Центральном догматом оппозиции было: "за Путина не голосует никто, кроме кургинят, чинуш и рабов". Вся стратегия и тактика оппозиции были построены на том, что массовой поддержки у власти нет и что она неконкурентоспособна в рамках даже минимально демократического процесса.
Моя же позиция всегда состояла в том, что власти не следует подавлять демократический процесс и уничтожать его, поскольку она вполне конкурентоспособна в рамках этого процесса. И тут я не ошибся. Путин выиграл у отобранных конкурентов. Но не у отобранных он бы тоже выиграл, пусть и в два тура.
Вот что я
писал 21 ноября.
"Природные данные Путина гораздо лучше. И он смог бы быть прекрасным политиком, если бы свита позволила ему попробовать себя в этом качестве. Но то-то и оно-то, что политику нужна будет другая свита. Не овощи. Поэтому никто не заинтересован, чтобы Путин показывал себя как политик. А ему самому это не слишком надо, пока власть в руках и все хорошо как у маркизы.
Путину навязали модель господства, и он сам на нее купился, основанную на Бурных Продолжительных Аплодисментах Переходящих в Овации.
Но всё, эта модель исчерпана и нежизнеспособна.
Жизнеспособна в сегодняшнем минимально сознательном европейском обществе только та модель политики, в которой лидер ведет за собой массу, с одной стороны реализуя ее чаяния и законные требования, а с другой - умея ей перечить. Но перечить не насилием, не затыканием рта, а словом, мыслью, убеждением, эмоцией".В каком-то смысле 4 декабря выиграл как раз тот Путин к которому я апеллировал всю осень и зиму - Путин хоть до некоторый степени готовый выступить как политик, а не только как аватар.
Ноооооооо, дальше следующая беда - власть воспринимает свою победу в демократическом соревновании как причину и повод для того, чтобы дальше демократию игнорировать и топтать все и вся. Скорее всего, увы, так будет и на этот раз.
Собственно, скоро увидим. То, что легонькие беспорядки с точечненькими посадочками входят в сценарий 5 декабря и для власти и для оппозиции - это очевидно.
И в этом смысле на Пушкинской ничего страшного не случилось (кроме возмутительного перелома руки Алены Поповой, если он подтвердится). Но вот, чует сердце, дальше начнутся Боровкова, длительные аресты, лжесвидетельствующие полицейские и прочие свидетельства возвращения на свою блевотину.
Беда в том, что наша власть в лучшем случае воспринимает демократию как
момент. Вот волеизъявились люди, более менее по процедуре, отдали власть суверену, и дальше тот воротит то, что хочет, оправдывая все "волей народа, выразившейся".
Между тем,
демократия всегда была не моментом, а процессом.Собственно, изначально она и родилась как процесс и сведение ее в рамках "представительного правления" до момента выборов уже было ущербной деградацией демократической модели.
И вот именно постоянную демократическую процедуру, необходимость обсуждать, легитимизировать и согласовывать решения, уважать не только право гражданина сунуть бюллетень урну, но и все гражданские права, наша влласть считает делом весьма утомительным. Увы.