Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет udikov ([info]udikov)
@ 2007-12-06 23:53:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О переходном периоде
Мои размышления о тяжёлых 90-х. Материал писался для молодёжной аудитории с целью рассказать о том, что пришлось пережить их родителям.

Новая Россия: Взгляд изнутри
От хаоса к стабильности

Ожидание грозы

Год 90. Не лучшее время. Дальше — хуже. Страна в политическом и экономическом кризисе. Пустые прилавки, всё по талонам. Очереди повсюду. Запомнилось, как стоял в очереди за пищевой содой. На руки давали по пять пачек. Мы взяли на всю семью — 40. Потом соду поменяли на другие дефицитные продукты.

Но бытовые проблемы — ерунда. Главное — крушение всего и всея. Прежде всего,  веры в лучшее. И идеологии. Ленин был для меня почти богом. Так говорили в школе. И вот в школе сказали — бога нет. А что есть? Пионером я так и не стал. Так и остался октябрёнком навечно.

Всё застыло в ожидании перемен. В такое же оцепенение впадает природа жарким летним днём в ожидании грозы. Воздух настолько наэлектризован какой-то пугающей энергией, что даже я в свои 8 лет чувствую это. Интеллигенция ждёт перемен, ждёт свобод, но уже к концу 90-х получит новое рабство – не политическое, а экономическое.

Летите, голуби, летите…

Холодная война проиграна. Одной «империей зла» стало меньше. Союз трещит по швам. Сепаратистские движения вовсю набирают обороты. Прибалтика получила независимость. В Латвии люди взялись за руки и не пропустили бронетехнику. Стрелять, как раньше, уже страшно. В цепи немало русских. Новая власть их отблагодарит…

Позже прошёл никому не нужный референдум, последняя советская пьянка в Беловежской Пуще. Новый странный праздник – день независимости. Почти во всех осколках Советского Союза война. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье – это лишь начало списка. Москвичи празднуют свою победу. Победила свобода! Теперь многие уже жалеют. И тоскуют по былой мощи.

Большевикам и не снилось

Сейчас выстрел холостым снарядом и культурный захват Зимнего без мифологического карабканья матросов по воротам кажутся невинной детской шалостью. Но уроки из прошлого мы всё же извлекать научились. До гражданской войны не дошло.

Как-то мимоходом пролетел Путч ГКЧП и второй, со штурмом Белого Дома и стрельбой по нему из танков. Не удивился никто. Мы в это время смотрели фильм про крушение самолёта. Это было интереснее. А возле Белого дома в это время гибли люди. До сих пор уверен, что число жертв куда выше официальных. Если «героям» первого путча, по глупости угодившим под танки с залитыми смотровыми щелями, стоят гранитные памятники, то жертвам второго, расстрелянным из автоматического оружия – их жалкое подобие. Будете в Москве – сходите. Посмотрите. Прямо за Белым домом. Многие — ваши ровесники.  

Куплю жене сапоги

И вот она: ПРИВАТИЗАЦИЯ. За свой ваучер я получил 5 старых рублей на мороженое и семена, отказавшиеся давать всходы. Это МММ. Но я всё же я благодарен Мавроди. За внимание и заботу. Другие компании не дали ничего. Повсюду ругают  Чубайса за разбазаривание народного добра. Которое народным никогда не было… В России появились жвачки, белые кроссовки, шапки и куртки кислотных расцветок. Большим спросом пользуются первые «бренды» — туфли «Вигорос» и джинсы «Ле Монти». Модный напиток «Херши», но не вкуса прикола, а, скорее, вкуса ржавчины. Новый народный герой, не халявщик, а партнёр, в это время решил купить жене сапоги. Из страны вывозятся ценности, а ввозятся сникерсы и чупа-чупсы. Шоковая терапия: зарплата не выплачивается годами, в то же время по дорогам раскатывают дредноуты-600 мерсы. Цель каждого предприимчивого человека – быстрые деньги.

Стенка на стенку

В школах и на улицах криминал. Кто не пацан – чушпан. Проводятся сборы – драка районов «стенка на стенку». На «Приборке» убивают. Нападают на милицию. Умирают в туалетах от передоза.

Герой анекдотов – новый русский. Обязательные атрибуты – лысый череп, горы мышц, мобильник и малиновый пиджак. Танкообразные джипы по-хамски колесят по дорогам, растопыренные пальцы «пантово» рассекают воздух, бычьи шеи сгибаются под тяжестью золотых крестов, губы, сплёвывая посекундно, изрыгают «правильные» понятия. В Москве – криминальные войны. Чуть ли не с применением тяжёлой артиллерии. В Чебоксарах иногда постреливают и взрывают машины. 

Русское народное хобби

В Чебоксарах капитализма всё ещё нет. Нет и социализма. Кто-то голодает. Мы – нет. В рамках потребительской корзины. Не минимальной, похожей на паёк блокадников, но без всяких излишеств в виде мяса и фруктов. Зарплату на предприятиях, работающих вопреки всему, выдают готовой продукцией. Люди ходят на работу скорее по привычке. Торгующий на рынке профессор никого уже не удивляет — у каждого своя «война». Многие питаются в счёт зарплаты в магазинах своих заводов, покупая там продукты втридорога. Картошка с дачи выручает пол-России. Как-то знакомые иностранцы спросили, увидев людей, сажающих картошку на поле неподалёку от Института образования (сейчас там район Волжский-3), чем заняты эти люди. Чем?.. Это русское народное хобби. Картошка. Развлекаемся…

Повторение событий

Дефолт. Поднявшийся было бизнес положен на лопатки. Сломлены те, кто, насколько это возможно, пытается делать деньги честно. Царь Борис премьер-министров меняет чаще, чем московская модница наряды. Экономика стремительно откатывается назад. Крупные западные компании сворачивают свою деятельность в России. Одни и те же продукты можно купить с разницей раза в два. Кажется, что это повторение событий 91 года. Кое-кто из старичков устраивает в квартирах склады продуктов. Так как природа не терпит вакуума, и деньги тоже не исчезают бесследно, возникает вопрос: кому всё это было нужно? Тому, кто мог воспользоваться ситуацией. А кто мог? Выводы шокируют…

Иллюзия стабильности

Позже последовал период постоянного экономического роста в стремлении к застою. Растёт благосостояние населения и уровень культуры. Появляется средний класс. Повышается рождаемость. Создаётся иллюзия благополучия и стабильности. Относительное спокойствие изредка сотрясается терактами. Тогда мы вспоминаем, что в Чечне уже давно идёт война, которая закончилась лишь на бумаге. Пока она не пришла к нам, но кто знает…

Наиболее заметные события — показательные порки неугодных олигархов, газово-нефтяные войны, цветные революции…

В стране всё тихо. Власть строит вертикаль. Избавляется от оппозиции. Расплачивается с долгами. Торгует нефтью и прогоняет «соросов».

Страна выстояла. Живёт и развивается. Как говорил Михаил Сергеевич, «и это радует»…

Что дальше?

Довольно предсказуемо (Прогнозы – апрель 2007):

Победа на выборах в Госдуму – Единая Россия

Президент России – Медведев

Вступления в ВТО в ближайшие 5 лет не будет

 



(Добавить комментарий)


[info]mastodont@lj
2007-12-06 18:28 (ссылка)
Забыл написать о том, что все это время у власти, находились и находятся одни и теже люди.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2007-12-06 18:34 (ссылка)
У меня в начале эта мысль проходит. Хотя да, согласен...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_afrikane@lj
2007-12-06 18:49 (ссылка)
Медведев?
Ой вряд ли...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2007-12-06 18:55 (ссылка)
Всякое может быть. Да и прогнозы апрельские. Сейчас я уже так не считаю. Как текст?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_afrikane@lj
2007-12-06 19:20 (ссылка)
Хороший

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2007-12-06 19:23 (ссылка)
Рад. Мне только что с Касаров.ру отписались. Просят помочь с новостями. Ты работал с ними?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_afrikane@lj
2007-12-06 19:28 (ссылка)
Пишу туда иногда

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2007-12-06 19:32 (ссылка)
Мне они симпатичны. Что-нибудь платят за это?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_afrikane@lj
2007-12-06 19:34 (ссылка)
Мало. Это ж только движение "Наши" и т.п. долдонит о "миллионах Березовского"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2007-12-06 19:40 (ссылка)
Да я так и подумал... Откуда у них деньги...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mastodont@lj
2007-12-07 01:52 (ссылка)
Оранжевые:((((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2007-12-07 04:07 (ссылка)
Я вот всё что-то не определюсь с позицией. ПО большому счёту, не нравится никто...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mastodont@lj
2007-12-07 04:09 (ссылка)
А в этом и смысл. непродажный журанлист - это тот, которого еще или не купили, или который нах никому не нужен. "Идет нормальная человеческая жизнь" (с)Гоблин

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2007-12-07 04:11 (ссылка)
Пожалуй, так и нужно. Просто тяжело так, одному болтаться...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_loginof@lj
2008-01-12 07:40 (ссылка)
давно мучаюсь вопросом, а если бы между шоковой терапии Гайдара, был бы план Явлинского, скока-то дней, по-моему, пидсот, что-то бы изменилось? ведь в других странах бывшей ОВД шоковая терапия не была столь разрушительной.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2008-01-12 07:45 (ссылка)
Сложно сказать. Думаю сложно судить даже экспертам. Думаю, дело даже не во времени. Что, кстати, такое ОВД?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_loginof@lj
2008-01-12 07:55 (ссылка)
Организация стран Варшавского договора. такое же официальное сокращение, как и НАТО. я имел ввиду Польшу, бывшую Чехословакию...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2008-01-12 08:12 (ссылка)
Понял. Дело в том, что остальные страны были своего рода марионеточными государствами. Сейчас они просто зависят от Запада. А у России свой путь. Вот нас и лихорадит в попытках его найти...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_afrikane@lj
2008-01-27 05:17 (ссылка)
Почему не будет вступления в ВТО?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2008-01-28 00:16 (ссылка)
Писалось давно. Думаю, есл и случится, то не скоро. Ибо в этом случае устоят только ведущие компании,все остальные будут сметены конкуренцией...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mischko@lj
2009-05-25 04:51 (ссылка)
ужас как мрачно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-05-25 04:56 (ссылка)
Вот так. Тут ещё куча картинок соответствующих было. Но они все пропали вместе со старым жж, который хакнули...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mischko@lj
2009-05-25 05:02 (ссылка)
я рад что мой отец остался в Украине: всего этого у нас не было.
И продукты в продаже были (сильно помогала бабушка конечно), и войны и тероризма слава Богу удалось избежать.
Драки район на район были, но без жертв - к тому же это национальная забава такая.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-05-25 05:03 (ссылка)
У нас тоже всё это было - ситуация везде почти по схожим сценариям развивалась. Мирным или кровавым. Кому как повезло...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mischko@lj
2009-05-25 05:05 (ссылка)
война разгоралась там, где не хотели признавать границ советских республик.
А то что в 90-х в России было по разному знаю от бати - он на похороны бабушки ездил в Башкортостан - говорил, что там вполен нормально люди живут - нефть кормила.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-05-25 05:25 (ссылка)
Согласен. Я что-то сильно упростил.

А что не хотели признавать границ, понятно - никогда таких границ не было и кроили их по очень странным принципам. Результат мы и наблюдаем. Где границы не кроили, более-менее мирно всё прошло.

Впрочем, многое ещё и отношений народов зависит...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mischko@lj
2009-05-25 05:31 (ссылка)
вот-вот, не делайте из чувашей врагов.
плохой друг лучше хорошего врага.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-05-25 05:36 (ссылка)
Я не делаю.

В общем, РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО ! )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mischko@lj
2009-05-25 05:02 (ссылка)
ФСБ не вечно
а целый народ держать под страхом врядли удасться
В СССР вон тоже так думали: и развалились потом на несколько кусков, причем сравнительно мирно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-05-25 05:05 (ссылка)
СССР, я считаю, погиб от маразма. Сейчас он тоже есть, но меньшще. И он медленно, но мутирует в более молодые и пригодные для жизни формы.

Что маразм не исчезнет, понятно, но он уже не будет так сильно мешать жить...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]al_thebest@lj
2009-09-10 16:00 (ссылка)
Впечатления от девяностых, говорите?
Ну, давай попробуем...
Собственно, когда девяностые начались, я ещё пешком под стол ходил, а точнее - в детский сад №90 на 50 лет октября. Это время, как и положено быть детству, было для меня относительно беззаботным. Жили мы тогда в пустой трехкомнатной квартире у родственников, в которой мебели у нас было только на полторы :))Хоть и не богато, но вполне сносно. Родители, окончив университет, устроились на ЧЗПТ, где тогда ещё что-то платили. В самом начале 94-го вернулись отсутствовавшие родственники, и нам путем размена бабушкиной квартиры пришлось перебраться в хрущевку через дорогу, которая по площади на тот момент как раз соответствовала количеству имеющейся мебели ;) В тот год я пошел в школу. Спасибо родителям - я был способным мальчиком, и после "дошколенка" оказался в гимназии №46, а не в рядом с домом стоящей гоп-стоп школе №30. А ещё у нас было пианино, так что и в музыкальную школу меня тоже отдали. Это спасло меня от блатной дворовой жизни и неминуемой деградации до уровня кочерыжки в окружении "реальных пацанов" с чулочки.
Тогда с деньгами в семье стало сложнее. На заводе зарплату стали выдавать талонами в пустые магазины, а также зеленым горошком и разными прочими консервами, которые отец и продавал по родственникам и знакомым. Так и жили. Одежда - это да. Помню, пришлось мне классе в 3-ем походить в девчачьем свитере. Он правда был совсем как мужской, этакий унисекс девяностых :)) Какие-то вещи мама сама шила, какие-то от родственников перепадали. Выживали тогда как могли, подрабатывал отец где мог, но, к чести моих родителей, никогда не опускались до нечестных способов добывания денег.
И ваучеры тоже были. Как сейчас помню - у отца МММ, а мамы Гермес, у меня - Альфа-Капитал. Альфа-Банк сейчас живет и здравствует, кстати.
В 98-м отец ушел с завода. И начал получать немного наличных денег, а не зеленого горошка. А мама осталась. Сейчас она инженер-конструктор первой категории, между прочим.
Ещё всплывают в памяти эпизоды, как сидели по ночам с родителями, с завешанными одеялами окнами и красным фонариком, фотографии печатали. Проявитель-закрепитель, романтика...
Помню, как ходили в гости к знакомым челнокам. У них по тем временам было ВСЁ. Одеждой они торговали на Ярмарке. Джинсами вроде бы... А я был маленький, завидовать тогда не умел ещё. Да и сейчас не умею, в принципе...
А ещё на дачу ездили. У меня бабушка и покойный дед - заслуженные химики, им тогда, в начале 90-х, от Химпрома выделяли участки земли рядом с деревенькой Вороново между Новочебоксарском и Цивильском. Целину фактически подняли. Хорошо там было тоже, да.
Вот так они и прошли для меня, эти девяностые.
В них прошло мое детство. И я считаю, что моё детство было счастливым.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-09-11 01:38 (ссылка)
У меня мама тоже на ПРОМТРАКТОРе, только их отдел теперь другое Юрлицо. Видимо, опыт у всех похожий - местами как будто проо себя читал. Нам хуже всего было году в 95-96.

Фотки мы тоже печатали. И этот аватар - с одной из фотографий, сделанных моим папой. А их ОЙ КАК МНОГО.

В общем, много можно так говорить. Надо будет как-нить встречу сообщников устроить. Наверняка интересно было бы )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]al_thebest@lj
2009-09-11 09:09 (ссылка)
Ну а что, можно и встречу :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-09-11 11:53 (ссылка)
Если надолго приеду в Чебы, устроим встречу

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tovarishk@lj
2009-12-17 09:36 (ссылка)
Да, я тоже помню всё это. И ещё многое, о чём здесь не написано.
Особенно радует, что вы готовы писать для Каспаров.ру. Практически союзник уже!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-12-17 09:38 (ссылка)
Не сказал бы, что я готов для них писать. Просто они здорово поддержали меня в трудную минуту. Если б не оникто знает, чем бы для меня всё закончилось.

Просто они порой палку перегибают. Зря...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tovarishk@lj
2009-12-17 09:53 (ссылка)
Надо же! А что это за история и чем они вас поддержали?
Про меня, кстати, один раз они опубликовали информацию о моём задержании, а я их совершенно не просил. Теперь эта информация всплывает в поисковых системах всё время.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-12-17 09:57 (ссылка)
Ну у меня та же тема: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&lr=213&stpar2=%2Fh1%2Ftm3%2Fs1&stpar4=%2Fs1&stpar1=%2Fu0

Устал уже объяснять, что тогда случилось.

http://udikov.livejournal.com/2007/11/30/ - вот. Поддержали информационно, шум подняли. Это один эпизод. Их несколько было, на самом деле.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tovarishk@lj
2009-12-18 12:13 (ссылка)
Надо же! Это всё очень и очень интересно. Помню, журналиста "Молодёжного курьера" Виктора Прокопьева и журналиста СЧ Горчакова вызывали в прокуратуру, когда они писали в начале 2000-х статьи про тогда ещё не запрещённое НБП. После этого многократно разные журналисты говорили нам, что министр печати Володина открытым текстом приказывает им, чтобы про НБП никакой информации нигде не появлялось.
Перед выборами 2007 и 2008 года жандармы очень активно боролись с любым свободным временем. И вы попали в эту борьбу. А я тогда вообще на поездах ездить не мог по командировкам: всё время задерживали и допрашивали на вокзалах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2009-12-19 03:03 (ссылка)
Ну меня пару раз прессанули за другие темы. ПРосто когда начинаешь писать про РЕАЛЬНЫЕ проблемы, тебя зовут на ковёр и мягко так говорят - не надо, У НАС ВСЁ ХОРОШО.

Горчакова вроде как в живых нет уже. А "Молодёжку" всегда имели. Меня ещё многое с рук сходило, как мне кажется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tovarishk@lj
2009-12-19 12:30 (ссылка)
Да, Горчаков умер. Светлая память.

(Ответить) (Уровень выше)