Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет untergeher ([info]untergeher)
@ 2007-06-21 14:45:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пеллеас&Мелизанда
– Est-ce toi, Pelléas? Viens un peu plus près que je te voie dans la lumière.

Сходили с юным другом на Пеллеаса и Мелизанду, прекрасную французскую оперу. Друг опаздывал и торопился, упал в метро и расцарапал руку, прибежал с окровавленной рукой и вместо зрительного зала сразу же пошел искать медпункт и всю оперу просидел с заклееными пластырем пальцами, sehr aufregend eigentlich. Особенно на Дебюсси.
Музыка, Минковски, певцы были восхитительны, в Москве мы, наверное, не скоро еще услышим такого исполнения, и об этом даже не хочется писать, так это было хорошо; но вот что делал режиссер непонятно, только в одной-двух сценах все происходящее было похоже на что-то осмысленное, остальное как мешанина из избитых театральных приемов и ходов, хотя, может, это такой постпостмодернизм у нас сейчас. Вообще я теперь думаю, что это, может, была такая режиссерская задумка, чтобы после пары первых сцен зрители сидели с закрытыми глазами и не смотрели на сцену, потому что пьеса-то про взгляд и про то, что люди видят, а что – нет, а смотреть на сцене по большому счету было не на что, поэтому и билеты были дешевые.


Но одна из главных идей спектакля, как я понял, все же была очень прекрасной, она была навеяна великой русской драматургией, пьесой Островского Гроза, и Мелизанда – это луч света в темном царстве, особенно, когда она ходила по сцене в белом платье, а на сцене все темно и темнее. В конце спектакля поют, что зима и солнце заходит, а Мелизанда восходит по большой лестнице вверх, чистая душа ее скидывает с себя чорный халатик и стремится ввысь, почти как в предыдущей постановке театра, опере Травиата.
Вообще все началось многообещающе. Герои ходили по сцене среди гигантских стальных палок, и я подумал, вот, здорово! И герои то сливались с ними, то выходили вперед, и я думал, как прекрасно, они сливаются с бессознательным, безусловно символизируемым этим палками. Но потом Голо зачем-то стал обнимать Мелизанду на авансцене, и они раскидывали руки, как герой и героиня на корме в фильме Титаник. Вообще, каждый раз, когда у героев была большая любовь, они вот так вот обнимались и раскидывали руки. Это, наверное, в представлении французского режиссера самое доступное для понимания зрителей выражение счастья.
В третьей сцене было так темно, что когда Аркель запел про то, что Пеллеас должен выйти на свет, чтобы его можно было получше разглядеть, я чуть не засмеялся, потому что так оно и было, в самую точку! Впрочем, даже когда Пеллеас вышел на свет, его все равно было не  разглядеть. Зато они знакомились с Мелизандой на вершине сложной концептуальной металлической конструкции, какие любит режиссер Пи, на пять метров выше всех остальных! Их любовь возвышается над всем темным и злым миром.
Аркель, кстати, в своих темных очках был похож на кота Базилио под кайфом. Он в двух сценах сидел на стуле, один раз с огромным светящимся шаром с руках, которым самозабвенно двигал туда-сюда, подавая знаки кораблю Голо, надо было разжечь костер на вершине горы и дедушка жог, а второй только в одних штанах, с обрюзгшим телом и разводил периодически руками, типа старость не радость.
Антитезой к мудрому дедушке, который выйдет на сцену и не двигается больше, режиссер сделал его правнука, который мельтишит по сцене и бегает туда-сюда, и всем надоедает, в том числе и зрителям. Ребенок – это ужасно, хочет нам наверное сказать режиссер, особенно у темных ебанутых родителей. И если вспомнить, что в финале оперы все жалеют малышку, которую родила Мелизанда, потому что любой, кто родился на свет – ужасно несчастен, то сразу становится понятно, зачем Инольд на сцене ведет себя так отвратительно: это наверняка скрытая реклама контрацепции: нет детей – нет проблем, и никто не страдает, ни вы, ни дети. Странно, что спонсором постановки был не дюрекс. Когда же Инольд имитирует в стороне убийство куклы пока Голо мучает Мелизанду на семейной разборке, думаешь только о том, как глубоко куклы запали в сознание режиссеров, ставящих Пеллеаса. В Цюрихе, вон, не давеча как в прошлом году герои тоже с куклами ходили и совершали над ними акты домашнего насилия.
Дедушку и мальчика исполняли русские певцы с их удивительной драматической школой, а из-за того, что показать свое драматическое мастерство они почти не могли из-за тенденций современной оперной драматургии, проникнувших на отечественную сцену (представляю, кстати, как мучаются певцы большого на вилсоновской Мадам Батерфляй), то они старались, конечно, всеми силами. И, я думаю, перестарались слегка. Певица, игравшая Инольда так самозабвено колотила куклу, что все смотрели только на нее.
Перед тем, как Мелизанде пойти с Пеллеасом в грот, на сцену вышли три полуголых мужчины и стал кривляться, оказывается, корчиться в муках тяжелой болезни. Потом три мужчины легли вместе на сцену вповалку, и пока они лежали Пеллеас спел что-то про голубоватый сумрак.
Еще Мелизанда в самой красивой у Дебюсси сцене расчесывала волосы, но во вчерашней постановке, конечно, парик. Перед тем, как она кинула кусок парика Пеллеасу, чтобы он им привязал ее к железному шесту, в зрительном зале зазвонил сотовый телефон. Все как обычно, конечно. В антракте передали настоятельную просьбу дирижера отключить телефоны.
На приставном стуле рядом с нами сидела старушка из клуба пенсионеров Театрал, в толстых очках у которой от сумрака и непонятности на сцене проснулся жуткий аппетит, и она достала из сумки полиэтиленовый пакетик, и стала им шуршать, доставая из него то булочку, то апельсин. Где-то минут через двадцать периодического шуршания, я встал со своего места и пошел к ней и прошептал ей, чтобы она не шуршала – а она оказалась такая жалкая, громко прошамкала мне совсем старым голосом: Извините, извините, я что мешаю? я больше не буду.
Так вот, единственной прекрасной и внятной была сцена, где Мелизанда и Пеллеас объясняются в любви, но я смутно подозревваю, что это потому, что она почти что как главная сцена в Тристане, а Тристана Пи ставил в Женеве года два назад, судя по всему, почти в таких же декорациях. Кстати, после того, как Мелизанду ранили она стала ходить зачем-то как героини в спектаклях Вилсона по металлической конструкции с вытянутыми вперед руками, ну и вскоре совсем поднялась наверх. И, кстати, никакой трагедии Голо, как пишут в наших газетах и проч. я там не увидел. Ну, если не считать трагедии его парика, который с черного в начале сменился на седой в конце.

Ах, да, я заново открыл для себя символизм и подумываю о том, чтобы писать теперь в духе Метерлинка, если, конечно получится.
Когда после оперы возвращался домой, в метро видел четырех человек, тащивших в обнимку огромных плюшевых телепузиков.

Об опере см. также здесь


(Добавить комментарий)


[info]llliu@lj
2007-06-21 08:11 (ссылка)
О, я оценила.;-) Весьма иронично.
А вот символический взгляд. Алены Карась.Тоже имеет право быть.
http://www.rg.ru/2007/06/20/meterlink.html
Единственно понравившаяся мне рецензия.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-21 09:02 (ссылка)
у Алены Карась есть прекрасная фраза: Выдающийся исполнитель партий в операх Дебюсси как будто Дебюсси их с десяток написал.

зато я теперь много понял про свет и проч.; на самом деле в сцене у ворот замка там свет и тени и все было идеальным, но увы – все-таки единственный раз в спектакле это было бесспорно хорошо

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]llliu@lj
2007-06-21 09:53 (ссылка)
Карась - театральный, а не музыкальный критик. Это хоть немного извиняет ее:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]star_of_oz@lj
2007-06-21 08:17 (ссылка)
постановок этого пи я еще не видел, но вообще нулевой жест как
прием и прочий минимализм в режиссуре и сценографии
встречается в последние годы часто.
люк персефаль известен таким подходом.
иногда так даже лучше. главное, чтобы пели хорошо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-21 09:07 (ссылка)
пели и играли – просто восторг!
а про постановку – так тоже сойдет, в конце-концов всего-то на четыре раза, кажется

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tsokotukha@lj
2007-06-21 09:03 (ссылка)
Почему-то стало до слез жалко старушку из клуба пенсионеров Театрал...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-21 09:08 (ссылка)
мне тоже было ее жалко потом, мне даже стало стыдно за свой поступок; с другой стороны хотелось и музыку послушать, но она, я потом подумал, вообще, может, в последний раз в театре была

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tsokotukha@lj
2007-06-21 09:15 (ссылка)
К сожалению, со старичками так почти всегда - и жалко их, и трудно с ними...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alzak@lj
2007-06-21 11:05 (ссылка)
какое прмиитивное представление о грозе

(Ответить)


[info]catch_life@lj
2007-06-21 11:11 (ссылка)
Удивительно, что и автор рецензии по твоей ссылке, и Алена Карась так хвалят сценографию, которая мне показалась не просто неудачной, но физически почти невыносимой для глаза. Ты прав: на этом спектакле глаза хочется закрыть (правда, мне хотелось смотреть на Мелизанду, такая она была хрупкая и так соответствовала своему голосу всем обликом). Вот что значит "направленность зрения": всех привлекает легкость концептуализации этих трансформеров и металлического света - а в сущности, это же совсем не оригинально и хуже того, это не работает.
Алена Карась симпатичный человек, но количество эпитетов в ее рецензии губит все на корню. Это похоже на мой восторженный жж-пост :))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-21 11:21 (ссылка)
ну я думаю надо как раз писателям типа метерлинка сказать спасибо за легкость концептуализации всего на свете, не только трансформеров, кстати; а эти параллельные действия пастух в садомазо костюме, мужик на железной решетке, мальчик – настолько избитый прием, что тошно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]n_voice@lj
2007-06-21 12:31 (ссылка)
Не трогайте Алену!
Она только что из отпуска; знаете, бывают такие эмоциональные состояния: приезжаешь из Турции в Москву идешь в театр; - и все нравится!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shahyr@lj
2007-06-21 13:57 (ссылка)
Думаю, что зрители просто спали, потому что музыка у Дебюсси очень этому способствует. Она красивая, свежая, как ручей, но уж очень однообразная. Работа режиссера, действительно, была минимальной. Зато художник постарался, особенно в первой сцене. Насчет голосов не согласен - певцам и петь не пришлось, пошептали и все. Ни тебе интонирования, ни эмоций. Зато русская часть состава порадовала. Особенно Валерия Зайцева в роли мальчика, хоть я и не любитель травестийныйх ролей.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-21 17:29 (ссылка)
ну слушайте, у Дебюсси же не надо вокалом блистать, шептать как раз самое оно у него; если разбираться, то Мелизанда вчера по крайней мере начала не очень, мне кажется вообще все было хорошо

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shahyr@lj
2007-06-21 17:33 (ссылка)
Я не отрицаю. Было хорошо. По крайней мере, хоть какая-то свежесть. А то закисать начали наши музыкальные театры. Особенно Большой. Но у Мелизанды такой тембр противный. Напомнил мне старушку-Сезерленд в лучшие годы. Терпеть ее не могу. Но это личные пристрастия.

(Ответить) (Уровень выше)

+ 1
[info]coolwind@lj
2007-06-22 03:34 (ссылка)
Однообразие - это еще мягко сказано.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-22 04:59 (ссылка)
ну так это же жизнь такая у героев оперы, однообразие и мрак

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]coolwind@lj
2007-06-22 05:35 (ссылка)
Да ладно. Любовь, ревность - какое уж тут однообразие?! Мрачновато, это да, ну так у героев "Травиаты" жизнь вроде тоже была не сахар :) Однако ж на Верди не заснешь, в отличие от :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-22 05:46 (ссылка)
ну не знаю, у нас в семье есть история о том, как мой отец в молодости заснул на Риголетто

я в последний раз чуть не заснул на Роланде Генделя

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tara_nova@lj
2007-06-21 16:15 (ссылка)
а я еще подумала: надо же, не поленился чувак встать приструнить бабушку, сидящую слева от меня
вот оно кто

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-21 17:37 (ссылка)
вы то как это выносили если рядом сидели?

(Ответить) (Уровень выше)

оффтоп к вопросу о языках
[info]roma_termini@lj
2007-06-21 16:56 (ссылка)

(Ответить)


[info]forellen@lj
2007-06-22 05:32 (ссылка)
а я если в оперу иду то всегда готова жмурясь сидеть. То, что я вижу, как правило, ужасно... Ну, то , что видела в последнее время в СПб, по крайней мере.
Правда, неловко если близко сидишь и солист упирается в тебя тяжелым взглядом на высоких нотах. Но закрытость глаз можно трактовать как эстетический экстаз!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]untergeher@lj
2007-06-22 05:47 (ссылка)
что же там у вас в СПБ ужасного? я слышал у вас там прекрасный Поворот винта

(Ответить) (Уровень выше)