И свет во тьме сияет, и тьма не объяла его - Злука была. Государство не состоялось
January 22nd, 2008
06:32 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Злука была. Государство не состоялось
                                   В увеличенном виде здесь

Украина сегодня отмечает очередной праздник среди многочисленных, призванных в процессе конструирования исторической памяти пробудить «самоідентифиікацію нації». В 2006 году в «День Соборности» Виктор Ющенко обратился к «своїй нації»: «22 січня є одним з найвеличніших днів української історії. В цей день 86 років тому, відбулося прийняття Акту злуки Української Народної Республіки та Західноукраїнської Народної Республіки. Розділений кордонами чужих держав, наш народ не тільки вистояв, а й відродився, воз”єднався в єдине ціле. Сьогодні ми з вдячністю згадуємо тих, хто формував концепцію державності й соборності, хто боровся за об’єднання всіх національно-демократичних сил українства, хто намагався відродити незалежну і соборну державу. Виявивши свою волю жити в єдиній державі, український народ засвідчив свою духовну та культурну єдність, заявив про себе як про європейську політичну націю. Акт злуки продемонстрував стирання штучних меж, накреслених чужими імперіями, став вагомим кроком до утвердження України на політичній карті Європі».

 

Что же это была за акция, которая, по словам сегодняшних историков «залишила глибокий слід в історичній пам'яті українського народу», «навічно закарбувалася в історії України величним національним святом», да так, что почти 90 лет о ней никто не помнил?

 

Хотя из современных учебников истории складывается впечатление, что кроме УНР и ЗУНР, никаких иных республик в Украине не было, но в действительности все было иначе. После Февральской революции и в результате Первой мировой войны на территории Украины  возникло множество «республик» и «правительств». Среди них — Киевское национальное правительство Центральной Рады, которую сменил Гетманат, а затем Директория, Харьковское советское правительство, Крымско-татарское правительство в Бахчисарае, Одесская Советская Республика, ССР Тавриды в Симферополе, Донецко-Криворожская Советская Республика, Вольная республика батьки Махно со столицей в Гуляй-Поле, Руська Народна Рада в Пряшеве.

 

«Акт Злуки», действительно, был провозглашен на всеукраинском Конгрессе Трудового народа 22 января 1919 года. Однако, хотя провозгласили Акт чрезвычайно торжественно, самого воссоединения, как известно, не произошло, да и не могло произойти.

 

В январе 1919 году номинальная власть (по крайней мере, власть в городе Киеве) принадлежала главе Директории Владимиру Винниченко. Но лишь формально. Фактическая власть, согласно мемуарам самого Винниченко, была в широком смысле, в руках сечевых стрельцов. Персонифицировано можно говорить о диктатуре Симона Петлюры. Но упоминать головного атамана Петлюру в контексте Злуки было бы тоже не вполне корректно. Потому что в марте 1920 года (прошло чуть более года со дня провозглашения Акта Злуки) Петлюра подписал с поляками договор и отдал им Западную Украину в обмен на помощь в борьбе с большевиками. А еще раньше, в обмен на обещание денег и оружия, он согласился с захватом Румынией Бессарабии.

 

Но провозглашение Акта Злуки 22 января 1919 года было завершающим аккордом. Примерно, как голосование в парламенте 8 декабря 2004 года за политреформу и «третий тур» «в одном стакане». Остальное происходило, как любит выражаться наш гарант, «под ковром, вдали от народа», во время многочисленных переговоров руководства страны с западными представителями. В инициации «злучення» различные западные страны тоже сыграли немалую роль.

 

Несмотря на то, что в знаменитых «14 пунктах Вильсона» Соединенные Штаты провозгласили одной из целей своей европейской политики сохранение многонациональной Австро-Венгерской империи (при гарантировании для автономного развития входящих в ее состав народов), в октябре 1918 года Вильсон потребовал признания стремления к независимости народов монархии. Это открыло возможность к провозглашению независимости западноукраинских земель. 18 октября 1918 года во Львове члены Украинской Парламентской репрезентации (украинцы – члены имперского парламента, а также Галицкого и буковинского сеймов) при участии Греко-Католической церкви, создали «конституанту українських земель Австро-Угорщини» -- Украинскую Национальную Раду из 56 человек во главе с Евгением Петрушевичем. Большинство, за исключением социал-демократов, выступало за провозглашение западноукраинских земель коронным крем в составе Австро-Венгрии. Именно эту идею Петрушевич предложил 19 октября участникам собрания. Но социал-демократ Николай Ганкевич предложил другой вариант – злуку с Надднепрянской Украиной, но не с режимом Скоропадского. 

 

Но, по мнению польской политической элиты, Западная Украина не могла существовать вне Речи Посполитой. И 28 октября в Кракове была создана польская ликвидационная Комиссия, которая предъявила претензии на Галичину.

 

Провозглашение «злуки» ЗУНР с не существующей ни юридически, ни фактически, УНР состоялось 10 ноября 1918 года (это оформили ее только 22 января 1919 года под канонаду советских пушек). Объяснялось это тем, что, по мнению руководства ЗУНР, украинцы Буковины и Галичины, которых было от 2 до 3 млн., были бы в противном случае обязательно ассимилированы поляками, которых насчитывалось около 22 млн.

 

Сейчас об этом в силу вполне понятных причин не говорят, но когда Директория Петлюры сотоварищи подняла в Белой Церкви восстание против Скоропадского, сначала с ним были только галичане Коновальца. По воспоминаниям современников, Петлюра начал распускать через своих агентов слухи, что он – сторонник «радянської влади», и скоро к нему начало стекаться революционизированное крестьянство. Именно этим объясняется то обстоятельство, что 50-тысячная крестьянская армия «головного атамана» Петлюры вступила в Киев под «большевистскими» красными знаменами, а на этих знаменах так удивляли публику чисто большевистские лозунги: «За владу Рад», «За радянську владу» и т.д.

 

После вступления в Киев Петлюры через спешно построенную триумфальную арку, реальная власть в Киеве оказалась « в штабе сечевых стрельцов, с которыми Петлюра совершенно солидаризировался и всякими способами заискивал у них ласки. Они вводили осадное положение, они ставили цензуру, они запрещали собрания» (В. Винниченко, Из истории украинской революции//Революция на Украине, 1930 г.). Единственное, что успели сделать кроме этого – полностью украинизировать все вывески. «Приказ о немедленной украинизации вывесок частным образом мотивировался тем, что галицийские войска, которых Петлюра призвал освобождать Украину, были весьма сконфужены, когда они, овладев, наконец, Киевом, оказались в совершенно русском городе» (А. Гольденвейзер, Из киевских воспоминаний). Как вспоминает этот автор, в свое время бывший членом Центральной Рады, «время владычества Директории, каких-нибудь шесть недель, было временем самого необузданного национализма и русофобства. И вместе с тем, это было время неслыханно-кровавых и жестоких еврейских погромов».

 

Сам договор между ЗУНР и УНР «об имеющем состояться слиянии обеих украинских держав в одну государственную единицу», был подписан 1 декабря 1918 года в Фастове под Киевом. Кстати, в этом документе есть очень примечательный пункт № 4: «Западноукраинская народная республика, ввиду созданных историческими обстоятельствами, особыми правовыми институциями, а также культурными и социальными отличиями особенностей жизни на своей территории и ее населения как будущей части неделимой Украинской народной республики  получает территориальную автономию , границы которой в момент слияния обеих республик определит особая комиссия, решения которой подлежат ратификации. Тогда же будут установлены и детальные условия слияния обеих держав» (В. Винниченко, Из истории украинской революции//Революция на Украине, 1930 г.). То есть в 1919 году западные украинцы соглашались на создание «соборной Украины»  только на условиях автономии. В 2005 г. их потомки своих восточноукраинских собратьев только за мысли вслух о подобном объявили врагами украинской государственности и бросали в тюрьмы, как Кушнарева..

 

Объединенное на бумаге государство просуществовало недолго. 9 июня 1919 г. в Залищиках в условиях военного поражения и государственного развала ЗУНР дает полномочия диктатора Петрашевичу. Глава Директории Петлюра не признал диктаторских полномочий Петрашевича и создал отдельное министерство по делам ЗУНР, что, фактически, перечеркнуло право на ее существование, как государственного образования. 16 июля остатки Галицкой армии были разбиты.

 

 Формально «соборное» государство просуществовало 175 дней – с 22 января по 16 июля 1919 г. Оно прекратило свое существование ввиду непримиримых противоречий между государственным и политическим руководством ее составных частей – буржуазными демократами ЗУНР и радикальными национал-социалистами УНР. Руководство ЗУНР считало первоочередной задачей борьбу с Польшей, не отрицая союза с Деникиным. Симон Петлюра же предпочитал воевать с большевиками, даже за счет интересов Галичины, возможность союза с Деникиным отбрасывал. Так была утеряна возможность создания Украинской державы а ее осколки стали составными частями других государств.

 

Так кто же был истинным собирателем украинских земель? 17 сентября 1939 года, после нападение Гитлера на Польшу,  Красная армия перешла польскую границу, чтобы взять под защиту единокровных братьев — украинцев и белорусов. В октябре состоялись демократические выборы в Народное собрание Западной Украины. Народное Собрание обратилось в Верховный Совет СССР с просьбой включить край в состав Советского Союза и воссоединить его с УССР. Может быть, потому так и раздувают «Акт Злуки», чтобы снивелировать роль Советского Союза и Сталина в объединении Украины? Скажем, Станислав Кульчицкий считает, что «ходатайство Народного собрания о воссоединении Западной Украины с УССР, на которое ссылались как на «народное волеизъявление», не может оправдать завоевания Советским Союзом половины территории Польского государства… Значение имеет только то, что СССР совершил в сговоре с немецкими нацистами неспровоцированное вооруженное нападение на страну, с которой поддерживал нормальные дипломатические отношения», а поэтому «связывать воссоединение с пактом Риббентропа—Молотова нельзя» (ЗН,  № 2 (377), 19 – 25.01.02 г.). Хочется только напомнить, что подобная позиция может дорого обойтись Украине, если Польша, руководствуясь такими заявлениями, предъявит претензии на Галичину и Западную Волынь, а Румыния – на Северную Буковину.

 

И еще. Когда впервые отмечали эту дату – 22 января 1990 года, снова, как и в 1919 г. «злучались» только Львов с Киевом, оставляя «за бортом» восточную Украину.

 

Powered by LJ.Rossia.org