"Стиляги", часть вторая (продолжение этого поста)
Ну вот, досмотрел фильм до конца и
почитал комментарии. Попробую сформулировать.
Каждый клип в отдельности хорош, его приятно смотреть и слушать, опять же родной город много где появляется. Но - это только в отдельности. Это только если не знать, о каком времени речь. Это только если не видел других фильмов о том же времени.
Говорят, это стилизация. Нет! Стилизация пятидесятых - это "Покровские ворота", это сильнейший и, увы, недооцененный фильм Шахназарова "День полнолуния". А здесь пятидесятые годы какими они кажутся нашему современнику, тогда не жившему. Эпизод со "Скованными одной цепью" мне скорее понравился, но в контексте фильма эта и другие песни совсем других десятилетий выглядит как "Ой, цветет калина" в английском "Евгении Онегине". Толпа, идущая за трамваем, впечатляет, но эта модель появилась намного позже, чем середина пятидесятых - мелочь, казалось бы, но тот же Тодоровский снимал в том же трамвае на тех же минских улицах тех же Янковского и Гармаша в фильме "Любовник" - стало быть, либо это намеренный анахронизм - но зачем? - либо банальная небрежность.
Хорошо сказал сценарист фильма: "
Была создана реальность, параллельная московской 50-х годов XX века, очень недостоверная, но весьма правдоподобная для современного зрителя". Что ж, наверное, я в силу возраста зритель не вполне современный...
Меня не смущает обилие откровенных сцен (которые, судя по комментариям, многим не понравились). Но штука в том, что персонажи-то картонные. Не люди, а функции. Разве что Мэлс в Мэла перестраивается, но без этого не было бы сюжета.
И главное - всё показанное в фильме уже было, было, было. Общественное судилище - в "Московской саге" (книге Аксенова и фильме). Машина "ХЛЕБ" - из "В круге первом". Финальный выход героев с улицы Горького пятидесятых на Тверскую нулевых взят прямо из финала "Покровских ворот". И так далее, и так далее, и так далее...
Из восьми фильмов, поставленных Валерием Тодоровским, я видел
Любовь, Подмосковные вечера, Страна глухих, Любовник, Мой сводный брат Франкенштейн и
Стиляги. Первые пять очень хороши. Последний - да, самый зрелищный, да, самый музыкальный - в актив режиссеру записать, увы, не могу.