Не дай Бог
Как вы, наверное, заметили, все это время я хранил молчание, никак не комментируя тему предстоящих выборов Патриарха. Более того, открою маленькую тайну. В дружеских беседах я всячески увещевал моих товарищей последовать моему примеру и хранить режим "молчания в эфире".
У меня, разумеется, есть свои симпатии и антипатии, и вам они, наверное, понятны. Но в таком деликатном вопросе - "лучше жевать, чем говорить" - меньше навредишь. По моему мнению, главное, что нам требуется сегодня, это то, чтобы светские власти не вмешивались в выборы Патриарха и предоставили полноте Русской Церкви самой избрать себе Предстоятеля.
Поэтому опубликованная на Интерфаксе заметка дъякона Андрея Кураева о выборах делегатов на Поместный Собор от духовно-учебных заведений "Диакон Кураев называет "лжевыборами" избрание делегатов на Поместный Собор от духовных семинарий" поставила меня в сложное положение. С одной стороны, вопрос настолько деликатный, что лучше промолчать. С другой, вопрос настолько острый, что молчать, вроде бы, невозможно.
По здравому размышлению я понял, что высказаться все-таки необходимо. Отец Андрей взорвал настолько мощную информационную бомбу, что отсутствие на нее реакции со стороны церковных людей может иметь последствиями не просто скандал, бюросающий пятно на репутацию нашего священноначалия, а настоящую репутационную катастрофу.
Информация о том, что в ходе выборов делегатов на Поместный Собор были допущены чрезвычайно сильные, можно сказать, непристойные нарушения церковного благочиния, не может остаться без внимания и реакции чад Русской Православной Церкви, и, в первую очередь, без реакции ее Священноначалия.
Если мы допустим трагическую ошибку и оставим утверждения о.Андрея без должной реакции на них, если мы попытаемся представитиь всю эту ситуацию как заурядный скандал, не заслуживающий особого внимания, мы совершим хуже чем преступление. Мы совершим ошибку, последствия которой для нашей Церкви могут оказаться катастрофическими.
Если у "внешних" начнет складываться впечатление, что в "предвыборной борьбе" архиереи Русской Православной Церкви выясняют отношения между собой при помощи методов, принятых между "новыми русскими", используя рейдерские захваты и прочие "пацанско-братковские разборки" - это будет началом конца Русской Православной Церкви.
И так на сегодняшний день авторитет нашей Церкви в глазах нашего народа значительно ниже, чем мы могли бы ожидать. И все мы должны признать, что это происходит отчасти и по нашей вине. Не дай Бог церковному сообществу оказаться ареной "войны компроматов" или театром любых других подобных военных действий.
Разумеется, на сегодняшний день мы не обладаем достоверной информацией о том, что же произошло в Троице-Сергиевой Лавре во время выборов делегатов на Поместный Собор. Полагаю, что необходимо срочно провести синодальное расследование по факту публикации о.Андрея Кураева. В случае, если факты, описываемые о.Андреем, не подтвердятся, он как клеветник, воздвигший хулу на архиереев, должен быть подвергнут мерам дисциплинарного воздействия, из которых, на мой скромный взгляд, запрещение в священнослужении и увольнение из Московской Духовной Академии с лишением профессорского звания являются минимальными. Если же факты подтвердятся, то Священный Синод Русской Православной Церкви должен незамедлительно принять аналогичные дисциплинарные меры в адрес архиереев, с особым цинизмом нарушивших церковное благочиние и позорящих нашу Святую Церковь. Аминь.