Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ushkuinik14 ([info]ushkuinik14)
@ 2007-05-15 16:33:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Свободная Шотландия. Перспективы

Перспектива независимости Шотландии стала реальностью спустя ровно триста лет после того, как был подписан Акт о союзе. В январе 1707 года Англия и Шотландия стали одной страной и совместно построили Британскую империю, над которой еще полвека назад никогда не заходило солнце. Теперь же шотландцы готовы завершить демонтаж империи.
Социологические опросы показывают, что идея отделения Шотландии от Англии популярна среди избирателей, причем по обе стороны границы. Хотя, конечно же, реальный процесс отделения не будет простым делом. Даже если шотландцы на референдуме скажут «да», на цивилизованный развод с Лондоном и вступление на правах нового члена в ЕС могут уйти годы.
Начать шотландские националисты хотят с экономики, по поводу которой они больше всего и критикуют нынешнее правительство. На протяжении последних десяти лет экономическая политика министра финансов Брауна отдавала явный приоритет развитию крупного бизнеса, что стало одним из факторов экономического успеха лондонского Сити. Однако в Шотландии, где доминируют небольшие компании, эта политика к особым результатам не привела. Экономический рост в регионе в течение многих лет оказывался значительно ниже, чем в целом по Британии или по ЕС, не говоря уже о темпах развития Ирландии — соседа Шотландии со схожим по размеру населением и структурой экономики. Население Шотландии все время сокращается из-за постоянной эмиграции в Англию, особенно молодежи. По оценкам правительства Шотландии, около 25 тыс. молодых шотландцев ежегодно уезжают отсюда, причем многие — навсегда.
ШНП собирается изменить экономическую политику под нужды Шотландии, а не лондонского Сити, в частности, понизив налоги на прибыль, упростив систему регулирования бизнеса, создав схемы финансирования малого и среднего бизнеса, поддерживая инновационные отрасли и развивая образование. Активисты партии ездят по небольшим странам ЕС, от Эстонии и Финляндии до Словакии и Ирландии, пытаясь изучить их опыт. Будучи профессиональным экономистом, лидер националистов Алекс Салмонд строит свою программу на серьезной экономической платформе, обещая избирателям рабочие места, динамичную экономику и сохранение доходов от нефти и газа, добываемых на шельфе в Северном море.
Сегодня около 20 млрд долларов налоговых поступлений от нефтегазовой отрасли идет напрямую в Лондон, минуя региональный бюджет. Именно по этой причине доходы бюджета Шотландии оказываются значительно — почти на четверть — меньше расходов (70 против 89 млрд долларов). С учетом же возможных доходов от нефти и газа Шотландия оказалась бы с небольшим профицитом — около 600 млн долларов ежегодно. ШНП собирается также воспользоваться опытом Норвегии, снизившей налоги в нефтяной отрасли, чтобы привлечь компании на более сложные в разработке месторождения на шельфе. А увеличившиеся доходы от нефтяного сектора партия Алекса Салмонда собирается откладывать в собственный стабфонд. Причем создавать его ШНП собирается уже в 2007 году — ведь аналогичные фонды существуют на региональном уровне в Канаде (провинция Альберта) или в США (на Аляске). По оценкам ШНП, за десять лет в нефтяной фонд может быть аккумулировано до 180 млрд долларов. Стоит напомнить и то, что современный шотландский национализм зародился в 70−х, когда ШНП развернула кампанию под лозунгом «Это шотландская нефть!».
«У Шотландии существуют фундаментальные основы для того, чтобы быть здоровой полноценной экономикой в рамках ЕС, взяв лучшее из опыта небольших стран блока. Правда, для успеха потребуются серьезные реформы — доля госрасходов в ВВП сегодня — 55 процентов, это очень много. Насколько успешными будут такие реформы и экономическая политика ориентированного на независимость правительства, покажет лишь время», — говорит старший экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit Чарльз Дженкинс.
ШНП собирается повторить опыт Ирландии или Австралии, предложив грин-карты для высококвалифицированных мигрантов из-за пределов ЕС. Кроме того, выпускники шотландских университетов получат право остаться работать в стране с перспективой получения постоянного вида на жительство. ШНП также собирается открыть рынок труда Шотландии для мигрантов из всех государств Евросоюза — партия видит будущее страны только в рамках европейского проекта.
ШНП не собирается избавляться от королевы Елизаветы II — британский монарх останется формальным главой государства и в случае получения Шотландией независимости. Шотландские националисты лишь хотят взять в свои руки реальный контроль над экономикой и внешней политикой, как некогда это произошло в Канаде, Австралии и Новой Зеландии, главой государства в которых до сих пор является британская королева.
После обретения независимости Шотландия планирует остаться в ЕС, на который приходится более 70% ее торговли, однако выйти из состава НАТО, сделав ставку на нейтральность и сведя к минимуму свои расходы на оборону. Таким образом ШНП собирается избавиться от одного из главных раздражающих электорат факторов — дорогостоящих военных кампаний на Ближнем Востоке.
В рамках цивилизованного развода ШНП предлагает сохранить хождение в Шотландии фунта (тем более что сейчас к северу от границы с Англией ходят шотландские банкноты, выпущенные шотландскими банками). Однако в долгосрочной перспективе ШНП собирается вновь воспользоваться опытом соседней Ирландии и перейти на евро.
Независимость Шотландии приведет к изменениям и за ее пределами — как в других составных частях Британии, так и в глобальной системе миропорядка. Для Лондона отсоединение Шотландии фактически означает завершение трехсотлетнего «британского проекта». Независимость Шотландии подстегнет дебаты о необходимости объединения шести графств Северной Ирландии с остальной частью Ирландии, а также о большей автономии для Уэльса. Более того, всплеск национализма может произойти не только в Северной Ирландии и Уэльсе, но и в Англии, где на протяжении столетий властями культивировалась именно британская, а не английская идентичность. В отличие от позитивного шотландского английский национализм скорее похож на националистические движения других европейских стран — тут с опаской смотрят на мигрантов, в особенности других вероисповеданий, культур и рас. Да и самим меньшинствам будет сложнее адаптироваться к жизни в урезанной версии Соединенного Королевства.
Однако проблемы остальной Британии не будут исчерпываться лишь национализмом и кризисом идентичности. В экономическом плане британский бюджет будет отсечен от не последнего источника финансирования — примерно 20 млрд долларов в год в виде налогов от добычи нефти и газа у берегов Шотландии. Также за пределами страны окажется второй в Британии и пятый в Европе финансовый центр — Эдинбург.
Помимо этого усеченное Соединенное Королевство столкнется с военными проблемами. Неотъемлемая часть британской военной ядерной программы — военно-морская база Клайд в Западной Шотландии, на выводе которой с шотландской территории настаивает ШНП. В гораздо более густонаселенной Англии возможностей для размещения ядерного оружия меньше. Более того, ядерная программа «Трайдент», за продление которой до 2050 года проголосовал британский парламент в марте, может оказаться слишком дорогостоящей для усеченной Британии. На строительство новых подводных лодок и ракет, которые заменят морально устаревшие версии, потребуется 30–40 млрд долларов и почти два десятилетия.
Вступление Шотландии в ЕС необязательно пройдет гладко. Ряд специалистов по конституционному праву указывают на то, что новому независимому государству на севере Европы придется становиться в общую очередь на членство вместе с Хорватией, Турцией и Македонией. Впрочем, политики полагают, что в случае Шотландии, где уже применяются европейские законы и действуют европейские правила, Брюссель применит отдельный подход. Ведь на Шотландию приходится более половины запасов нефти и рыбных ресурсов всего ЕС. Даже если после обретения независимости Шотландия и не станет частью Евросоюза немедленно, Брюссель постарается по возможности ускорить этот процесс.
Правда, на этом пути могут возникнуть проблемы. Вступление независимой Шотландии в ЕС может быть заблокировано Испанией или Францией — эти страны имеют право вето на расширение Европейского союза. У французов есть Корсика, а у испанцев Каталония и Страна Басков. Наверняка, им захочется преподать «урок» своим сепаратистам, поставив в нелепое положение Шотландию. Впрочем, это маловероятно. Шотландия в экономическом плане имеет для Европы большое значение и, скорее всего, сумеет отстоять свои внешние интересы.


(Читать комментарии)

Добавить комментарий:

Как:
(комментарий будет скрыт)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Имя пользователя:
Пароль:
Тема:
HTML нельзя использовать в теме сообщения
Сообщение:



Обратите внимание! Этот пользователь включил опцию сохранения IP-адресов пишущих комментарии к его дневнику.