Не думаешь о будущем? - Уйдешь в прошлое! - Текст, СОЗДАЮЩИЙ аудиторию [entries|archive|friends|userinfo]
vaspono

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Текст, СОЗДАЮЩИЙ аудиторию [Jul. 17th, 2013|08:33 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Текст, СОЗДАЮЩИЙ аудиторию
.
 Прочёл тут недавно.
  Под впечатлением.
  Сильным.
  Хочу поделиться:
.
"Представление о том, что каждое сообщение ориентировано на некоторую определенную аудиторию и только в ее сознании может полностью реализоваться, не является новым. Рассказывают анекдотическое происшествие из биографии известного математика П. Л. Чебышева. На лекцию ученого, посвященную математическим аспектам раскройки платья, явилась непредусмотренная аудитория: портные, модные барыни... Однако первая же фраза лектора: "Предположим для простоты, что человеческое тело имеет форму шара" - обратила их в бегство. В зале остались лишь математики, которые не находили в таком начале ничего удивительного. Текст "отобрал" себе аудиторию, создав ее по образу и подобию своему.
  Значительно более интересным представляется обратить внимание на конкретные механизмы взаимоотношений текста и его адресата. Очевидно, что при несовпадении кодов адресанта и адресата (а совпадение их возможно лишь как теоретическое допущение, никогда не реализуемое при практическом общении в абсолютной полноте) текст сообщения деформируется в процессе дешифровки его получателем. Однако в данном случае нам хотелось бы обратить внимание на другую сторону этого процесса - на то, как сообщение воздействует на адресата, трансформируя его облик. Явление это связано с тем, что всякий текст (в особенности художественный) содержит в себе то, что мы предпочли бы называть образом аудитории, и что этот образ аудитории активно воздействует на реальную аудиторию, становясь для нее некоторым нормирующим кодом. Этот Последний навязывается сознанию аудитории и становится нормой ее собственного представления о себе, переносясь из области текста в сферу реального поведения культурного коллектива.
  Таким образом, между текстом и аудиторией складывается отношение, которое характеризуется не пассивным восприятием, а имеет природу диалога. Диалогическая речь отличается не только общностью кода двух соположенных высказываний, но и наличием определенной общей памяти у адресанта и адресата'. Отсутствие этого условия делает текст недешифруемым. В этом отношении можно сказать, что любой текст характеризуется не только кодом и сообщением, но и ориентацией на определенный тип памяти (структуру памяти и характер ее заполнения).
... существуют принципиальные различия между текстом, обращенным к любому адресату, и тем, который имеет в виду некоторое конкретное и лично известное говорящему лицо. В первом случае объем памяти адресата конструируется как обязательный для любого говорящего на данном языке. Он лишен индивидуального, абстрактен и включает в себя лишь некоторый несократимый минимум. Естественно, что чем беднее память,  тем подробнее, распространеннее должно быть сообщение, тем недопустимее эллипсисы и умолчания. Официальный текст конструирует абстрактного собеседника, носителя только лишь общей памяти, лишенного личного и индивидуального опыта. Такой текст может быть обращен ко всем и каждому. Он отличается подробностью разъяснений, отсутствием подразумеваний, сокращений и намеков и приближенностью к нормативной правильности.
  Иначе строится текст, обращенный к лично знакомому адресату, к лицу, обозначаемому для нас не местоимением, а собственным именем. Объем его памяти и характер ее заполнения нам знаком и интимно близок. В этом случае нет никакой надобности загромождать текст ненужными подробностями, уже имеющимися в памяти адресата. Для актуализации их достаточно намека. Будут развиваться эллиптические конструкции, локальная семантика, тяготеющая к формированию "домашней", "интимной" лексики. Текст будет цениться не только мерой понятности для данного адресата, но и степенью непонятности для других. Таким образом, ориентация на тот или иной тип памяти адресата заставляет прибегать то "к языку для других", то к "языку для себя" - одной из двух скрытых в естественном языке противоположных структурных потенций. Владея некоторым, относительно неполным, набором языковых и культурных кодов, можно на основании анализа данного текста выяснить, ориентирован ли он на "свою" или на "чужую" аудиторию. Реконструируя характер "общей памяти", необходимой для его понимания, мы получаем "образ аудитории", скрытый в тексте. Из этого следует, что текст содержит в себе свернутую систему всех звеньев коммуникативной цепи, и, подобно тому как мы извлекаем из него позицию автора, мы можем реконструировать на его основании и идеального читателя.
[...]
Когда Державин составил для гробницы Суворова лапидарную надпись "Здесь лежит Суворов", он исходил из того, что все сведения, которые могли бы, согласно ритуалу, быть начертаны на надгробии, вписаны в общую память истории государства и могут быть опущены.
Противоположным полюсом является структурирование аудитории, осуществляемое текстами Пушкина. Пушкин сознательно опускает как известное или заменяет намеком в печатном тексте, обращенном к любому читателю, то, что заведомо было известно лишь очень небольшому кругу избранных друзей.
[...]
   Итак, Пушкин отсылал читателей к тексту, который им заведомо не был известен. Какой это имело смысл? Дело в том, что среди потенциальных читателей "Евгения Онегина" имелась небольшая группа, для которой намек был прозрачным, - это круг лицейских друзей Пушкина (стихотворение Дельвига написано в Лицее) и, возможно, тесный кружок приятелей послелицейского периода. В этом кругу стихотворение Дельвига было, безусловно, известно.
 Таким образом, пушкинский текст, во-первых, рассекал аудиторию на две группы: крайне малочисленную, которой текст был понятен и интимно знаком, и основную массу читателей, которые чувствовали в нем намек, но расшифровать его не могли. Однако понимание того, что текст требует позиции интимного знакомства с поэтом, заставляло читателей вообразить себя именно в таком отношении к этим стихам. В результате вторым действием текста было то, что он переносил каждого читателя в позицию интимного друга автора, обладающего особой, уникальной общностью памяти с ним и способного поэтому изъясняться намеками.
[...]
в реальном речевом акте употребление тем или иным человеком средств официального или интимного языков (вернее, иерархии "официальность-интимность") определено его внеязыковым отношением к говорящему или слушающему. Художественный текст знакомит аудиторию с системой позиций в этой иерархии и позволяет ей свободно перемещаться в клетки, указываемые автором. Он превращает читателя на время чтения в человека той степени знакомства с автором, которую автору будет угодно указать. Соответственно автор изменяет объем читательской памяти, поскольку, получая текст произведения, аудитория, в силу конструкции человеческой памяти, может вспомнить то, что ей было неизвестно.
   С одной стороны, автор навязывает аудитории природу ее памяти, с другой, текст хранит в себе облик аудитории"
(Ю.М. Лотман. "Текст и структура аудитории".
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/16.php
- за наводку особое спасибо - http://aldanov.livejournal.com/676140.html )
.
.
 "Схоластика, далёкая от жизни,", - скажете Вы? Это как сказать ...
  Вот воспоминаниями делится Борис Исаакович Горев (Гольдман) - "один из основателей организованного марксизма в России":
.
"впечатление разорвавшейся бомбы произвела появившаяся к новому году книга Бельтова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». Трудно передать теперь, спустя 25 лет, то необыкновенное волнение, ту поразительную встряску, тот огромный умственный сдвиг, которые вызвала эта книга. Впервые перед широкой аудиторией была изложена в достаточно прозрачной, эзоповской форме вся глубоко-революционная и всеохватывающая философия марксизма, и притом изложена необычайно увлекательным, блестящим языком. Эффект книги Бельтова был прямо волшебный. Она сразу повернула симпатии лучшей, наиболее мыслящей и чуткой части ещё неопределившегося студенчества в сторону нового учения. Люди буквально в одну ночь становились марксистами. "
{ Бельтов - псевдоним Плеханова. Боюсь, в выращенном на гайдаровских учебниках поколении это знают не все :) да и знают ли кто такой Плеханов? :) }
.
 Текст аудиторию и отобрал. И, в значительной мере, сформировал. Если вспомнить теперь, что Плеханов, в свою очередь, сделал серьёзнейшую идейную эволюцию под влиянием Маркса, то ... окажется , что некоторые "тексты" живее многих живых людей :)
LinkLeave a comment

Comments:
From:[info]livejournal@lj
Date:November 23rd, 2013 - 09:34 am

In---formation

(Link)
Пользователь [info]vodolei30m@lj сослался на вашу запись в записи «In---formation» в контексте: [...] понять. Я писал об этом ("Текст, СОЗДАЮЩИЙ аудиторию" http://vaspono.livejournal.com/1289519.html [...]
From:[info]livejournal@lj
Date:November 23rd, 2013 - 04:46 pm

In---formation

(Link)
Пользователь [info]eupupseja@lj сослался на вашу запись в записи «In---formation» в контексте: [...] Я писал об этом ("Текст, СОЗДАЮЩИЙ аудиторию" http://vaspono.livejournal.com/1289519.html [...]
From:[info]livejournal@lj
Date:November 23rd, 2013 - 05:29 pm

Ф. Фазовый переход торопят!

(Link)
Пользователь [info]victoriarossi@lj сослался на вашу запись в записи «Ф. Фазовый переход торопят!» в контексте: [...] Я писал об этом ("Текст, СОЗДАЮЩИЙ аудиторию" http://vaspono.livejournal.com/1289519.html [...]
From:[info]livejournal@lj
Date:November 23rd, 2013 - 08:55 pm

In---formation

(Link)
Пользователь [info]gavr_am@lj сослался на вашу запись в записи «In---formation» в контексте: [...] понять. Я писал об этом ("Текст, СОЗДАЮЩИЙ аудиторию" http://vaspono.livejournal.com/1289519.html [...]