)
Две картины - Петя и Гаврик :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sinitzat@lj
2008-10-01 15:17 (ссылка)
Точно!:)

(Ответить) (Уровень выше)