DR's Journal
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Tuesday, May 17th, 2005
Time |
Event |
11:34a |
«Оставалось дать сигнал и все бы ринулось»  Сосканировал из "Коммерсант-Власть" №12 интервью с генерал-полковником Матвеем Бурлаковым, где он рассказывает как группировки советских войск выводились из Европы. Выкладываю его здесь полностью, ибо интервью очень интересное, а на сайте Ъ оно в закрытом доступе. Напомню, что Ъ публикует серию интервью с людьми, которые в годы перестройки формировали внешнюю политику СССР. Некоторое время назад я давал ссылку на интервью генералом армии Владимиром Лобовым.
«Снаряды в танках, в ствол засунуть — и вперед»
– Когда вы поняли, что холодная война проиграна?
– Когда мы подписали документы о выводе войск из Европы. Я сразу подумал, что это конец.
– В СССР существовала концепция упреждающего удара. Мы были готовы при росте напряженности начать первыми?
– Конечно. А что, ждать, когда они нас ударят?
– Шло к этому дело?
– Пик холодной войны был в начале 1980-х. Оставалось дать сигнал — и все бы ринулось. Все боеготово, снаряды в тан¬ках, осталось в ствол засунуть – и вперед. Все бы сожгли, все бы разрушили там у них. Военные объекты я имею в виду – не города. Я часто встречался с председателем военного комитета НАТО Клаусом Науманном. Он меня как-то спрашивает: «Я видел планы армии ГДР, которые вы утверждали. Почему вы не начали наступление?» Мы пытались эти планы собрать, но кто-то утаил, снял копии. И Науманн согласился с нашим расчетом, что мы должны быть на Ла-Манше в течение недели. Я говорю: «Мы же не агрессоры, зачем мы пойдем на вас? Мы всегда ждали, что вы первые начнете». Так объясняли им. Мы же не можем сказать, что мы первые должны были начать.
– Так к войне в начале 1980-х готовились?
– Не просто готовились, а были готовы! Маршал Огарков создавал четыре стратегические направления для руководства наступательной войной. Западное было в польской Легнице, а потом в Смоленске, юго-западное – в Кишиневе, в Баку было южное, в Улан-Удэ – дальневосточное, китайское. Венгрия (Южная группировка) входила в одно направление с Киевским и Одесским округами. Мы должны были громить юг Европы, в том числе Италию. В Генштабе есть: эти планы. Эти образцы когда-то могут понадобиться, там все продумано, хотя надо уточнять.
– Применение ядерного оружия планировалось?
– Конечно.
– Мы бы первыми ударили?
– Конечно.
– Министр иностранных дел Громыко повторял, что СССР не будет применять ядерное оружие первым.
– Он-то сказал одно, а у военных были другие мысли. Нам-то надо отвечать за войну.
– Разве не политическое руководство за это отвечает?
– Политическое руководство – Горбачев и другие – предало Союз. Их в Америке купили.
– Как купили? Не в карман же взятку дали.
– Не в карман. Но купили. Горбачев стал первый немец в Европе. Всегда было ощущение, что подталкивает нас не сам Горбачев или Шеварднадзе, а немцы или американцы. Я Горбачева слышал на пленуме и удивлялся. Его чем-то питали. Выступают против него с такой критикой, что он должен или провалиться сквозь землю, или что-то ответить. Принесут ему стакан питья типа чая с молоком, он выпьет – как будто ничего не было! Он абсолютно ни на что не реагировал, гнул свое. Он же верховный главнокомандующий, как и Ельцин потом. Хотя какой из них верховный? Но все под Сталина работали...
( далее... ) |
|