Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет udod99 ([info]udod99)
@ 2002-09-18 17:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мышление советского интеллигента (лично-архивное)
На днях обнаружил у себя дома журнал "Странник" № 2, 1992 г. (интересно, теперь он существует?), который когда-то, 10 лет назад, купил исключительно из-за довольно интересной статьи Аарона Штейнберга "Достоевский и еврейство". Но дело сейчас совсем не в ней.
Начал листать - и обнаружил массу интересных вещей, в том числе просто супершедевр. Ныне отдыхающий Пионер оценил бы.
Это своего рода манифест, написанный неким Алексеем Михеевым, тогда - начинающим писателем, сейчас - не знаю кем (да и особо знать не хочу). И штука сия - посильнее Фауста.

Привожу целиком, с небольшими комментариями.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К НЕИЗДАННОЙ КНИГЕ'
Хорошо Эдичке Лимонову, когда есть круглая попка и "фигурка" и нарциссическая уверенность в своей семидесятых годов славе, в своем таланте и в том, что твои стихи читают в России (сколько он тогда распространил рукописных экземпляров, полторы тысячи? Тогда, конечно, читают...). Хорошо, когда есть жена-красавица (кстати, как стало плохо-то, когда ее отняли, даже сразу полевел), хорошо, когда, воспользовавшись случаем, слинял на Запад, - и ничего не свербит, и смог уехать, и не хочется видеть родные места, и легко можешь адаптироваться в любом национальном человеческом муравейнике. Хорошо Александру Солженицыну, когда считаешь себя мессией, вместилищем абсолютно всей правды, а борьбу, ведущуюся лично с тобой, воспринимаешь как борьбу с правдой и добром вообще и, как следствие, считаешь, что страна, плохо с тобой, мессией, обошедшаяся, нуждается в отлучении, перевоспитании и коренной переделке. Хорошо даже, наверное, было, прости меня, Господи, покойному Андрею Сахарову, когда он знал, что его все равно никто не в состоянии полностью лишить слова, что он настолько известная в мире личность, что совсем безвестно похоронить его нельзя, совсем не заткнуть, что всегда люди будут о нем помнить, за его освобождение ратовать, его мнение стараться узнать, мыслей и советов от него ждать, что слово его пробьет все заслоны и все его подвижничество не останется напрасным, не останется неузнанным... А вот что делать тем, у которых всего этого нет? Когда тебя никто не знает и никому ты не нужен. Когда, сколько ни барахтайся, все равно никакой волны произвести не сможешь. Когда играть роль запрещенного салонного поэта тебе претит, когда удирать тебе не хочется, когда страну, в которой родился, ты любишь, и любишь такую, какая она есть, именно какая она есть, а не помытую, выскобленную и вычищенную в воображении. Любишь свое небо над лесом и место, где ты рыбачил и ловил раков в детстве. Когда нет ни рожи ни кожи, ни круглой попки, ни ста тысяч долларов на рекламу своего "Эдички", ни нарциссической уверенности в своем таланте - нет ничего. Что таким делать? Что таким делать в этой всеми заклейменной и проклятой стране? Сейчас, вчера, завтра, всегда?
Боже мой, оставаться человеком...
1992.
Алексей МИХЕЕВ.


Что же, в сущности, отсюда можно почерпнуть? Что автор - глубоко несчастный человек, которому все вокруг не нравится. Не нравится, что у Лимонова "круглая попка", что Солженицын - "мессия", а Сахарова "не могли лишить слова". А еще: "играть роль запрещенного салонного поэта претит", "удирать не хочется". И "нет ни рожи ни кожи, ни круглой попки, ни ста тысяч долларов на рекламу..." (и далась же ему эта несчастная круглая попка! Квадратная она у него, что ли?).
Вроде бы все верно. И вопрос поставлен правильный ("что делать, если ты никому не нужен?"). И ответ-то вроде бы хороший: "оставаться человеком". Но привкус от такого рода текстов остается на редкость противный, и дело даже не в совершенно дежурной по тем временам "этой всеми заклейменной и проклятой стране" (хотя и это, конечно, тоже...).
Я долго думал, что же меня здесь раздражает больше всего... И понял, наконец. Раздражает именно то, что сказана ЖУТКАЯ БАНАЛЬНОСТЬ, но таким тоном, будто это - истина в последней инстанции. То, до чего додумываются безусые вьюноши в 14 лет и потом никогда к этой теме не возвращаются, все для себя решив, преподносится вполне взрослым мужиком, как достижение великого мыслителя. Автор как бы говорит читателям: у меня нет "круглой попки" и известности, но я УМНЕЕ ВАС ВСЕХ, вон до чего сам додумался. И будьте добры меня за это уважать. А я пальцем не ударю, чтобы "сделать себе рекламу". Ибо это гнусно...
Вместо не менее банального, но все же практического вывода о том, что надо либо: а) отрастить круглую попку, стать мессией или вождем прогрессивной интеллигенции; б) выдумать что-нибудь новое и действительно заставить себя уважать; в) плюнуть на все эти штуки и заняться, в конце концов, каким-нибудь "палэзным дэлом".... наш герой попросту выплевывает в массы самый дешевый рецепт.
Что значит "оставаться человеком"? "Не идти в совет нечестивых", что ли? Тогда зачем все это писать? Зачем предаваться жалкому пустому тщеславию?
Нет, "оставаться человеком" означает у людей такого типа "жить высокоинтеллектуальной духовной жизнью". Смотреть "фильмы повышенной духовности" и умиляться на них. Плакать над стихами С.С.Аверинцева. Жить в грязи и при этом считать соседа, "грязного алкаша рабочего Ваську", бездуховным козлом. И ни в коем случае ни во что не ввязываться, "ибо это гнусно"...
А надо - писать в стол нерифмованные высокофилософские вирши или псевдозаумные рассказы ("постмодернизьм") и гордиться тем, что тебя не печатают ("я слишком духовен для нынешней чернушной прессы"). Сидеть на шее у жены (родителей, сестры, любовницы, государства...). Ругать "эту страну" и "этот народ", которые "грязные" и "всеми проклятые".
Что же такое советский интеллигент? Это сочетание лени, претенциозности, банальности и тщеславия (бывают же ведь и тщеславные мазохисты).
Я думаю, к такому психологическому типу относится Сергей Адамыч Ковалев и прочие "чеченофилы" или "западники" (в советском смысле этого слова, конечно). Их подчеркнутая любовь к "иному" ("цивилизованным странам", чеченским боевикам, татаро-монгольскому игу, далай-ламе, жрецам вуду и т.п.) - просто обратная сторона почти манихейской ненависти к бытию, почве, "грязи".
Ненависти к жизни, как таковой...


(Добавить комментарий)


[info]med99@lj
2002-09-18 03:51 (ссылка)
всецело согласен. наша интеллигенция - чертополох величиной с баобаб.
но мне кажется, что это началось еще с дореволюционных вдумчивых разночинцев.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

А с этим никто и не спорит
[info]chelovekolyb@lj
2002-09-19 01:00 (ссылка)
Декабристы там всякие. Короче несть им числа и времени.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2002-09-19 00:36 (ссылка)
Журнал "Странник" быстро загнулся.
Человек по имени Алексей Михеев (тот ли?) работает ответственным секретарем в журнале "Иностранная литература".

(Ответить)


[info]pioneer_lj@lj
2002-09-23 04:56 (ссылка)
Вы раскопали образчик архетипического интеллигента, сознание коего еще не замутнено превходящими обстоятельствами (политическими пристрастиями, например).
Вы верно ощутили комплекс превосходства товарища над окружающими (несмотря на его внешнее самоуничижние на грани юродства). Однако это не чувство умственного превосходства, а морального: я всех честнее, мои душевные страдания всех чище и глубже и т.п. Ну а из морального превосходства могут последовать и прочие комплексы. Но моральное превосходства - перврооснова интеллигентского самосозания.

P.S. Это я сегодня мимо пробегал... Думаю, через месяц другой вернуться в виртуальные пространства.
Всем привет!

(Ответить)