| "Благодарная" Европа |
[Nov. 8th, 2011|07:07 am] |
"Благодарная" Европа
Сначала - статья из словацкой газеты:
"Чешская историческая память? Это позор!
Годами и десятилетиями длятся традиционные разговоры о том, как удается чехам беречь свою историческую память, а как бы нам, словакам, брать с них пример. Под впечатлением последних новостей с того берега реки Моравы о так называемом «розовом танке» скажу однозначно – это вздор!
Когда двадцать лет назад чешский народ стерпел эту жалкую швейковщину с раскрашиванием в розовый цвет советского танка конца Второй мировой войны – тогда мы могли говорить что-то о революционном ослеплении и о мягких формах выпадения памяти. Но когда это повторяется через 20 лет, и никто во всем чешском народе не отзовется – то значит, историческое самосознание такого народа и уважение этого народа к своей истории эквивалентны убогой эскападе убогих эксгибиционистов. Нам, словакам, уже нечего оглядываться на чешского брата как на образец уважения к истории. Он поглощен собственным эгоцентризмом и полным провалом исторического сознания. И кстати, правильно, что автора всей этой глупости зовут Черны. Вся история «розового танка» - это черное пятно на чешской исторической памяти.
Все началось «революционным пражским вечером» 1945 года. Попытаться уже после битвы лягнуть побежденного – это очень по-чешски. Однако, даже этот побежденный «фриц» не мог принять, что именно чехи (которые так старательно, до последней минуты наращивали производство оружия для Третьего рейха и были самыми послушными из нацистских вассалов) будут пинать его в Праге. И так дошло до трагедии. Собственно, организаторы «майских дней» умненько полагали, что сражаться за них будут власовцы, а главной заботой чешских руководителей будет торжественное развешивание флагов. Ведь это были они, кто позволил уже окруженному гарнизону пражского гестапо под собственным присмотром, со всем оружием парадным шагом уйти на свободу.
Власовцы после безуспешных переговоров ушли, американцы же не успевали подойти (хотя их передовые подразделения уже появились перед Прагой), а сами чешские повстанцы справиться с немцами не могли. И что произошло? Это и сегодня могут услышать посетители обширного пражского музея, из архивного обращения чешского радио: «Прага зовет на помощь!»
Именно так, уважаемые. Прага отчаянно звала на помощь Красную армию. Та уже закончила войну. Уже взяла Берлин. Те, кто годами шли через грязь, снег и пыль полей кровавых битв, (и чьи чешские ровесники исправно ходили на оборонные заводы, чтобы способствовать максимальному производству немецкого оружия, а чтобы эта работа на Гитлера не сильно их расстраивала, смотрели кинокомедии с лучшими чешскими актерами) – они хотели домой. Не в Прагу, а домой! И тут «матушка стобашенная» начала отчаянно звать, чтобы они пришли. И они пришли.
Экипажем того танка, который сегодня подвергается столь дурацкому глумлению со стороны каких-то эксгибиционистов, были молодые парни. Перед ними была вся жизнь. Но именно они положили эту жизнь, чтобы их ровесники в Праге жили в мире. Этот памятник, возникший после Второй мировой войны, имел глубокую логику и смысл. Не говоря уже о том, что в цивилизованном мире принято чтить павших, даже если это павший неприятель. Совершенно естественно, что немцы поддерживают воинские захоронения советских солдат, которые превратили в руины их Третий рейх. На одну из годовщин знаменитой битвы Первой мировой войны у турецкого Галиполи Ататюрк сказал наследникам неприятельских солдат, похороненных на песчаных берегах: «Не печальтесь о ваших сыновьях. Теперь это уже и наши сыновья». Это говорил государственный муж. Об опасных врагах! А не ссаный Швейк о своих освободителях! Который только ждет, когда ему можно будет пнуть останки. Особенно останки тех, кто шли ему на помощь и ради его собственного, швейковского спасения положили свои молодые жизни. Именно об этом говорил памятник танку номер 23 (если я правильно помню, потому что этот номер замазали какие-то невыразимо черные эксгибиционисты), а не о «пропаганде коммунистического режима». И уж совсем ничего общего не имели те советские танкисты с событиями, произошедшими после их смерти."
http://perevodika.ru/articles/19996.html Для сильных в словацком: http://perevodika.ru/bitrix/rk.php?event1=article_away&event2=19996_www.blisty.cz&goto=http%3A%2F%2Fwww.blisty.cz/art/59187.html
Это - из чешской газеты:
" На Урале установлен памятник чехословацким легионерам. Местные жители называют их «палачами»
Чехословацкие легионеры дождались своего памятника в южноуральском Челябинске через 102 года. Одно время памятник легионерам там уже был, но местные его уничтожили.
«В 1919 году при правлении белых им уже поставили один памятник, существуют его фотографии, но он был уничтожен. Главным образом в первый период их пребывания здесь, люди были им рады, но потом пришло разочарование», - поясняет доцент кафедры истории Челябинского государственного университета Павел Назыров местному порталу Урал-Пресс-Информ.
С той поры неприязнь по отношению к чехословацким легионерам в Челябинске сохраняется.
Памятник в виде памятной доски и присоединенных каменных «вагонов» с именами 262 погибших и пропавших без вести легионеров стоит у местного вокзала.
Именно здесь 14 мая 1918 года разыгрался «челябинский инцидент», который положил начало анабазису легионеров, когда пара десятков тысяч чехословаков овладели в большевистской России огромной территорией вдоль Транссибирской магистрали от Поволжья и до южносибирского Иркутска.
«Чехи были палачами»
«Говорить, что легионеры грабили и убивали людей, было бы преувеличением. Были разные случаи, чехословацкие солдаты выполняли и так называемые карательные функции, однако в целом памятник полностью уместен», - говорит Назыров, которому тем не менее не по душе, что власти ни с кем не обсуждали установку памятника.
Другие местные историки настроены более критично. «У нас нет нормальных памятников собственным людям, гражданам, которые погибли в боях. А во-вторых, бывшие здесь чехи выступали в роли палачей, которые убили много наших соотечественников… И за что им ставить памятник?», - спрашивает профессор Владимир Новоселов.
На различных интернет-форумах дискуссии проходили гораздо менее дипломатично. Многие призывали к демонстрациям, однако на торжественное открытие в четверг пришел один единственный пожилой мужчина, который обвинял легионеров в убийстве 66 подпольных большевистских комиссаров.
Однако во время торжественного мероприятия, из уст челябинского вице-губернатора Сергея Камыкова прозвучало, что легионеры еще в рядах царской армии защищали Россию от Германии, а затем внезапно очутились в гуще братоубийственной гражданской войны.
Челябинского министра культуры Алексея Бетечина удивило, насколько методично занималась подготовкой памятника чешская сторона.
«Чехословацкие легионеры оставили свой след в местной истории. Среди них был, например, и известный писатель Ярослав Гашек. Кроме того, я надеюсь, что сегодняшние торжества создадут условия для культурного обмена», - сказал Бетечин, забывший, однако, уточнить, что Гашек воевал на стороне большевиков."
http://perevodika.ru/articles/19986.html Для сильных в чешском: http://perevodika.ru/bitrix/rk.php?event1=article_away&event2=19986_zpravy.ihned.cz&goto=http%3A%2F%2Fzpravy.ihned.cz/svet-rusko/c1-53298260-ceskoslovenske-legie-maji-na-urale-pomnik-mistni-je-oznacuji-za-katy
Два замечания: 1. С бойкими историками из Словакии не всё так красиво, как им бы хотелось - Чехия работала на немцев, а Словакия - ВОЕВАЛА на их стороне почти всю войну.
2. Под прикрытием белочехов укрепился Колчак. Если быть "последовательным" с точки зрения челябинских единороссов, то памятник пора ставить и Колчаку. А что фильм "Адмирал" уже есть. Впавшие в детство ветеранские организации особо и не протестовали.
Вы улавливаете "тренд"?
Наши правнуки точно свадебные фотографии будут делать не у Вечного Огня, а у памятника Власову. |
|
|