традиционализм-20120707
Я, скорее,всего зациклился: как только задумываюсь о каком-то общественном явлении, выявляю в нем наличие традиционализма - и начинаю плохо думать о людях, вообще всех людях.
Такая вот скверная традиция ((
Что поделать - мне интересно, какое место и значение инертности в общественных процессах.
Посмотрел как-то документальный фильм "Один в поле воин. Подвиг 41-го". В нем криворукие РТР-овские журналисты рассказывают о бое 16 (17?).07.1941 близ деревни Сокольничи Кричевского района Могилёвской области БССР. Оставшийся прикрывать отход своего полка старший сержант Сиротинин Н.В. в течении 3-х часов отбивал атаки немецких войск, сумев уничтожить большое количество техники (танков, БТР и грузовиков) и солдат. Сколько именно, доблестные властители народного мнения за полтора часа моего времени так и не удосужились сообщить. Но, к счастью, пендосовская либерастическая Педивикия это знает - 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров.
Выделив целых 2 минуты на ознакомление зрителя с местностью поля боя, журнализды выдали причину успешности боя: с обеих сторон дороги, по которой двигалась немецкая колонна, грунт заболочен и изобилует кочками; деревья и мелкий кустарник (вместе с росшей тогда рожью) скрывают позицию орудия; мост через речушку Добрость является единственным пригодным для переправы местом. У попавших в пробку на дороге машин не было возможности свернуть, а подавить орудие было сложно из-за его маскировки.
(Если у кого сомнения, Сиротинина я героем считаю. Три часа работать в одиночку с полковой пушкой, будучи раненным - переставлять однобрусный лафет, таскать снаряды, следить за сложным полем боя - не хухры-мухры).
Но немцы были из дивизии Гудериана, и думали молниеносно - примерно через час после начала боя они догадались зачистить местность пехотой, и участь Сиротинина была решена - по данным "Литгазеты", он был застрелен в упор офицером. (Прыти у немецких офицеров вагоны, дай им подвиг учинить. Одному вот забрать у красноармейца винтовку показалось мало - так вдобавок учинил такой строгий допрос, что довел беднягу до топора).
Как и в случае батареи Раевского под Бородином, пехотинцы 409 стрелкового полка не мешали происходящему. Такие дела.
Рассказывать все эти технические подробности подвига необходимо вот по какой причине.
Нынешнее российское телевидение обыдляет своего зрителя - причем обыдляет настолько, что первый национальный канал украинского телевидения уже выглядит светочем правды и непредвзятости. И пища для ума зрителю подается очень бедная и скудная - но, что характерно, тупеют и сами повара.
Тупым быдлованам полтора часа мурыжили "русский - это мегакруто" для того, чтобы тот усвоил, что быть тупым быдлованом - мегакруто. Тупой быдлован не задается вопросом, почему Сиротинин смог совершить причинить тяжелый урон врагу, а колонны пленных красноармейцев - нет (оттого в фильме постоянно звучит "А каким был Коля?" - а он был самым обычным, причина-то не в Коле ...). От тупого быдлована не требуется думать, как лучше было, например, воевать тогда, и как - сейчас. Тупой быдлован должен делать то, что ему прикажут, "исполнять долг". Подчиняться традициям, иными словами.
Целеустремленность "Все для фронта, все для победы", возможно и была актуальна в 41-м, но ее повторное культивирование, ведущее к толпам с лозунгами "Не дадим пройти ордам бельгийских варваров в Сирии!", аж никак не помогает восстанавливать активность в депрессивных районах страны, не сорить на улицах и т.д..
Я когда-то писал, там людей в Эрефии каждый божий день делают фашистами - фашисты, как и ожидалось, смеялись и не верили. Одни - потому что думали, что у фашистов черная униформа и черная совесть, а под серпасто-молоткастыми флагами это-де не бывает. Другие - потому что не видят ничего плохого в том, чтобы быть фашистом. Третьи вовсе считают мое мнение беспочвенной фантазией, не соответствующей их восприятию жизни.
И реакция людей такова потому, что явление фашизма они не могут выделить из ряда других на уровне качественных признаков. "Государство то, государство сё" - ну так и в тогдашних США или Франции было государство, а кто назовет их фашистским? Травили евреев - а в Италии и Испании не травили. И так далее.
Более разумные, чем авторы упомянутых гипотез, люди давно заметили, что фашизм основывается на традиции, и пытается эту некую традицию сохранить, законсервировать. Надо ли для этого травить газом, вешать, расстреливать людей с другим разрезом глаз, цветом кожи, политическими взглядами, сексуальными предпочтениями - технологическая особенность данной страны, не более.
Что ужасает в такой точке зрения - почва для безумных, часто кровавых, припадков традицинализма, называемых фашизмом, находится повсюду, в любой общности. Ибо человек ежедневно, а иногда и ежеминутно руководствуется в своей деятельности традицией.
Поэтому нужно изучать влияние, место традиции, чтобы иметь компас и надежду на лучшее будущее. Хотя изучение это не приятнее чистки лука - снимашь слой за слоем, а слезы-то наворачиваются ...
Приведем пример пагубности увлечения традицией, не отходя от военной темы (хотя приевшийся рецепт супа не менее нагляден).
Красная армия была неплохо оснащена военной техникой; имелось время и возможности устранить, хотя бы частично компенсировать обнаруженные в испанской, финской, монгольской кампаниях обнаруженные недостатки с организацией связи, транспорта. тактики боя и т.д. Возникает такой вопрос: почему то, что Красная армия училась делать в 41-м/42-м во время отступления (и не меньшего дефицита материальных ресурсов), она не училась делать до войны (хотя многие обнаруженные недостатки в организации секретом не были)?
А ответ вырисовывается один. Армия - крайне регламентированный общественный институт. Регламентированность поведения и требуемая для этого традиционность мышления приводит к перекладыванию заботы о внедрении, поиске нового на вышестоящее командование. А вышестоящее руководство само не решит всех проблем по чисто физическим причинам. Тот момент, что руководители весь объем "нового" могут попросту не представлять или осознавать, делает усовершенствование армии еще более невозможным делом.
Парадоксально, но немцы - народ в целом страшно зарегламентированный - одерживали победы благодаря гудериановской теории блицкрига, неявно использовавшей инертность мышления вражеских командиров, их приверженность тактическим схемам прошлой войны (французы и вовсе полагали скорость продвижения войск противника неизменной с Первой мировой). Когда Красная армия стала учитывать немецкую тактику ведения боя, у немецких командиров, например, под Москвой случался ступор: "Что и почему не так??? Я же все правильно делал!". И отчего-то эти мастера военного дела не придумали сходу новых контрмер.
Фричествовать так фричествовать А понимание того, что блицкриг был идейно, на уровне подкорки чужд немецким командирам, объясняет их оборонческие рефлексы, танковую гигантоманию, упорство в бессмысленной мясорубке на Курской дуге - они делали привычные, очевидные для них вещи.
А есть ли случаи гибельного, катастрофического отказа от традиций?
Любители хождения строем приводят в пример СССР 80-х-90-х: дескать дали людишкам свободу, а они начали всякие гнусности учинять. Естественный вопрос: а почему людишки начали делать гнусности? Какова их мотивация?
Рассмотрим экономический аспект. Реформы тогдашнего времени опирались на представление о частной собственности. Идея частной собственности более-менее логична при собирательстве - "я сорвал этот банан, и я никому не обязан его отдавать" понимают и обезьяны. Однако в наше время наибольшее значение приобрел совместный труд, и попытка присвоения его результатов задевает интересы других членов сообщества. Но люди - и реформаторы. и в значительной степени реформируемые - практикуют прежний подход "это МОЁ!!". Это - традиция, понимаете? И когда были убраны, сломлены в сознании людей прежние традиции-противовесы, другие традиции вырвались на свободу и обрели уродливый вид. Это порок не "швабоды", а именно традиционалистского образа мышления. Традиционалист не знает о степени адекватности своего мира традиций и окружающего мира, он лишь полагает, что одно соответствует другому.
Люди, глубоко погруженные в мир традиционных представлений, не рефлексируют и потому не видят источника своего дикого поведения. Например, миллионы людей обвиняют реформаторов, либерастов и т.д. в пороках окружающей жизни, и никто из них не говорит о причинах, заставляющих себя поступать именно порочным образом.
Очень показательны случаи "вспоминания" своих национальных корней (и да, национальных обид) - большое их число заканчивается резней или ненавистью, в зависимости от общего развития (традиционности) культуры. Еще вкуснее, когда этот процесс продолжается дальше в глубь веков, и начинается какой-нибудь "хрестоматийный спор между двумя чеченцами - ичкерийцем, живущим в Европе, и умеренным "имаратчиком"".
Я полагаю, что традиционалистский образ мышления, наиболее массово распространенный на планете, смертельно опасен для развития человечества. Поэтому его, довольно сложную гадину, нужно изучить и заменить чем-то более совершенным.