В Гаммельне крысолов, поиграв на дудочке, увёл всех детей. У нас "надудели" себе сами: ====================
"Я ВСПОМИНАЮ ВСЁ СНАЧАЛА..."
Мои личные сознательные воспоминания начинаются с середины 70-х, со зрелого, так сказать, Застоя. Говорят, в ту пору общество, в частности , молодежь, утратило идеалы. Ничего подобного! Идеал был ясен и крепок: Запад. Тогда редкие люди ездили за границу, но почему-то верили: ТАМ гораздо лучше, там всё сделано правильно и по уму. Такая была, выражаясь языком той эпохи, "чёткая идейная позиция". В житейско-практическом преломлении она выглядела как мечта как можно меньше присутствовать "в этой стране".
Помнится в начале 80-х годов мне довелось недолго потрудиться в Минвнешторге. Там я обогатилась таким речевым оборотом. "Х. уехал в длительную командировку в Италию". - "А сколько он ЖДАЛ?" Находясь в "этой стране", можно было только ЖДАТЬ, ждать истинной жизни, которая начинается только ТАМ. В те поры похвалой удачливому карьеристу, произносимой со смесью зависти и восхищения, было: "Из заграниц не вылазит".
Реального, так сказать, эмпирического, Запада никто в то время толком не знал, за микроскопическим исключением, но тем беззаветнее была всенародная любовь. Это и понятно: обожать сподручнее далёкое и неведомое - вроде как рыцарь прекрасную даму. Кстати, в той давней распре славянофилов и западников знатоками Запада были скорее славянофилы, чем западники. Интеллигенция обожала западные книги, фильмы, журналы - всем этим полагалось восхищаться. Это была своеобразная интеллигентская корпоративная норма - восторг перед Западом. И не моги усомниться: заклюют. Свои же и заклюют. Всё, что можно было прочесть плохого или просто не феерически прекрасного о Западе, - всё это решительно отвергалось как мерзкая в своём убожестве совковая агитка, придуманная большевиками, чтобы спрятать от народа земной рай - Запад.
На выставки вроде "Быт и моды Италии" стоял форменный лом, не протолкнёшься. Помню, как-то подруга раздобыла журнал “Elle", мы его жадно прочли. Мне он показался дурковатым. "Ну тогда тебе надо читать "Работницу", - осадила меня подруга. Я, конечно, постеснялась признаться, что "Работница" кажется мне куда как умнее. Я даже сама, помнится, внутри себя устыдилась своей отсталости и провинциальности. Я вспоминаю эту чепуху, чтобы воссоздать атмосферу. Такая была атмосфера. Мы все этим дышали. И покойный Гайдар, мой сверстник, дышал. И старшие товарищи Горбачёв с Ельциным...
Сегодня мы квохчем: ах, зачем мы стали насаждать западные модели, либерализм, то, сё... Даже Ходорковский из своей отсидки что-то против либерализма пишет. А как могло быть по-другому? Что любили, то и насаждали. Ах, зачем, зачем мы подарили Западу Восточную Германию? Полноте, да разве жалко чего-то для любимого существа? "Коль любить - так без рассудка" - это ведь про нас сказано.
На рубеже 80-90-х годов ВСЁ, приходящее с Запада, автоматически объявлялось феерически прекрасным и подлежащим немедленному "претворению в жизнь", как чуть раньше исторические решения очередного съезда КПСС. При этом, обнаруженное в какой-нибудь одной стране - немедленно объявлялось общечеловеческой ценностью и неопровержимым признаком цивилизованности. Суды присяжных или двухступенчатая система высшего образования - всё это объявлялось общечеловеческой ценностью. И плевать, что на самом Западе это скорее исключение, нам не до этих нудных подробностей, нам надо поскорее свалить ненавистный совок и заменить сияющим Западом. "Во всех цивилизованных странах..." - дальше можно было нести любую бурду, возразить никто не смел.
И нечего хихикать - вас, товарищ, это тоже касается.
БЫЛ ЛИ ГОРБАЧЁВ ПЛАТНЫМ АГЕНТОМ ЗАПАДА?
Сразу скажу: я не имею доступа ни к каким секретам. У меня и нет к ним жгучего интереса. Гораздо занятнее делать выводы из того, что может видеть и читать каждый. К тому же мне свойственно думать о людях скорее хорошее, чем плохое. Так вот о Горбачёве. Распространённое в народе предположение, что он был завербован - вообще-то понятно: слишком много он подарил Западу. Как-то, ещё в начале 2006 г, мне привелось посмотреть документальный фильм про маршала Ахромеева, погибшего при странных обстоятельствах в августе 1991 г. Говорят, генерал слишком много знал про наши чисто военные уступки Америке. Уступки вопреки своим интересам, ясное дело.
И несмотря на всё это, мне кажется, что Горбачёв действовал бескорыстно. Исключительно из нашей традиционной восторженности и радостной готовности распластаться перед Западом. Чтоб ПОХВАЛИЛИ, ПРИЗНАЛИ СВОИМ. Чтоб полоумные западные обыватели махали флажками и орали: "Горби! Горби!" - вот радость-то! Прямо светлый праздничек. Да за это полстраны не жалко! Забирайте! С Ельциным такая же история: ведь это ж надо, простой уральский парень - и вдруг принимают его на самом Западе, по плечу хлопают, за своего держат. В этом желании нравиться та же слабость и "вечно бабье".
Это глубоко укоренившийся оборот мысли. Даже не мысли, а чувства, даже не чувства, а чего-то глубоко въевшегося в обмен веществ русского человека. В общем, "поведенческий паттерн" - скажем по-западному, уж извините.
Тургенев в мало читаемой (а зря!) повести "Дым" рассказывает: степной помещик, богатый, с трепетным пиететом входит в "позорную гостиную" какой-то дамы полусвета, шлюхи, если по-простому. "Где же это я? - думает он с восторгом. - У самой Адель!"В общем, повезло парню, жизнь удалась - признали на Западе. Таким степным помещиком (и правда ведь - из степи!) был Горбачёв.
НАС НЕПРАВИЛЬНО НАУЧИЛИ!
Сегодня только ленивый не пинает либерализм, глобальную экономику и прочее фритрейдерство. Ах, для нас это не годится! Нас неправильно научили "чикагские мальчики". Ах, оказывается (оказывается! - у нас всё как-то случайно оказывается) Запад при развале СССР преследовал свои цели. А какие он должен преследовать цели - мои? Или ваши? Каждый должен преследовать свои цели, если он не самоубийца. А цели Запада искони были противоположными нашим, и в этом нет ничего потрясающе нового. Об этом в любом учебнике написано - от "Истории СССР" за 8-й класс до "Гражданской обороны". Оказывается, для процветания сельского хозяйства развалить колхозы недостаточно. Оказывается, западная фермерская система у нас не действует. Она, оказывается, и у них-то действует только благодаря гигантским госвливаниям и то через пень колоду. Оказывается, отмена проклятой прописки, исчадия кровавой гебухи, привело не к процветанию свободной личности, а невиданной преступности и перенаселению Москвы. Оказывается...
Ах, какие бяки эти дяди из Мирового банка или откуда они там нас учили.
Дорогие друзья! Ну сколько ж можно? Вас учили те, у кого вы пожелали учиться. Учили в своих (не ваших) интересах. К тому же сами учителя не семи пядей во лбу. Чему умели - тому научили. В конце концов, они так живут, и вроде получается. А получится ли у нас - тут уж сами должны были думать.
Кто именно должен был думать? Интересный вопрос. У меня тут есть некоторые соображения. В каждом народе есть "думная" прослойка. Она освобождается от грубого труда для того, чтобы думала и снабжала общество знаниями. Истинными знаниями. Её задача - знать. Мой любимый писатель Михаил Веллер придумал хорошее слово - "пониматель". Быть "понимателями" - такова задача интеллектуалов. Которые в очках и яйцеголовые.
У нас интеллектуалов нет. У нас на их месте - интеллигенция. Наша замечательная интеллигенция, печальница горя народного, против которой не смей слова дурного молвить, наше всё. Только вот наша интеллигенция чрезвычайно напоминает мне дурных, нерадивых служащих. По опыту руководителя компании я давно заметила: если служащий не исполняет толком своих прямых обязанностей, он не просто бездельничает, нет. Он непременно делает массу лишнего: кому-то помогает, во что-то лезет, где-то интригует, даёт дурацкие советы и выдвигает нелепые инициативы. Ровно так и интеллигенция. Вместо того, чтобы наращивать понимание общественных процессов, она страдала, печалилась, жертвовала собой, ну там ещё интриговала по кафедрам и НИИ - смотря по личной склонности. Андропов произнёс, в гроб сходя, загадочную фразу:"Мы не знаем общества, в котором живём". А где же были все эти академии общественных наук, бессчётные НИИ? У самого Андропова, говорят, были в подчинении обществоведы в штатском и с погонами. Ну и...?
Любопытно, что и сегодня никто не отказывается от достижений "цивилизованного человечества". Низкопоклонство неистребимо, и никакие эмпирические факты не способны его поколебать. Инновации в образовании, которые в ближайшее время добьют то, что ещё осталось - один из многих примеров. Низкопоклонство перед Западом - это слабость, духовная вялость, неготовность думать своей головой и работать своими руками.
- Полностью здесь:"Низкопоклонства злобный вирус" http://9e-maya.ru/forum/index.php?page=1823
|