Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет v_murza ([info]v_murza)
@ 2012-02-06 23:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Гибель «Иосифа Сталина» и «Андрея Жданова». Об одной морской трагедии 1941 года


ОБЕЛИСК НА МЕЖЕВОМ КАНАЛЕ
В Санкт-Петербурге на Гутуевском острове есть малоизвестный памятник морякам-балтийцам. Он был установлен в 1989г. перед пестроклетчатым зданием администрации морского пароходства на Межевом канале, 5. Авторы - скульптор Я.Я.Нейман, арх. В.Д.Кирхоглани и В.М.Липовский.


На обелиске надписи:
«Героям-морякам Балтийского морского пароходства и Ленинградского порта 1941-1945гг.»;

«Экипажам погибших судов: Вторая пятилетка * Луначарский * Луга * Ярвамаа * Мардус * Хильде * Скрунда * Десна * Хомана * Выборг * Балхаш * Трувор * Сибирь * Тобол * Октябрь * Эргонаутис * Аксель-Карл * Тасуя * Кумари * Найссаар * Мееро * Люцерна * Алев»




Перечисленные суда погибли в 1941г., большая их часть – в августе при передислокации кораблей КБФ из Таллинна в Кронштадт. Это, по сути, единственный памятник кошмару «Таллиннского перехода», когда из 200 боевых кораблей, транспортов и судов вспомогательного флота 53 было потоплено немцами. Из 26 тыс. чел., взятых на суда в Таллинне, в Кронштадт было доставлено 18 тыс. Остальные погибли / 1 /.

Надписи есть и на задней стороне монумента. Здесь перечислены названия интернированных судов


А слева в укромном уголке отлиты звучные имена двух кораблей:


С ними связана самая жестокая катастрофа в истории отечественного судоходства, произошедшая в декабре 1941г. при эвакуации гарнизона ВМБ Ханко.

Гибель «Иосифа Сталина» долгое время была засекречена. После публикации Così una mina affondò il Titanic sovietico в итальянской “La Repubblica” появился ряд статей в КП, журнале «Вокруг света» и т.д., пост в сообществе [info]mil-history@lj. С подачи итальянцев все пишут о «советском Титанике». Хотя ничего общего с «Титаником», погибшим в мирное время из-за человеческого тщеславия и глупости, здесь нет. Да и жертв на «Иосифе Сталине» было в несколько раз больше.
Судя по бурной дискуссии в [info]warhistory@lj, тема не потеряла актуальность. Поэтому хочется еще раз к ней обратиться.

БИОГРАФИИ ГЕРОЕВ


АНДРЕЙ ЖДАНОВ – грузо-пассажирский рефрижераторный теплоход. До 1937г. назывался "Алексей Рыков". Водоизмещение 5360 т. Размерения 105 х 14.65 х 5.9 м. Скорость 12.5 узла. Заложен в мае 1925 г. ("Северная верфь", Ленинград), сдан в эксплуатацию в июле 1928 г.
В войну использовался, как госпитальное судно, участвовал в таллиннском переходе.



ИОСИФ СТАЛИН – круизный турбоэлектроход. Был построен по распоряжению И.Сталина в Нидерландах в 1939г. для линии Ленинград-Лондон. Водоизмещение 7500 т. Скорость 16 узлов. Длина наибольшая 135 м., ширина наибольшая 18,34 м., высота борта 9,65 м. Пассажировместимость каютная – 465 чел. Численность экипажа – 161 чел.

Так он выглядел


Во время войны «Иосиф Сталин» использовался как транспорт «ВТ-521».

ВМБ ХАНКО
Полуостров Ханко или Гангут (швед. Hangöudd) - крайняя юго-западная точка Финляндии. Он узким языком врезается в море и занимает выгоднейшее географическое положение у входа в Финский залив. В 1714г. русский флот одержал здесь блестящую победу над шведами.


Ханко - милейший курортный городок, идеально подходящий, как сказано на одном из ресурсов, для проведения остатка бурной жизни. Его визитная карточка - старая водонапорная башня (она же маяк и обзорная площадка) и лютеранская церковь (1892) на скалистом холме Вартиовуори.


Есть здесь и деревянная православная церковь (1895), построенная на народные пожертвования и посвященная Св.кн.Владимиру и Марии Магдалине.


В соответствии с условиями Московского мирного договора, завершившего Зимнюю советско-финскую войну, СССР получил в аренду часть полуострова, включая г.Ханко и его порт, для создания военно-морской базы (ВМБ).

Жителям Ханко было отведено 10 дней, чтобы покинуть город. Договор был заключен 12 марта1940г., а уже 22 марта сюда прибыли первые подразделения Красной Армии. К июлю 1941г. здесь было 28 тыс. гарнизона, артиллерия, флот, авиация. Это была первая советская военная база за пределами СССР.

Настроения тех лет характеризует один забытый эпизод. 14 июня 1941 г. два советских гидросамолета МБР-2 перехватили в нейтральных водах в районе о.Кери пассажирский самолет «Калева» финской гражданской авиакомпании и сбили его. Среди пассажиров самолета находились американский, два французских и два немецких дипкурьера. Чемоданы с диппочтой были подняты на борт советской подводной лодки. Эта вызывающая акция «сталинских соколов» вызвала крупный международный скандал.

В первый день Великой Отечественной войны в порт Ханко зашел роскошный, с ослепительно-белыми надстройками и угольно-черным корпусом турбоэлектроход «Иосиф Сталин» в сопровождении эсминца «Смелый». Он взял на борт 2500 пассажиров. Этим рейсом были вывезены семьи комсостава ВМБ. 24 июня на Таллинн с Ханко ушли еще два транспорта, увозя почти 2000 человек.

Уже 24 июня был получен приказ КБФ прикрыть истребителями налет бомбардировщиков ВВС флота на аэродромы Турку и уничтожить на о-вах Моргонланд и Юссаарэ финские наблюдательные вышки. Батареи Ханко открыли огонь, уничтожив вышки и финский склад боеприпасов на о.Моргонланд.

В тот же день ответили финские батареи. В 13:45 авиация нанесла удар по порту Ханко. Артиллерия ВМБ вступила в контрбатарейную борьбу.

Дрались славно. В отдельные дни на небольшом полуострове рвалось более четырех тысяч снарядов и мин. Горел городок, горел лес, пылали красивые коттеджи. Лето стояло сухое, жаркое - как раз для огня. Гангутцы героически оборонялись и контратаковали, отвлекая значительные силы противника.

Коренное изменение обстановки произошло с сентября, когда Таллинн был оставлен советскими войсками. ВМБ оказалась в глубоком тылу противника.
В первых числах октября финны передали по радио обращение К.Г.Маннергейма «К доблестным и храбрым защитникам Ханко» с предложением капитулировать.
Ответ гангутцев не заставил долго ждать. Вот он - еще один штрих к портрету эпохи (источник /2/)

Как выяснилось, у этого коллективного послания в стиле письма запорожцев турецкому султану был единоличный автор – поэт-фронтовик Михаил Дудин.
Вряд ли фельдмаршал Маннергейм заслуживал подобного обращения, но не будем забывать, что это была война и год от Р.Х. 1941-й.

30 октября на Ханко пришел приказ об эвакуации гарнизона. С полуострова в путь по густо начиненной минами Балтике уходили транспорты, вывозя раненых, боеприпасы, продовольствие, вооружение. Многое из того, что заготавливалось на годы, приходилось уничтожать.



Перед уходом основательно потрудились саперы, заминировав город, линию обороны Ханко, побережье и шхеры.

ГИБЕЛЬ «АНДРЕЯ ЖДАНОВА»
Вечером 11 ноября для эвакуации гарнизона Ханко от острова Гогланд вышел отряд кораблей в составе минных тральщиков Т-211, Т-218 и Т-215, за которыми в кильватерной колонне шли головное судно «Стойкий» с командиром отряда, затем - заградитель «Урал», лидер «Ленинград» и госпитальное судно «Андрей Жданов» /3/.

На «Стойком» и на «Ленинграде» имелись параванные охранители, которые должны были служить средством защиты от мин для госпитального судна.

Как работает эта штука, видно из прилагаемого рисунка (1 – параваны, 2 – буксиры). Параван похож на маленький самолетик, он имеет отводящее крыло, стабилизатор глубины и резак для подсекания минрепов.

Сильный попутный ветер и поверхностное течение привели к тому, что курс был считан с ошибкой, и отряд оказался на Юминданинском минном поле. Взорвались пять мин в тралах всех трех тральщиков. На «Ленинграде» от взрыва мины появилась течь в районе котельного отделения. Он начал отставать, и вскоре с заградителя «Урал» не стало видно ни лидера, ни шедшего за ним «Андрея Жданова». После еще 2-х взрывов «Ленинград» стал на якорь. Его радиограммы о помощи не были вовремя расшифрованы.

Около 3-х часов ночи на «Ленинграде» завели пластырь, но поступление воды не прекратилось. Не зная, придет ли вообще запрошенная помощь, командир судна решил самостоятельно возвращаться к Гогланду. Гирокомпас бездействовал, показания магнитных компасов после взрывов стали неточными, поэтому госпитальному судну был дан приказ идти впереди лидера. Около 3:40 ночи «Андрей Жданов» вышел в голову строя.


Это был абсурд – госпитальное судно стало прорывателем минных заграждений. Последствия не заставили долго ждать. В 4:49 «Андрей Жданов» подорвался на мине и быстро затонул. Экипаж, за исключением семерых погибших, успел пересесть на спасательные шлюпки, а затем его приняли на катера. Лидер «Ленинград» встал на якорь.

Так было заложено первое звено в цепи последующих трагических событий. Командир «Ленинграда» фактически «подставил» госпитальное судно, способное принять на борт более 2000 чел. Останься оно целым — возможно, в последнем походе не пришлось бы боевым кораблям перевозить эвакуируемых, а значит, они смогли бы больше снять людей с гибнущего транспорта «Иосиф Сталин».

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ С ИМЕНЕМ ВОЖДЯ
К концу ноября в ВМБ Ханко оставалось более 10 тыс. чел. Ледовая обстановка ухудшалась. Всех решили эвакуировать одним отрядом. Основную массу должен был взять «Иосиф Сталин». Его переход обеспечивали эсминцы «Стойкий» и «Славный», семь тральщиков, а также катера и буксиры эвакуируемой базы.

В 17:00 2 декабря последний конвой кораблей вышел с рейда Ханко. На борту «Иосифа Сталина» находились 5589 пассажиров и 108 чел. экипажа (при пассажировместимости 465 чел.), а также грузы продовольствия и боеприпасов. Не было только карты минных полей. И не было учтено, что «Иосиф Сталин» с его высокими надстройками сносился ветром значительно сильнее, чем эскадренные миноносцы и легко мог выйти из тральной полосы.

В 1:17 ночи в параване транспорта взорвалась первая мина, через минуту - вторая. От взрыва выбило электрические автоматы, и руль оказался заклиненным. Одна за другой замерли турбины. Теряя ход, «Иосиф Сталин» прошел по инерции около 3 кб, и примерно в 1:22 подорвался кормой на очередной мине, получив тяжелые повреждения. Предполагалось, что оторвало руль и гребные винты.
В 1:26 «Иосиф Сталин» еще раз подорвался, вероятнее всего, на плавающей мине, носовой частью. При этом погибло много людей, находившихся в каютах III класса.

На судне велась энергичная борьба за живучесть: запустили один турбогенератор и главную турбину правого борта. Матросы, электрики, машинисты находились на своих постах. В 3:30 удалось подать буксиры на «Иосиф Сталин», но через минуту их оборвало мощнейшим взрывом, происшедшим в районе 2-го трюма, где сдетонировал груз артиллерийских боеприпасов. По данным /3/ наиболее вероятной его причиной является мина, причем советская.

О том, что происходило на судне, лучше всего свидетельствуют воспоминания участника событий, 20-летнего сержанта Самуила Тиркельтауба /4/:

«Вздымается столб огня высотой метров 70. В воздух взлетает более шестисот человек. Летят вверх руки, головы, ноги. Передо мной стекло разбивается вдребезги и какой то доской сильно бьет по спине. Только чуть позже обнаружил, что осколком стекла или снаряда мне срезало кусок правого уха и чиркнуло по черепу. <…> Кто-то говорит: - Эй парень, у тебя все плечо в крови. Дает мне санитарный пакет и помогает забинтовать рану.
Нос корабля после взрыва надломился и, вместе с оставшимися на палубе и в трюме людьми, неестественно быстро уходит под воду».


Из опрокинувшейся спасательной шлюпки ему чудом удалось забраться обратно на борт «Иосифа Сталина» по шторм-трапу.

«Купание в ледяной воде Балтики, в ночь на третье декабря - удовольствие не из приятных. Насквозь мокрый, бросился по коридору кают искать, во что бы переодеться. Вдруг слышу, за одной из дверей играет патефон. Вхожу. За столом сидят человек шесть и выпивают.
- Вы что?
- А помирать, так с музыкой!
- А ты что - купаться задумал?
Нашли мне матросскую робу, переоделся. Налили стакан спирта.
- На, выпей, а то помрешь после такого купания.
Я, в то время не признавал алкоголь, даже на финской войне фронтовые сто грамм менял на сало. А здесь, по необходимости, выпил и уже через пять минут заснул мертвым сном».


Тральщики и катера к рассвету 3 декабря сняли с «Иосифа Сталина» 1740 чел. Катер МО № 237 в 8:30 в третий раз подошел к дрейфовавшему судну, с которого сообщили, что оно может еще долго продержаться на плаву, и просили поскорее прислать от Гогланда корабли для снятия людей. В 8:50 катер отошел от транспорта, и с этого времени связь с судном была потеряна.

На неуправляемом транспорте оставались капитан и свыше 3000 чел. Судно дрейфовало в сторону Эстонии. 3 декабря его еще можно было спасти. К полудню 4 декабря «Иосиф Сталин» сел на мель у мыса Лохусалу между Таллином и Палдиски, и немцы начали пленение советских людей, оставшихся на его борту.

«Проснулся утром. В каюте никого нет. На столе грязные тарелки и пустые стаканы. Вышел на палубу. Ярко светит солнце. Народ слоняется между бортами. Хорошо виден эстонский берег. В глаза бросились раскиданные по всей палубе красные тридцатки с портретом Ленина, их пинают ногами, здесь они никому не нужны. Между мачтами, на натянутых антенных проводах, горизонтально висит труп, как символ смерти. Одна рука вытянута вперед, зацепилась за провод, вторая опущена вниз.

Много раненых, их разнесли по каютам. Нашлись только два врача, оба сбились с ног, оказывая помощь наиболее тяжелым. За остальными, как могли, ухаживали добровольцы. Корабль продолжал дрейфовать, постепенно оседая все глубже. Из семи палуб турбоэлектрохода, к утру над водой остались три.
Несколько человек начали строить плоты. Выламывали двери кают и связывали из них плот канатами. На воду спустили только два или три, но ветер стал относить плоты в сторону от берега. Ледяная волна заливала рискнувших на них спасаться. Выгрести обратно к кораблю было уже невозможно. Некоторые стали стреляться. Больше плотов не спускали. <…>
Около полудня 4 декабря, показались два сторожевых корабля, один под финским, другой под немецким флагом. Встали вдали, на расстоянии около полутора километров. Спустили небольшой моторный катер, который под белым флагом направился в нашу сторону. Оружия у всех хватало, но по белому флагу никто стрелять не стал.
С катера на борт поднялись три офицера и переводчик, прошли в капитанскую рубку. Примерно через полчаса, десять или двенадцать наших командиров вышли из каюты без портупей, ремней и оружия и вместе с прибывшими офицерами спустились в катер. Когда катер отчалил, переводчик с него прокричал в рупор: - За вами подойдут и снимут с борта. Не пытайтесь открывать огонь. Корабль стоит под прямой наводкой береговой артиллерии, и в случае сопротивления все будете уничтожены».


Все это подтверждается фотографиями, сделанными с немецких кораблей:


Два последних снимка утащены у [info] mefody60@lj .

ЭПИЛОГ
Самуилу Тиркельтаубу спас жизнь венгерский охранник, который пинком отправил его в колонну военнопленных, отправляемых в Финляндию. Финны не выдавали гитлеровцам евреев и обходились с пленными более-менее сносно.
Те, кто остались, попали в фашистские концлагеря.

Немцы в 1942 г. выпустили пропагандистский плакат изображающий захват германскими кораблями советского турбоэлектрохода «Иосиф Сталин»


Капитан турбоэлектрохода Николай Сергеевич Степанов с декабря 1941 г. пилил дрова в порту Таллинна и был лоцманом. Он через знакомых передавал данные о перевозках войск и грузов немцев. Не чувствуя за собой вины, дожидался прихода советских частей. С их вступлением в Таллинн капитан Степанов исчез. Скорее всего, он был расстрелян НКВД.

Михаил Дудин, находившийся на борту «Иосифа Сталина» и успевший запрыгнуть на тральщик, написал в 1967г. об этих событиях повесть «Где наша не пропадала». В ней упомянут некий безымянный «подорвавшийся на мине турбоэлектроход» (где вы, смелость и задор послания Маннергейму…).

Самое чудовищное выяснилось позже. Командование отдало приказ торпедировать терпящий бедствие корабль. Вот строки из воспоминаний А.Г.Свердлова, капитана1 ранга в отставке, Героя Советского Союза (источник цитаты /1/):

«С рассветом 5 декабря командир охраны водного района (ОВРа) Гогланда капитан 1 ранга Иван Святов приказал нам двумя большими катерами Д-3 атаковать и утопить дрейфующий в районе Таллина, у острова Аэгло, турбоэлектроход «И. Сталин». Для сопровождения был выделен один самолет И-16. Выполнять приказ поручили 12-му и 22-му катерам.

Операция была крайне опасной. Турбоэлектроход дрейфовал вблизи артиллерийских батарей противника. Немцы в светлое время суток не позволили бы у себя под носом хозяйничать советским торпедным катерам. Но приказ есть приказ и должен быть выполнен. Штормило, катера заливало водой, слепил снег. Пришлось сбавить ход. На траверзе маяка Родшер получили радиограмму: «Возвращайтесь». Мотивы, по которым Святов отдал приказ, а потом отменил, он не объяснял».


Таким образом, вместо приказа на спасение, поступил приказ на убийство боевых товарищей. О приказе не могли не знать командир ВМБ Ханко С.И.Кабанов, командующий КБФ В.Ф.Трибуц, нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов, командующий Ленинградским фронтом Г.К.Жуков. И сами Андрей Жданов и Иосиф Сталин.

Вот заключительная глава в судьбе многострадального корабля:



Вспоминает капитан 1 ранга в отставке Е.В.Осецкий:
«Последний раз я видел турбоэлектроход, вернее, останки его, в 1953 году. В то время я командовал судами вспомогательного флота Таллинского порта. Проржавевший корпус пытались разрезать на металл, но обнаружили снаряды, уложенные слоями с мешками муки. Сверху лежали истлевшие тела защитников Ханко. Солдаты извлекли погибших, очистили судно от снарядов и разрезали корпус на металл. Где похоронили погибших — не знаю».

Источники:
/1/ Брагин В.И. Пушки на рельсах .
/2/ Войскунский Е.Л. Непобежденный Гангут .
/3/ Платонов А.В. Трагедии Финского залива .
/4/ Моя вторая война .[info] tirkeltaub@lj.