Только недавно посмотрел "Олдбоя".

То обстоятельство, что главные герои учились в корейской католической школе, напомнило мне философские рассуждения в "Революции от кутюр" Корчинского о смирении и мести. В "Олдбое" двое мужчин мстят друг другу: сначала один сажает другого в нелегальную "коммерческую" тюрьму, в полную изоляцию на 15 лет, потом тот выходит и пытается найти мучителя, чтобы в свою очередь отомстить ему. Но враг Олдбоя подстраивает все так, что тот после 15-летней отсидки, сам того не зная, вступает в ицестуозные отношения с собственной дочерью. Это — месть за то, что Олдбой в когда-то разболтал о подобных же отношениях между мстителем и его сестрой. В те времена, когда все они учились в католической школе. В финале фильма один стреляется, а второй при помощи гипнотизера страет из своей памяти все произошедшее. То есть у обоих получилась, можно сказать, месть длинной в жизнь.
А вот Корчинский:
"Почти не существует людей, которые способны на отложенную месть. В кодексе "Бусидо" написано, что, если тебя оскорбили, ты должен отомстить сразу, не откладывая - удобная ситуация, неудобная ситуация, он один или их сто. Ты его увидел, ты бросился, и, чем бы тебе это ни грозило, даже если ты, скорее всего, не выживешь после этого, ты должен попробовать его убить. Почему написано, что не нужно ждать момента? Потому, что отложенной мести не бывает. Как только вы отложили месть, у вас через неделю найдется миллион причин, почему не надо мстить, почему это нужно отложить еще раз. Это перестает быть актуальным. Вы уже не отмстите никогда.

Существуют некоторые народы, которые могут позволить себе отложенную месть. Например, итальянцы. Они всегда плохо воевали, но им хорошо удавались заговоры и террор. Итальянец может отложить месть и отмстить через десять лет. Это заложено в их этническом характере, в том числе и в том, что это очень католическая нация и эти люди привыкли к смирению и к откровенной исповеди. Человек может позволить себе какие-либо отложенные вещи только тогда, когда он смиренен".