Дэвид Кроненберг Вдохновение покинуло меня, поэтому я немного в телеграфном стиле буду, не получается высказаться развернуто-подробно, но раз обещал...
Судороги (Shivers, 1975) **1/2Полнометражный дебют Кроненберга, снятый на государственые деньги и несколько лет пролежавший на полке, потому что, согласитесь, одно дело, когда трэш снимает студия Трома, и совсем другое, когда зомби-фильм финансируется гос.комитетом по кино. Вот и канадские депутаты пришли в ужас от такого положения дел. Однако фильм по выходу на экраны стал одним из самых прибыльных в истории Канады.
Большой жилой дом, наподобие "корабля" у метро Тульская, стоящий на отшибе, наполнен жильцами и всем, что необходимо для их жизни: прачечная, бассейн, кафе и даже медицинский кабинет. В одной из квартир немолодой профессор убивает любовницу, разрезав ей живот, а затем кончает с собой. Убивает, потому что паразиты, которых вывел доктор для помощи человеку - фильтровать кровь вместо печени и т.п. - оказываются совсем другими, они пробуждают в человеке самые низменные сексуальные инстинкты, страсть к безудержному сексу, насилию и рамножению паразитов. К сожалению, любовница привечала не только профессора, но многих других обитателей мегадома. В камерном пространстве заражение происходит с невероятной быстротой. режиссер не щадит никого: ни мужчин, ни хорошеньких женщин, ни даже маленьких девочек (заметьте, снято это было до "Нападения на 13-й участок"). Сцены блуждания паразитов под кожей живота пАразительно напоминают "Чужого", снятого четыре года спустя. Впрочем, насилия, кровищи и тошнотворных тварей, передающихся изо рта в рот показано с избытком. Сними этот фильм Кроненберг лет на пять раньше, это был бы антигимн хипповским шестидесятым, а так получился крепкий зомби b-movie, по нынешним временам кажущийся вторичным из-за истертости темы. Режиссеру удается хорошо держать напряжение постоянными узкими коридорами замкнутой многоэтажки, из которой вырваться можно только слившись в сексуальном экстазе с зараженными. нам ведь всем так нравится секс, не правда ли?
Видеодром (Videodrome, 1982) ***К этому фильму Кроненберг приступил будучи уже широко известным после "Сканеров". Не могу судить как много ждала публика, но он сумел снять фильм если и не навека, то по крайней мере на все времена пока существует телевидение.
Макс (Джеймс Вудс) продюсер малозначительного телеканала, удерживающего публику показом софт-порно и прочей подобной фигни. Но как известно к любому развлечению народ быстро привыкает и требует новых зрелищ. И Макс их все время ищет. Однажды его помощник принимает пиратский телесигнал откуда-то из Питтсбурга, на экране как будто пластилиновая стена, красный фон и садо-мазо: пытают и, кажется, убивают молодую девушку. Непонятно, постановка это или по-настоящему. Макс заинтригован и пытается найти тех, кто это снимает. Это называется "Видеодром". Вскоре к нему в руки попадает видеокассета с "Видеодромом", Макс вставляет кассету в видеомагнитофон, запускает и красавица с экрана(его уехавшая на прбы в Питтсбург любовница) зовет его к себе. С экрана несутся вздохи, экран тянется поцелуем и весь телевизор как будто ожил. Совсем скоро Макс перестанет отличать реальность от видеодрома, спрячет в открывшейся щели живота сначала пистолет, а потом и видеокассету и будет подчиняться командам "откройся мне" и "воспроизведи". В этом фильме проявляется главное мастерство Кроненберга-кинорежиссера - он как никто другой из современных киномастеров умеет смешать явь и вымысел, сделав абсолютно неразличимым переход между этими состояниями, показать сновидение с его случайной и одновременно изощренно стройной логикой. В "Видеодроме" бесполезно да и вообще не нужно искать логику повествования, и при этом невозможно оторваться от блужданий Макса. При всем том это, конечно, беспощадный приговор телевидению людям его смотрящим, неспособным на самостоятельные мысли и чувства.
Муха (The fly, 1986) ***В эпоху видеосалонов ее все смотрели, да? Я с тех пор не пересматривал, и сейчас мне кажется, что по духу это скорее фильм Карпентера. Хотя фирменная "противность" в детальном и подробном изображении прорастания волосков присутствует.
Смертельно связанные (Deadly ringers, 1988) *****Шедевр, хуле.Зачем он вообще снимает после такого фильма кино для меня загадка. В этом фильме сплелись все основные темы (ну, кроме одной) творчества Кроненберга: уродцы-паразиты, одержимость, секс и сновидческая реальность.
Джереми Айронс один играет двух близнецов Бева и Эли, которых никто не может различить. Они всегда вместе и делят все поплам: еду, работу, науку, женщин. Наука и женщины у них неразрывно связаны, потому что они гинекологи, лечат бесплодие. Однажды к ним на прием попадает звезда сериалов Клэр Нуво. Обнаруживается, что у нее три матки, с этого начинается роман между ней и одним из братьев. Вскоре Бев понимает, что не хочет делить женщину с братом, он хочет, чтобы у него было что-то свое в жизни, только его личные переживания. Братья отдаляются друг от друга, Клэр уезжает на съемки нового сериала и Беверли начинает сходить с ума, принимая наркотики. Он догадывается сначала, что женщина с тремя матками мутант, а значит и лечить(оперировать) ее надо специальными инструментами, которые тут же придумывает и заказывает у художника по стали, потому что только он может изготовить абсолютно бредовые инопланетные инструменты, напомниющие по форме жуков-паразитов с длинными отростками-скальпелями. Потом понимает, что вообще все женщины мутанты и дело плохо. Эллиот, чтобы восстановить связь с братом, тоже начинает принимать колеса. Связь он восстанавливает, да только вот конец неотвратим.
Атмосфера сумасшествия возникает на экране сама по себе уже от наличия самих близнецов, все остальное только оттеняет, развивает, углубляет эти впечатления: два человека братья или один и степень их зависимости друг от друга.
Обед нагишом (Naked lunch, 1991) ****Наряду со "Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе" лучшая экранизация наркоманской темы, а на самом деле фильм о писательском ремесле и истоках творчества. Пишущие машинки-жуки, оргазмирующие во время нажатияч клавиш, загадочная марроканская Интерзона, тараканы-пришельцы, с сигаретой в лапах и антитараканий порошок, как средство вдохновения и средство сбежать в мир грез и фантазии. И любовь как источник вдохновения, вечный двигатель и шанс на вечную жизнь. Тут всплывает еще одна больная тема Кроненберга: гомосексуальность. Робокоп Питер Уэллер в роли писателя Билла Ли похож на Шварценеггера, а нынешний любимый актер Вигго Мортенсен, кстати, похож чем-то на Уэллера.
Автокатастрофа (Crash, 1996) ***Если писать рецензию,то стоил бы ее назвать "Мечтают ли андроиды трахаться в электромобилях".
Люди живут и от обыденности жизни ничего не соображают и не могут кончить в постели ни со своими любимыми ни со случайными незнакомцами. Попав в автокатастрофу и выжив, в Джеймсе что-то ломается(или наоборот появляется): он оказывается может испытать оргазм на сидении разбитого автомобиля,а еще лучше сразу после столкновения. Вскоре он находит таких же людей,которые исповедуют на этом целую идеологию рождения новой расы, покалеченной, переломанной, но с новой чувственностью. Сновидческий дар Кроненберга в этом фильме переходит в новое качество - способность снимать наваждение. Фильм на самом деле для меня был довольно непрятный, но оторваться от него невозможно. Собственно, именно это и происходит внутри экрана с главным героем.
Экзистенция (Existenz, 1999) **Смотрел давно, тогда он мне показался довольно дурацким, при том, что кроме "Мухи" я ничего не видел. Сейчас представляется несколько вторичным и самоповтором своих самх известных тем и приемов, того же "Видеодрома". Надо бы пересмотреть.
Порок на экспорт (Eastern promises, 2007) ***С внешнего уродства Кроненберг переключлися на внутреннее, оставив в качестве указателя на неизменность курса, многочисленные татуировки. И тут оказалось, что ничего не поменялось, ха-ха. Достоевский, привет! Набоков, привет!(хотя он-то тут причем). Самая правильная рецензия была в "Ведомостях", перепечатана
тут. Человек человеку сам по себе монстр, враг, пришелец из далекого чужого космоса, безо всяких там паразитов внутри. И Россия в качестве такого примера очень подойдет. Кроненберг мудро показывает не только "чужое", но и страх перед ним как перед зеркалом.
В общем, посмотрев обойму Кроненберговских фильмов за две недели, хочу сказать, что это один из самых одаренных современных кинематографистов, чувствующих природу кино, его сновидческую нереальную природу, неосязаемую, но вместе с тем очень визуальную. Каждый фильм такого мастера безусловное событие, требующее пристального изучения и анализа, который я, уж простите, не способен, кроме маловразумительных восторгов и просьб поверить на слово. Открытием для меня стал Кроненберг, да.