Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет warlock ([info]warlock)
@ 2013-10-14 19:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Плескавица (один из вариантов)...


Плескавица - это такая большущая, граммов на триста котлета из мясного фарша и сыра, которую запекают на гриле или в духовке.

Едят плескавицу на Балканах сотни лет. Сербы считают ее своей национальной выдумкой и в 2007 г. даже зарегистрировали торговую марку "Лесковашка плескавица".

Но остальные балканцы - босненцы, македонцы, турки, болгары, конечно на сербскую пропаганду не ведутся и совсем законно полагают плескавицу нашим общим, так сказать, региональным блюдом, приготовляемым в самых разных вариантах...

Главной составной частью плескавицы конечно же является мясо.
В древние времена никаких мясорубок не имелось, поэтому его ожесточенно рубили на колодах топориками и ножиками. Чем мельче, тем лучше. И до сих пор, несмотря на наличие самых современных электрических и прочих атомных мясомольных агрегатов, мастера предпочитают использовать данный способ.

Сербский вариант мяса - 80% говядины на 20% свинины. Кто-то допускает 75 на 25.

Македонцы (это этнические болгары, оторванные от родины Нейским миром и другими договорами, почти сто лет проживающие под оккупацией) выступают за более хард-вариант - их Македонска плескавица делается полностью из говяжьего фарша.

Мусульмане - турки, босненцы и пр. естественно никакой свинины в плескавице не признают. Готовят ее из баранины, телятины или их смеси.

Болгары более неприхотливы - местный вариант плескавицы совсем спокойно делается из смеси говяжьего и свиного фарша в соотношении 50 на 50. Ну а те, у кого на говядину денег нет, пекут плескавицу из чисто свиного фарша...

Раньше, говорят, классическим вариантом вообще признавалась только плескавица из смеси трех видов мяса: говядины, баранины и свинины. Видите, как у нас все непросто?

Разные предпочитания народов не обошли стороной и такой ингредиент сей котлетины как лук.
Кто-то считает, что он необходим. Кто-то наоборот - с пеной у рта доказывает, что никакого лука плескавице не полагается.

Кто-то вторым мясным ингредиентом добавляет в фарш мелко нарезанный бекон.
Кто-то доказывает, что настоящая плескавица состоит из двух мясных лепешечек, между которыми кладется начинка в виде сыра и бекона.

Мнения, повторю, разные!
Поэтому я просто покажу вам один совсем легонький вариант плескавицы, без претензий на уникальность рецепта и его единственную правильность.

Для того чтобы приготовить пару плескавиц нам понадобятся:



- полкило мясного фарша, 50% говядины на 50% свинины
- одна головка лука. На фотографии вы видите красный, но надо использовать обычный, мне просто лень было переться до магазина
- 70-80 г сыра из коровьего молока
- 2-3 дольки чеснока
- соль, черный острый перец, сушеный чабрец, "Вегета", один маленький острый красный перчик или половинка чайной ложечки молотого острого красного перца, подсолнечное масло

Мастера считают, что вымешанный фарш следует подержать в холодильнике 24 часа и уже потом лепить плескавицы. Это конечно лучший вариант, но можно в конце-концов обойтись и двумя часами.

Берем глубокую миску. Вываливаем туда мясной фарш, добавляем мелко-мелко нарезанные лук и чеснок, порезанный маленькими кубиками сыр, сильно измельченный острый перчик, очищенный от семечек, вышеперечисленные приправы и вымешиваем минут 5-7.



Убираем смесь в холодильник и возвращаемся к ней через два часа.
Разделяем ее на две части и лепим пару большущих котлет толщиной в сантиметр-полтора. Макаем пальцы в подсолнечное масло и смазываем им котлеты, сглаживаем их, чтоб стали ровненькими и блестящими.



Смазываем решетку гриля подсолнечным маслом или, еще лучше, салом. Когда гриль хорошо разогреется, выкладываем на него плескавицы и жарим их минут по пять с каждой стороны.

Так как у моего гриля спираль сверху, готовые плескавицы выглядят вот так:



Ну а если у вас нормальный гриль с нижним подогревом, а еще лучше какой-нибудь садовый, что работает на древесном угле, то ваши плескавицы должны выглядеть несколько по-иному. Использую для демонстрации фотографию из Википедии:



Вот это наверное самая простая плескавица, которую мне доводилось пробовать в Болгарии.
Если хотите приготовить более разнообразный вариант, возьмите не полкило фарша, а 400 грамм. И добавьте сто граммов мелкопорезанного бекона. Ну и кубики сыра конечно. Будет вкуснее...

В качестве гарнира к плескавице можно использовать и жаренную картошку, и вареную фасоль, и свежие помидоры, и болгарскую лютеницу (писал летом, как она делается). Главное - чтоб на столе стояло побольше ледяного пива. Без него плескавицу есть - себя не уважать:-)

Такие вот дела, да...



(Добавить комментарий)


[info]major_p@lj
2013-10-14 14:11 (ссылка)
разжигаешь...аппетит? :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 14:15 (ссылка)
Даю установку читателям, что можно приготовить в конце недели:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]major_p@lj
2013-10-14 14:16 (ссылка)
до конца недели я слюной изойду :))
Кстати, а что, в болгарском общепите не особенно популярна?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 14:20 (ссылка)
Тут единственное сложное - ждать пару часов, пока фарш пропитается приправами и отлежится в холодильнике. Замесить из полкило фарша две плескавицы и испечь их на домашнем гриле или на керамической плите гриля с ребрышками - полчаса дела! Всего-то!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 14:24 (ссылка)
В Болгарии плескавицу традиционно едят в Западных районах и на Северо-Западе. В центральных и остальных предпочитают обычные кюфтета и кебапчета. Но в начале 90-х, когда пошли войны в Югославии, сюда переехало много поваров из ихних республик. Они понаоткрывали ресторанчики сербской кухни, поэтому уже лет 15-20 плескавица популярна и в остальных частях страны.
Надо просто спросить, к примеру: Где тут "сръбска скара"? В Софии несколько ресторанов, на курортах тоже есть.

А вот альтернативным вариантом плескавице в соцвремена общепит выводил т.н. "татарско кюфте" - это тоже большущая котлета, только фаршированная кислыми огурчиками, грибочками и еще там разными вещами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]major_p@lj
2013-10-14 14:26 (ссылка)
М... Все, захлебнулся слюной :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 14:28 (ссылка)
Значит надо готовить на днях, а то от слюноотделения появляется язва:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]major_p@lj
2013-10-14 14:32 (ссылка)
вот сижу, жену третитрую на предмет :) А она мне в ответ нашла ресторан сербской кухни в Москве :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 14:37 (ссылка)
Наверное стоит посетить. Там должны вкусную плескавицу готовить.

А если она настоящая "Лесковашка плескавица", то вроде и на сливках. Вообще их бренд "Лесковашка скара" - лучшие в Сербии печеные на гриле мясца. И в Австрии, и в Германии, и во многих европейских странах есть сербские рестораны, народ туда как раз плескавицу идет покушать, да ракийцы попить:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivailo@lj
2013-10-14 14:42 (ссылка)
Читал примерно 10-15 лет статью, на бумаге, так что сейчас не докопаюсь до нее. Получается немножко как офтопик, но в общем: где-то в середине 19 в Османская империя стандартизировала тогдашний общепит. Тем самым определялись не только основные составляющие, но и форма. Тогда именно кюфте стало округлым, а кебапче - как сосиска. Раньше все эти котлетки делали во всякие, порой самые причудливые формы. Но власть сказала - так будет с формами, хорошо что на рецепты сильно не влияла.

До плескавицы не дошли, там нет определений, поэтому, наверное, они такие разные. А и этим можно объяснить и разница в весе между сербскими чебапчиня и болгарскими кебапчета - ведь до Сербии этот БДС-ГОСТ не дошел, в это время она уже была автономным княжеством. Помню, отец рассказывал, когда он был студентом, ездили по обмену в Сербии. И наши входят в харчевню, заказывают по 3 чибапчиня, и им приносят тройку таких, размером с мизинец... Зато сербы, приезжая здесь, заказывали по 30-40, с человека...

И еще, недавно был в ныне противнейшем Банско. Там, в одной механе, были кебапчета от 300 г. Нас было 8 чел, взяли, попробовали, вообще лучше дешевые сосиски есть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 14:46 (ссылка)
Я все хочу купить в антикварном книгу со стандартами ТОХ, по которым в соцвремена в Болгарии обязаны были готовить во всех заведениях общепита, но...жалко 100 левов отдавать:-(((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivailo@lj
2013-10-14 14:49 (ссылка)
Не могу помочь купить, но дать тебе, чтобы сделать копию - могу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 14:53 (ссылка)
Да нет, спасибо, я лучше себе на новый год подарок сделаю:-)

Это ж семьсот страниц, если переснять, то огромный Талмуд получится.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dzasiki_v@lj
2013-10-14 17:10 (ссылка)
Да, все таки придется мне аэрогриль покупать...у меня тоже слюньки набегают :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 17:15 (ссылка)
Хм, я не знаю, спечет ли аэрогриль так, как обычный гриль с нижним подогревом. Как бы он не высушил котлетки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dzasiki_v@lj
2013-10-14 17:18 (ссылка)
Другой мне просто не подойдет. Я ведь ленивица - нет у меня кулинарного прилежания :-) таланта...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 17:40 (ссылка)
А причем здесь прилежание? Замесил да поставил печь. Просто следить надо, чтоб не сгорело, перевернуть. Ничего сложного.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dzasiki_v@lj
2013-10-14 17:41 (ссылка)
Чтобы так все получалось, как у вас - нужен кулинарный талант, а у меня его нет. Не дано.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2013-10-14 17:44 (ссылка)
Ты, главное, не расстраивайся! Может не совсем пропащая и в какой-нибудь области еще себя проявишь, не всем же каклеты печь:-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dzasiki_v@lj
2013-10-14 17:45 (ссылка)
Может быть :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]purser01@lj
2013-10-14 19:46 (ссылка)
Well presented recipe. I must try it.

(Ответить)


[info]be3et@lj
2014-11-17 20:03 (ссылка)
Спасибо за ссылку.
А Вегета обязательна? Как-то я не очень промышленным смесям доверяю... кладут в них вечно незнамо-что...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]be3et@lj
2014-11-17 20:06 (ссылка)
Мы очень любим мясо, котлетки в воскресенье сделаю обязательно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dedmazai@lj
2014-11-17 20:16 (ссылка)
Нет, остальных приправ достаточно. Просто "Вегету" как приправу указываю единственно для российских читателей - например, в моем родном подмосковном городе она всюду в магазинах, а многих сушеных травок просто не найти. Так что приходится выкручиваться. И ясно, что с "Вегетой" вкус будет совсем не аутентичным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]be3et@lj
2014-11-17 20:25 (ссылка)
Хорошо.
Я сейчас прогуглила состав Вегеты.
У меня все это найти легко. Некоторые составляющие можно заменить свежими. Морковь, петрушка, например. Хотя, я могу их и сухими купить. Но сомневаюсь, что это очень принципиально.
То, что в подобных комплексных приправах мне совсем не нравится, так это усилители вкуса и аромата (глутамат натрия, инозинат натрия). Это мне их гугл выдал, как часть набора Вегеты.
Да и, помнится, муж когда-то рибофлавином рыбок от грибка лечил.... как-то не хочется это в желудок ;))
Кстати, у меня барбекюшница с горелкой внизу. Это, по-моему, гриль, да? В ней котлеты получаются отлично.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2014-11-17 20:28 (ссылка)
Для болгарских котлет, да и балканских тоже - основная приправа часто одна - сушеный чабрец. Вот он обязательно должен быть. Ну, черный молотый перец еще. Петрушку тоже используют - как свежую, так и сушеную.
А барбекюшница да, если у нее решетка есть и вы на нее котлеты кладете, значит подойдет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]be3et@lj
2014-11-17 20:34 (ссылка)
Хорошо, спасибо. Поищу чабрец до выходных.
Ага...
до отправления коммента прогуглила его. У меня это есть и это радует ) Это thymes. Еще тимьяном зовут.
Спасибо за детали )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2014-11-17 20:42 (ссылка)
Не за что:-)

У меня дед был первым из рода, кто подался когда-то в город. Так он объяснял: ни один приличный деревенский человек никаких приправ в магазине покупать не будет - только свое, с огорода. Как это так - тратить деньги на приправы???

Поэтому используют разные зеленые травки, коренья, ну и перец острый, естественно.

Более того, в нашем районе, где рис не растет, а только картошка, ни один уважающий себя селянин риса не покупал - это ж людей смешить, тратить деньги на глупости! Использовали только картофель:-)

А в 150 км к югу, г. Пловдив, там уже тепло, рис выращивают, и многие, идентичные казалось бы с софийскими блюда, готовят только с рисом. Вот такие крестьянские сугубо рациональные правила.
В соответствии с ними и формировалась местная кухня.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]be3et@lj
2014-11-17 21:13 (ссылка)
Правильно. Это же так естественно любить то, что сам произвел, вырастил.
Мне теперь понятна Ваша любовь к болгарским блюдам ) до этого я думала, что просто каприз вкуса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedmazai@lj
2014-11-17 22:08 (ссылка)
Я в Болгарии проживаю уже более четверти века. Так что ем местное:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]be3et@lj
2014-11-17 22:45 (ссылка)
ясно )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]be3et@lj
2014-12-07 15:37 (ссылка)
Что-то я не отчиталась вовремя...
Пыталась делать такие медвежьи лапы через дня три после своего последнего комментария тут.
Вкусно получилось! Да!
Но форма... они у меня надулись и стали мясными шариками...
Может нужна такая печка гриль, которая прижимает еду, когда готовит?
Обычно бюргеры у меня не надуваются... я не поняла почему эти штуки у меня так скруглились, пока готовились...
Фото делать не стала - постеснялась этой "красотой" маяковать ;)

(Ответить) (Уровень выше)