Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет udikov ([info]udikov)
@ 2009-06-05 09:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Анафема
Наверное в жизни каждого человека есть момент, когда необходимо сделать выбор, принять одно, единственно правильное решение. Решение, которое может поставить крест на карьере, благополучии, кому-то - стоить жизни. Лучше всего, по-моему, такой момент описал А. Куприн в своём рассказе "Анафема". Приведу здесь лишь самые сильные фрагменты в несколько сокращённом варианте:

... Протодьякон подходил уже к концу, как к нему на кафедру взобрался псаломщик с краткой запиской от отца протоиерея: по распоряжению преосвященнейшего владыки анафемствовать болярина Льва Толстого... И в тот же момент с необыкновенной ясностью всплыли прекрасные слова вчерашней повести...

"Боже мой, кого это я проклинаю? - думал в ужасе дьякон. - Неужели его? Ведь я же всю ночь проплакал от радости, от умиления, от нежности"... Лицо его стало синим, почти черным, пальцы судорожно схватились за перила кафедры. На один момент ему казалось, что он упадет в обморок. Но он справился. И, напрягая всю мощь своего громадного голоса, он начал торжественно:

- Земной нашей радости, украшению и цвету жизни, воистину Христа соратнику и слуге, болярину Льву...

... И вот глаза протодьякона наполнились слезами и сразу покраснели, и лицо его на момент сделалось столь прекрасным, как прекрасным может быть человеческое лицо в экстазе вдохновения. Он еще раз откашлянулся, попробовал мысленно переход в два полутона и вдруг, наполнив своим сверхъестественным голосом громадный собор, заревел:

- ...Многая ле-е-е-та-а-а-а.

И вместо того чтобы по обряду анафемствования опустить свечу вниз, он высоко поднял ее вверх. Теперь напрасно регент шипел на своих мальчуганов, колотил их камертоном по головам, зажимал им рты. Радостно, точно серебряные звуки архангельских труб, они кричали на всю церковь: "Многая, многая, многая лета"...


Полный текст - по ссылке.


(Добавить комментарий)


[info]udikov@lj
2009-06-05 03:03 (ссылка)
Наверняка этот пост останется незамеченным. Но прочитать рассказ я всё же советую. Меня лично он потряс до глубины души. Куприн вообще сильно пишет, но это потрясающе...

(Ответить)

Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]nostalgie_ee@lj
2009-06-05 03:49 (ссылка)
В Православной Церкви нет обрядов лишения сана или отлучения. Нет «надлежащих слов, внушающих ужас и трепет». Обряд «анафемы» Толстому придуман Куприным для большей привлекательности соответствующего рассказа. Ни в одном из храмов не возглашалась «анафема» Льву Толстому. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Синода. Вот полный текст Синодального определения от 22 февраля 1901 г.:

«Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностию фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа, и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию Православной. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословения и молитв Церкви, и от всякого общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины. Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь»

Пруфлинк (http://bookz.ru/authors/kuraev-andrei/3f09ccb6dff06de3/page-52-3f09ccb6dff06de3.html)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]udikov@lj
2009-06-05 03:57 (ссылка)
Кураев, кстати, личность тоже спорная. Ну а послание синода что - образец правильного подхода? Даже если Куприн и выдумал, получилось сильно.

Добавлю - через своих знакомых, верующих, я этот вопрос проверял. Они сказали, что анафеме его придавали, но потом решение отменили.

Насколько этому можно верить, не знаю. Я и о Кураеве, и о словах знакомых. Мне не настолько это интересно, чтобы идти в архивы, а все остальные источники не особо внушают доверие.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]mischko@lj
2009-06-05 04:33 (ссылка)
много достойных людей поддали анафеме, так что лучше не грузится по этому поводу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]udikov@lj
2009-06-05 04:40 (ссылка)
Эт точно. Просто редко под неё попадала всемирно известная и признанная фигура. Причём ни в чём не повинная.

Это я не о 20 веке говорю - в СССР такое случалось повсеместно. Только назвалось иначе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]mischko@lj
2009-06-05 04:43 (ссылка)
да церковники даже друг друга предают анафеме, что с них взять, убогих

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]udikov@lj
2009-06-05 04:45 (ссылка)
Да, некрасиво. Причём делят ерунду всякую, формальности. А скорее - тупо власть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]mischko@lj
2009-06-05 04:46 (ссылка)
именно власть.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]nostalgie_ee@lj
2009-06-05 10:40 (ссылка)
Ну а послание синода что - образец правильного подхода?

Да, конечно. Человек, который:

* отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной,

* отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых,

* отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии,

* не признает загробной жизни и мздовоздаяния,

* отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа, и,

* ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию -

христианином не является.

анафеме его придавали, но потом решение отменили.

Как явствует из письма, был только один способ снять эту "анафему": искренне покаяться и отречься от антихристианских воззрений. Есть версия, что перед смертью Толстой хотел покаяться, но священника к нему не пустили...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]udikov@lj
2009-06-05 10:57 (ссылка)
Как я понял, сейчас его анафеме не предают. Т.е., видимо, позиция изменилась.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]guestinmoscow@lj
2009-06-13 06:30 (ссылка)
Нет, официальная позиция РПЦ в отношении Толстого не изменилась.
Это вовсе не исключает признание его литературного дара. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]udikov@lj
2009-06-13 06:33 (ссылка)
Т.е. его до сих пор анафеме придают?
Или не предавали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
[info]guestinmoscow@lj
2009-06-13 06:38 (ссылка)
Да нет, ежегодно никто анафеме не придает :)
Я знаю, что анафеме придали, а вот отменили решение или нет, не в курсе. Кажется, нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот что пишет об этом Андрей кураев
(Анонимно)
2009-06-13 09:10 (ссылка)
У вас неграмотные консультанты. Толстого от Церкви отлучили. Но после того, как он сам себя Церуви противопоставил. И не через обряд "анафематствования", а просто через газетное послание. И никто никогда это решение Синода не отменял.

(Ответить) (Уровень выше)