И свет во тьме сияет, и тьма не объяла его - УПА на службе Третьего рейха
May 30th, 2008
04:10 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
УПА на службе Третьего рейха
Между вермахтом и УПА уже давно существует договоренность, в соответствии с которой УПА будет выделять из своих рядов агентов-радистов и агентов-диверсантов. Поэтому нет никакой необходимости раскрывать этих боевиков УПА перед охранной полицией, тем более что она может сообщать вермахту интересующие ее задачи, которые затем могут быть выполнены агентами-радистами и диверсантами одновременно с выполнением заданий в интересах вермахта.

УКРАИНА
IV N-90/44, Львов, 21 июня 1944 г.

Секретно!

1. Донесение.

В Главное управление-VI штурмбанфюреру СС и амтсрату Поммерингу (лично).

Содержание: О жене бандеровского функционера Лебидя.

Основание: Телеграфный приказ от 15.06.1944 г. № 59792 и мое телеграфное донесение от 12.06.1944 г.

Приложение: 1 конверт, 1 письмо на украинском языке.

В приложении направляю, согласно приказу, письмо, написанное посредником Герасимовским заключенной Лебидь. Это письмо после проверки прошу отправить на адрес коменданту концлагеря Равенсбрюк с просьбой вручить Лебидь. Текст письма приводится выше.

Если с вашей стороны не будет возражений и письмо будет отправлено по назначению, то прошу передать коменданту концлагеря Равенсбрюк, чтобы он нашел способ воздействовать на фрау Лебидь, которая должна ответить на письмо Герасимовского и написать своему мужу Лебидю, бандеровскому функционеру.

Упомянутые Герасимовским подарки я доставил отсюда с целью последующей отправки в комендатуру концлагеря Равенсбрюк.

2. Копии: командующему охранной полицией в генерал-губернаторстве, к сведению.

3. В дело корветенкапитану Папе.

(подпись) 

IV N-90/44, Львов, 1 июля 1944 г.
Телеграмма.
В концлагерь Равенсбрюк, коменданту (лично)

Содержание: О жене бандеровского функционера Лебидь.

С одобрения Главного управления имперской безопасности я снова отправляю посылки с подарками в концлагерь экспрессом и прошу, как и в первом случае, вручить заключенной Лебидь.

Начальник охранной полиции и СД в дистрикте Галиция.

Отдел IV N-90/44 по поручению гауптштурмфюрера СС Папе.

IV N-90/44, Львов, 15 июля 1944 г.
Секретно, государственной важности
Ценное письмо — 1050 рейхсмарок 3 экземпляра
1-й экземпляр
Донесение

В Главное управление имперской безопасности, штурмбанфюреру СС и амтсрату Поммерингу (лично)

Берлин

Содержание: Контакты УПА с инстанциями вермахта, полиции и гражданской администрации.

Предшествующие документы: текущие донесения.

7.06.1944 г. состоялась очередная встреча референта отдела N с Герасимовским. Обсуждался главным образом вопрос об использовании агентов-диверсантов и диверсантов-радистов за линией советско-русского фронта, а также об оставлении агентов-радистов на тот случай, если в ходе военных действий будет оставлена часть территории дистрикта Галиция. Эти переговоры велись также в интересах расквартированной здесь зондеркоманды «Цеппелин» в соответствии с вашим приказом, поступившим в телеграмме № 63773 от 27.06.1944 г. (IV A 2b-227/44, секретно).

Относительно подготовки агентов-радистов и диверсантов с целью использования их за советско-русской линией фронта Герасимовский заявил, что по этому вопросу УПА поддерживает связь с вермахтом, а охранная полиция с бандеровской группой ОУН. Между вермахтом и УПА уже давно существует договоренность, в соответствии с которой УПА будет выделять из своих рядов агентов-радистов и агентов-диверсантов. Поэтому нет никакой необходимости раскрывать этих боевиков УПА перед охранной полицией, тем более что она может сообщать вермахту интересующие ее задачи, которые затем могут быть выполнены агентами-радистами и диверсантами одновременно с выполнением заданий в интересах вермахта. Прошу по возможности скорее сообщить о вашем согласии с таким предложением, а также о возможных особенно важных задачах для разведчиков и диверсантов в советско-русском тылу.

Предложение об оставлении агентов-радистов на случай возможного оставления части территории дистрикта Галиция Герасимовский обещал доложить в штабе бандеровской группы ОУН, и на следующей встреча сообщить, сможет ли УПА выделить своих людей для работы в моих интересах и в целях, указанных в приведенном выше телеграфном приказе.

Герасимовский использовал встречу с референтом N, чтобы по ходу сообщения о деятельности УПА в советском тылу (об этом я уже сообщал в отдельном донесении) указать на то, что УПА лишена возможностей снабжаться оружием, боеприпасами и медико-санитарными материалами. Именно поэтому она вынуждена очень экономно и осторожно расходовать указанные средства, что в свою очередь не может не отразиться на активности и эффективности ее действий. Он утверждает, что интересы Германии никак не пострадают, если немецкая сторона согласится сбрасывать с самолетов оружие, боеприпасы и медикаменты для частей УПА, действующих в тылу противника. Наоборот, будучи лучше вооруженной и оснащенной, УПА-Ост сможет более надежно отстаивать военные интересы Германии. У референта N создалось впечатление, что бандеровская группа ОУН была бы готова на значительные уступки, если бы была найдена возможность снабжать УПА оружием и снаряжением с помощью охранной полиции.

Прошу как можно скорее сообщить, есть ли против этого какие-то серьезные возражения. Надеюсь, что мне удастся добыть некоторое количество оружия, используя возможности начальника СС и полиции, и группы армий «Северная Украина», а затем с помощью самолетов зондеркоманды «Цеппелин» доставить его в советско-русский тыл.

В рамках этого комплекса Герасимовский поднял вопрос, не целесообразно ли уже сейчас подумать о закладке на территории дистрикта Галиция складов оружия и боеприпасов для УПА. Однако этими складами она сможет воспользоваться лишь в том случае, если германский вермахт будет вынужден и в последующем оставить часть территории дистрикта Галиция. Эти склады могли бы содержаться германской стороной в полной тайне и охраняться так, чтобы они оставались недоступными для посторонних до самой эвакуации.

Впрочем, он берет на себя ответственность за то, что УПА, которой будет сообщаться о местах нахождения складов лишь при отходе германских частей или охранной полиции, не будет пытаться овладеть этими складами раньше.

С моей точки зрения, и в том случае нам не грозит опасность, так как склады будут соответствующим образом замаскированы и обеспечены охраной. Однако прежде чем продолжать переговоры по этому вопросу и обсуждать технические подробности, я хотел бы вначале узнать вашу точку зрения.

Как уже упоминалось выше, можно с уверенностью ожидать, что бандеровская группа ОУН и УПА пойдут на еще большие уступки и встречные услуги, если они найдут поддержку с нашей стороны в рамках договоренностей, обеспечивающих нерушимость германских интересов и участия УПА в борьбе с большевизмом. Я бы очень приветствовал одобрение упомянутых выше мероприятий со стороны Главного управления имперской безопасности (РСХА) (последнее в тексте зачеркнуто. — Ред.), так как это послужило бы интересам укрепления моих связей и усилило бы диверсионную деятельность, направленную против вражеских тыловых служб и советско-русской администрации.

(подпись)

Губернатор дистрикта Люблин
Люблин, 23.05.1943 г.
Копия
Телеграмма-молния господину президенту д-ру Лозакеру, внутренняя администрация.
Краков

Содержание: Вербовка в дивизию СС «Галиция».

Вчера состоялось совещание с представителями военного комитета во Львове и местной администрацией, на котором также присутствовал украинский профессор Кубийович. Достигнуто соглашение о том, что вербовка (новобранцев) для дивизии СС «Галиция» в украинских районах дистрикта Люблин окажется возможной лишь в том случае, когда будет надежно обеспечена безопасность. В этой связи я предлагаю немедленно перебросить двести украинских полицейских с Галиции с целью их использования на местных полицейских постах. Они должны заменить польскую полицию и тем самым обеспечить возможность создания украинской самообороны.

Одновременно можно было бы принять в состав украинской полиции еще по меньшей мере двухсот человек из местного дистрикта для усиления местной полицейской службы. Эти люди должны сначала пройти достаточную подготовку, затем они заменят украинских полицейских из Галиции. Как только появятся признаки стабилизации и безопасности в украинских районах дистрикта благодаря использованию упомянутых двухсот украинских полицейских из Галиции, можно будет сразу же приступить к вербовке (пополнения) для дивизии СС «Галиция».

Я постараюсь как можно скорее связаться с местным начальником СС и полиции, который не должен будет чинить никаких препятствий.

Прошу также сделать соответствующее представление статс-секретарю по вопросам безопасности, чтобы оттуда было дано распоряжение о вербовке не менее двухсот украинских полицаев в местном дистрикте, а главное управление финансов в свою очередь предусмотрело такое же количество (новых) полицейских мест по штату. Прошу также подчеркнуть, что такое решение во многом решит проблему усиления безопасности в местном дистрикте. Так как эта акция, как и вербовка в дивизию СС «Галиция», не терпит отлагательства, прошу как можно скорее включиться в решение поднятых вопросов.

Д-р Хассе

Продиктовано оберрегирунгсратом д-ром Хассе.

Губернатор дистрикта Люблин, внутренняя администрация
Люблин, 2.06.1943 г.
В правительство генерал-губернатора, главное управление внутренней администрации, президенту д-ру О. Лозакеру
Краков

Содержание: Об украинской охранной полиции и дивизии СС «Галиция».

Основание: Ваша телеграмма от 1.06.1943 г. № 144 от 2.06.43 г.

По вашим предложениям найдено следующее решение. По распоряжению начальника СС и полиции следует постепенно заменить всех служащих в качестве полицейских на территории дистрикта Люблин выходцев из Восточной Украины местными украинцами (так в тексте телеграммы. Видимо, здесь допущена ошибка. Логика подсказывает, что речь должна идти о высвобождении местных полицейских за счет отступавших с востока вместе с немцами выходцев с Восточной Украины. — Ред.). Местные украинцы должны поступать на пополнение войск СС, направляясь вначале в Травники, где расквартирована часть СС, с таким расчетом, чтобы они не вступали в контакт с так называемыми аскари (туземные солдаты в африканских колониях Германии. В данном случае это название употребляется в переносном смысле. — Ред.). Жалование, продовольственное и вещевое снабжение — в соответствии с нормами, установленными для войск СС. Унтер-офицерам украинцам могут присваивать звания до фельдфебеля включительно. Эти части должны использоваться прежде всего на территории, где проживают украинцы, для выполнения задач, связанных с охраной объектов.

Для начала должно быть немедленно завербовано 1200 человек. Я указал командиру войск СС на то, что в ходе операции можно будет избежать недоразумений лишь в том случае, если он по всем вопросам будет обращаться не в украинский комитет, а ко мне.

В соответствии с договоренностью, достигнутой во время непродолжительного разговора по телефону между СД и украинским советником Голенко с одной стороны и господином Тюрк с другой стороны, было решено.

1. Немедленно провести вербовку в районах Холм и Грубишов, при этом не следует прибегать к широким пропагандистским мероприятиям.

2. Вербовку должен проводить украинский комитет.

3. Компетентным районным руководителям даны указания оказать помощь вербовке соответствующими распоряжениями украинским общинам.

В этой связи прошу поставить в известность все инстанции, которые получили информацию о состоянии дел на вчерашний день.

Губернатор д-р Вендлер уже поставлен в известность по телефону (также как и местный начальник СС и полиции) о том, что вербовка (новобранцев) для дивизии СС «Галиция» в дистрикте Люблин еще не началась и не должна начаться впредь без согласия правительства. Предпосылкой к ее началу должно быть в любом случае обеспечение достаточной безопасности в украинских районах с помощью дополнительного введения не менее 200 украинских полицаев.

Д-р Хассе.

РОССИЯ

К-т 584-го а. т. р. (армейский тыловой район), штаб, 11.09.1941 г.
Отдел тыла
В журнал боевых действий

За отчетный период с 3 по 11 сентября 1941 г. сделаны следующие наблюдения:

1. Действия партизан.

Продолжают поступать донесения о появлении мелких и крупных партизанских отрядов. Крупные скопления — в районе озера Бадиловское и восточнее железнодорожной линии Новосокольники — Дно, около ст. Локня и в болотистой местности у Старой Руссы и Холм.

В районные комендатуры приходит много подозрительных индивидуумов, которые, как они сами утверждают, были освобождены или бежали из тюрем. Многие из этих, как кажется, бесцельно шатающихся личностей подвергаются аресту, так как существует подозрение, что они отбились от партизан или специально посланы ими, чтобы совершать в тылу диверсионные акты и нападения.

2. Борьба с партизанами.

Так как охрана железнодорожных линий, равно как и выдвигающихся войск, имеет исключительно важное значение и ей отдается предпочтение перед всеми другими задачами, а следовательно, привлекается основная масса войск, в настоящее время нет возможности вести активную борьбу с партизанами. Войскам, охраняющим железные дороги, поставлена задача внимательно наблюдать за местностью на своих участках и по возможности предпринимать небольшие операции в населенных пунктах, расположенных поблизости.

3. Сельское хозяйство и местное население.

Территория армейского тылового района большей частью охватывает местности, на которых продолжительное время велись бои. Население городов было эвакуировано красноармейцами или, чувствуя вину, бежало по своей воле. Многие жители скрываются в окрестных деревнях и лесах.

Представители интеллигенции бежали почти все. Поэтому восстановление экономики наталкивается на большие трудности. Уборка урожая в этих районах сильно отстала. Перестой хлебов обуславливает большие потери. Почти все запасы продовольствия или увезены красными, или уничтожены огнем во время обстрелов. В этой связи появились такие районы, которые могут быть спасены от голода только за счет передачи части продовольствия из тех районов, где есть излишки.

4. Количество скота в большинстве районов катастрофически уменьшилось и приходится делать огромные усилия, чтобы не допустить принудительные закупки так называемой «последней коровы».

Конское депо передало через гарнизонные комендатуры в сельское хозяйство всех трофейных лошадей, которые не использовались на работах в вермахте.

5. С большим трудом вводятся в дело кустарные предприятия, имеющие экономическое значение. Речь идет прежде всего о мельницах, хлебопекарнях, лесопилках и льнофабриках. Удалось также пустить некоторые тепловые и гидравлические электростанции, что с особым удовлетворением восприняли гарнизонные госпитали.

6. Действия авиации противника.

В отдельных случаях красные бомбардировщики предпринимают ночные налеты и наносят удары по аэродромам, железным дорогам и мостам через реки. Однако плохая меткость бомбометания или огонь нашей зенитной артиллерии сводят эти попытки на нет.

Капитан (подпись)

Копии документов: ЦГАВОВУ Украины, коллекция микрофотодокументов №8 (КМФ-8).

Powered by LJ.Rossia.org