Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет wehr ([info]wehr)
@ 2008-02-12 16:52:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
К истории "добровольного присоединения"
Есть такой памятник "добровольному присоединению" к России - мыс Виселичный, напротив городища Пустозерска. Там сейчас стоит "Хебидя тен" - памятник ненцам, погибшим во время колонизации этого края русскими.

(Фото: Леонид Зубов).

В жажде наживы пустозерские и мангазейские воеводы облагали коренное население чрезмерной данью, в результате чего вспыхивали волнения. Ненцы нападали на зимовья в районе Мангазеи, но самые жестокие события происходили около самого Пустозерска, в низовьях Печоры (примечательно что жившие в окрестностях города ненцы принимали участие в столкновениях на стороне русских). Зимой 1662/1663 годов Пустозерск был сожжен восставшими. Нападения повторялись в 1668, 1712, 1714, 1720, 1723, 1730, 1731, 1746-1749 годах. После подавления каждого волнения схваченных зачинщиков и участников вешали на лиственицах безымянного мыса напротив Пустозерска. Впоследствии этот мыс получил название Виселичный.
via:


(Добавить комментарий)


[info]belyaefff@lj
2008-02-12 11:38 (ссылка)
Вам не надоело эту тему мусолить? Кто, по Вашему мнению, были те ненцы, которые воевали на стороне русских? Предателями ненецких интересов?

Я одного не пойму - если Вы так ненавидите русских, то почему Вы в Москве живёте? Езжали бы куда-нибудь в Монголию, например, на родину обожаемого Вами Чингис-кагана, и там бы выкапывали из истории Русской Сибири разные неоднозначные факты.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ecoist@lj
2008-02-12 11:47 (ссылка)
А где здесь ненависть к русским? Воеводы были хохлы!
;))

По-моему, просто историю знать полезно. Я вот этого не знал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]belyaefff@lj
2008-02-13 00:27 (ссылка)
А Вы ЖЖ г-на Верхотурова почитайте - у него же ни одного хорошего слова в адрес русских нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schriftsteller@lj
2008-02-13 19:06 (ссылка)
Мне вот стало интересно, почему Вы все сводите к ненависти к русским?
Разве народы не должны иметь собственную историю, собственную память, собственных героев?
Разве народы обязаны только любить русских до беспамятства, независимо от того, что русские с ними сделали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]belyaefff@lj
2008-02-14 00:03 (ссылка)
Это Вы меня спрашиваете???
Это я, наверно, в каждом своём втором посту плачу о невинных жертвах "русских колонизаторов"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schriftsteller@lj
2008-02-14 04:32 (ссылка)
Да, да, Вас конечно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]schriftsteller@lj
2008-02-12 13:33 (ссылка)
Нет, не надоело. Даже напротив, только вошел во вкус. :))
Что же Вам так, неоднозначные-то факты не по душе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]belyaefff@lj
2008-02-13 00:30 (ссылка)
Мне не по душе Ваша интерпретация этих неоднозначных фактов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schriftsteller@lj
2008-02-13 03:18 (ссылка)
О вкусах не спорят, как известно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]af1461@lj
2008-02-12 14:14 (ссылка)
Причем тут неоднозначные факты. События эти были, но урок из них был извлечен, и история освоения Севера была в основном завязана на торговлю и обмен, а не на войну. С чукчами сначала тоже столкновения были, и жестокие, а потом попробовали помириться - и результат превзошел все ожидания.
Главное здесь то, что этот памятник не является символом "борьбы с оккупантами". Никаких подобных настроений там нет, и они вряд ли появятся.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kostya_moskowit@lj
2008-02-12 12:22 (ссылка)
Пустозерск спалили ненцы. А куда же делась Мангазея? Очень загадочная история.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]af1461@lj
2008-02-12 14:06 (ссылка)
История переноса Мангазеи на Енисей действительно странная, но крупных волнений там во времена существования города не было - так, по мелочам все.
Мангазея вообще в стратегическом отношении в плохом месте стояла - левый берег Осетровки (Мангазейки) выше правого, и засевшие там лучшики могли без проблем обстреливать почти весь посад. Однако таких случаев в летописях не отмечено - лишь бахвальство одного ненецкого "князька" что он дескать поджег город (пожар 1642 года). Вот отрядам первопроходцев, еще до Мангазеи, доставалось изрядно, это да...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kostya_moskowit@lj
2008-02-12 17:30 (ссылка)
Вообще же Мангазея даже сейчас кажется фантастикой - за 100 лет до основания Питера иметь такое поселение.
А выбор Таза наверное имел смысл - может там раньше лед сходит, чем по Енисею ледоход. Ледоход Енисей только в 20-х числах июня освобождает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]af1461@lj
2008-02-12 17:42 (ссылка)
Не такое уж большое - все городище пимерно 500х300 метров, причем там был кремль и пустырь перед ним. Вот смотрите: http://af1461.livejournal.com/132904.html
Разница в сроках ледохода небольшая. Но Таз гораздо ближе, и туда можно дойти за лето на кочах из Тобольска или Мезени. А на Енисей - уже малореально.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kostya_moskowit@lj
2008-02-12 22:52 (ссылка)
а можно подробне про запрет мореплаванья. То есть по Карскому морю в Печору было запрещено нам Англией плыть?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]af1461@lj
2008-02-13 06:13 (ссылка)
Нет, там все хитрее.
Тогда уже англичане и голландцы стали появляться у наших северных берегов. И вот чтобы поморы не торговали с ними бесконтрольно, чтобы вся торговля шла через порты и царскую таможню - наш же царь запретил плавание по северным морям.
Такие отрицательные явления как погранзона, оказывается, имеют давнюю историю...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kostya_moskowit@lj
2008-02-13 09:03 (ссылка)
погранзона вкупе с монополией на внешнюю торговлю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]schriftsteller@lj
2008-02-13 11:31 (ссылка)
Царь также запретил заход во внутренние реки, и этот запрет, насколько я помню, появился во времена плавания Ченслора.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]schriftsteller@lj
2008-02-12 17:47 (ссылка)
Насколько я знаю, Мангазею закрыли по царскому указу из-за повальной коррупции воевод.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kostya_moskowit@lj
2008-02-12 22:53 (ссылка)
Только одна из версий. Точно известно, что мангазейцы перешли на Енисей, но почему полностью была брошена сама Мангазея дополдлинно не известно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kraevushka@lj
2008-02-13 02:07 (ссылка)
Одной из причин упадка Мангазеи было сокращение запасов соболя. Открылись новые места промыслов - на Нижней и Средней Тунгусках.
Был открыт новый путь на Лену, не через Мангазею.
Кроме того, вс 1641 по 1644 гг. в Мангазею не пришло ни одного коча с хлебом, они были разбиты бурями в Обской губе.
В довершение в 1643 г. город почти полностью был уничтожен пожаром. Восстанавливать его не стали, мангазейцы ушли в Туруханское зимовье (Новая Мангазея)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]af1461@lj
2008-02-13 06:37 (ссылка)
Восстанавливать его как раз стали, у Белова описан этот период - послепожарные постройки встречаются на всей территории городища. Мангазея была покинута только к 1672.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kraevushka@lj
2008-02-13 11:37 (ссылка)
да, вы правы. После пожара в Туруханск перенесли "госучреждения"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sibariana@lj
2008-02-13 02:28 (ссылка)
В объяснении причин, почему так интенсивно вешали ненцев может быть такое объяснение.
Ненцы стали апачами Арктики. Сперва, когда мирно занимались охотой на диких оленей, их гоняли все кому не попадя (русских тогда не было). Потом примерно в пятнадцатом веке некоторые северные народы перешли к оленьему скотоводству и стали на олешках ездить. Обнаружилось, что это смирное животное - прекрасное оружие в смыле скоростной доставки воина к месту событий и бегства, если события приобретали неприятный оборот. Тогда ненцы начали гонять всех окружавших. Попадало на орехи и русским, которые как раз в это время начали освоиваться на севере. Эффективного способа борьбы с набегами ненцев у русских (у хантов, манси, селькупов тоже)не было (равно как и чукчами) - они держались за сотни вёрст, неожиданно нападали и исчезали в тундре.
Так что у русских был особый счёт к неуловимым ненцам, отчего с ними поступали особенно жестоко.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sibariana@lj
2008-02-13 04:35 (ссылка)
Пы Сы.
Смутно (очень смутно) припоминаю, чтобы казнить сибирского и северного инородца требовалась санкция Москвы. А центральная власть редко прибегала к этому, так что даже зачинщики восстаний нередко отделывались раскаянием и заключением.
Если я не путаю - в чём причина таких репрессий?
Карательные отряды естественно раправлялись на месте как хотели и могли не оставлять никого в живых. Но когда они притаскивали пленных к воеводе, то он как официальное и подотчётное лицо обязан был провести расследование по всей форме - а на казнь получить разрешение из столицы. Дело это долгое. Проще было убивать на месте, чем заниматься волокитой.
Тогда получается, что в Пустозёрске орудовала ЧК, наделённая особыми полномочиями? По какой причине?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]af1461@lj
2008-02-13 06:34 (ссылка)
Наверное время было другое (до введения положения о казни), или же достали их там сильно, когда сожгли Пустозерск...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sibariana@lj
2008-02-13 06:49 (ссылка)
честно говоря, моих знаний недостаточно, чтобы рассуждать на эту тему.
А ведь в Пустозёрске еще и Аваккума сожгли с подельниками (если опять же не ошибаюсь). Жуткое местечко.

(Ответить) (Уровень выше)