Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет wehr ([info]wehr)
@ 2005-04-12 19:54:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мой доклад на 9-й конференции корееведов
Проблемы газоснабжения Корейского полуострова и Дальнего Востока России

Текст доклада

Проблема газоснабжения Корейского полуострова, как известно, является проблемой международных экономических и политических отношений в регионе. Корейский полуостров на настоящее время не располагает значительными нефтегазовыми месторождениями, со сколько-нибудь доказанными запасами углеводородного сырья, и не имеет собственной газодобывающей промышленности. Главный потребитель газа – Республика Корея, использует импортный сжиженный газ.



В силу этого обстоятельства, проблему газоснабжения Корейского полуострова следует разделить на несколько подвопросов: состояние потенциального источника газа, экономическая ситуация на Корейском полуострове и в восточных регионах России, политические аспекты проблемы газоснабжения.

Состояние потенциального источника газа

В настоящее время, кроме традиционных для Кореи источников сжиженого газа: Индонезии и стран Персидского залива, в качестве потенциальных источников газа выдвигаются российские газовые месторождения Иркутской области и Сахалина. Оба потенциальных источника газа появились в начале 2000-х годов, в связи с Соглашением о поставке природного газа в КНР, РК и другие страны, подписанным 2 ноября 2000 года, а также стартом проекта «Сахалин-2» в 2001 году.
В 2001 году, со стартом проекта “Сахалин-2”, стал развиваться проект консорциума во главе с Royal Dutch/Shell по добыче газа и газоконденсата на Сахалине (запасы по проекту: 150 млн. тонн нефти и 500 млрд. куб. м. газа), на шельфе, с помощью платформ, строительству газо- и нефтепровода на юг Сахалина, и строительству в пос. Пригородное газоперерабатывающего завода, нефтебазы и газохранилищ и терминала для отгрузки сжиженного газа. Основными покупателями продукции ГПЗ в Пригородном являются Южная Корея и Япония, которые уже заключили контракты на закупку 4,5 млн тонн сжиженного газа ежегодно.
В 2002 году был разработан, и в 2003 году обсуждался в Правительстве России другой проект газоснабжения Дальнего Востока и транспортировки газа в Корею. Первоначальным разработчиком проекта использования газа месторождений Восточной Сибири была компания ОАО «РУСИА-Петролеум», владеющая лицензией на разработку Ковыктинского месторождения в Иркутской области. Основные акционеры ОАО «РУСИА-Петролеум»: ТНК и British Petroleum, которым принадлежит 29,1% и 32,9% акций.
В феврале 2003 года было принято решение о разработке ТЭО проекта разработки Ковыктинского месторождения и ОАО «Газпром» представило в правительство концепцию развития газоснабжения Дальнего Востока и экспорта газа в Китай и Корею, которая была возвращена на доработку. В апреле 2004 года было принято решение о создании единого экспортного канала для газа в АТР, и к разработке проекта подключился ОАО “Газпром”, который является координатором развития газовой отрасли и официальным координатором экспорта газа в страны АТР.
Теперь о проблемах.
Наиболее проблемным является проект “РУСИА-Петролеум”-“Газпрома”. Во-первых, Ковыктинское месторождение, несмотря на прогнозные запасы в 2 трлн. куб.м. газа и 115 млн. тонн газоконденсата, представляет собой высокогорное плато, заросшее темнохвойной тайгой, сильно рассеченное долинами и водотоками, с минимальной степению освоенности. В освоение месторождения пока не готовы инвестировать даже основные акционеры “РУСИА-Петролеум” – ТНК-ВР, предложившие только кредит в 1,5 млрд. рублей. За 13 лет освоения месторождение пока не подошло к стадии промышленной эксплуатации.
Во-вторых, составление ТЭО проекта трубопровода пока не завершено. Обсуждалось два маршрута трубопровода. Один: через Монголию, Китай, Желтое море в Корею. Другой: через Дальний Восток, КНДР в Корею. Первый проект сложен и большей длиной, и трудностью согласования российско-корейско-китайских интересов, и проведением участка трубы по дну моря. Второй сложен политическими проблемами вокруг КНДР. В 2004 году появился третий вариант, предусматривающий строительство ГПЗ в Находке, и проведение газопровода только по российской территории.
В-третьих, присутствует конфликт интересов двух компаний. ОАО “РУСИА-Петролеум” настаивает на преимущественно экспортном варианте, с небольшим потреблением (порядка 2,5-6 млрд. куб.м.) в Иркутской области. ОАО “Газпром” настаивает на сочетании внутреннего потребления и экспорта. По стратегии развития газификации Дальнего Востока, из 106,4 млрд. куб.м. газа с Ковыктинского месторождения и ряда других месторождений региона, 33,8 млрд. куб.м. должно потребляются в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, 25,6 млрд. куб.м. передаваться в Единую газопроводную систему, а 47 млрд. куб.м. экспортироваться в страны АТР.
В настоящее время ОАО “Газпром” объявил о завершении работ над проектом генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года, которая до лета 2005 года должна быть представлена в Правительство России на рассмотрение.
Проект “Сахалин-2” также в настоящее время является проблемным. В Правительстве есть недовольство условиями заключенного по проекту договора о разделе продукции. В январе 2005 года Счетная палата России завершила проверку проекта, установив, что бюджету был нанесен ущерб в размере 2,5 млрд. долларов. Эта сумма составляет 25% от общей суммы инвестиций в проект, и продолжение разбирательства грозит развалом консорциума и остановкой проекта.

Ситуация с потреблением газа в Корее и на Дальнем Востоке

Сложности ситуации с проектами газопроводов добавляют особенности потребления газа в Корее. Южная Корея, являющаяся одним из крупнейших в мире потребителей газа, потребляет сжиженный газ. По итогам 2003 года потребление составило 21,3 млрд. куб.м. газа, в 2010 году ожидается потребление около 28 млрд. куб.м., а в 2020 – от 65 до 70 млрд. куб.м.
Кроме того, Китай объявил о возможности прироста импорта газа до 20 млрд. куб.м. к 2010 году.
С одной стороны, есть динамичный рынок газа в АТР, на котором российские газовые компании могут занять какой-то сектор. Однако, с другой стороны, на этом рынке сильная конкуренция со стороны Royal Dutch/Shell, которая поставляет сжиженный газ в Корею, и может задействовать ресурсы Сахалина, со стороны газовых компаний Индонезии и стран Персидского залива. Потом, ОАО “Газпром” и российские компании вообще, выходят на рынок АТР с природным газом, который требует определенной перестройки технологии потребления газа. Вхождение российских компаний на корейский энергетический рынок потребует дополнительных инвестиций. Экспертами называются разные суммы необходимых для появления российского газа на корейском рынке инвестиций, но во всех случаях речь идет о миллиардах и даже десятках миллиардов долларов.
Дополнительную проблему составляет практическое отсутствие потребления газа в КНДР, что резко затрудняет проведение через ее территорию магистрального газопровода и негативно влияет на финансово-экономические показатели проекта.
Основной оператор российских экспортных потоков в АТР – ОАО “Газпром”, функцию инвестора в энергетический комплекс Южной и Северной Кореи выполнить не может, в силу того, что уже сейчас компания покрывает убытки от своей деятельности кредитами. Кроме того, у ОАО “Газпром” есть более серьезные проблемы, связанные с истощением месторождений Западной Сибири и падением загрузки ЕГС. Введение в строй и использование подземных газохранилищ в настоящее время позволяет сглаживать проблемы в период макисмального сезонного потребления газа, но ресурсов ПГХ хватит на 3-5 лет. ОАО “Газпром” стоит перед лицом необходимости освоения новых крупных месторождений, чем и объясняется его повышенный интерес к Ковыктинскому месторождению.

Политические аспекты

Проекты и консорциумы с участием нескольких государств считаются наиболее сложными и проблемными. Это подтверждают примеры с Каспийский трубопроводным консорциумом, проектом трубопровода Баку-Джейхан, Трансафганского газопровода. Эти проекты требуют длительных и сложных переговоров и согласования интересов нескольких сторон.
Есть подобный фактор в политической ситуации вокруг проектов газопровода в Корею. Здесь присутствует как общая проблема урегулирования ситуации на Корейском полуострове, которая прямо влияет на проект транскорейского газопровода, так и отдельные проблемы. Наиболее острой политической проблемой является то, что усилиями США вопрос о снабжении Корейского полуострова газом оказался связан с ядерной программой КНДР. Как известно, США предложили руководству КНДР отказаться от ядерной программы в обмен на поставки российского газа и решения энергетической проблемы за его счет. Учитывая остроту проблемы и шестисторонний формат переговоров, нельзя надеяться на скорое политическое решение этого вопроса.


Выводы

На сегодняшний день рассматриваются три варианта снабжения газом Корейского полуострова.
Первый: газопровод от Ковыктинского месторождения через Китай и Желтое море в Корею. В настоящее время он практически снят из-за проблем с освоением Ковыктинского месторождения и техническими сложностями строительства подводного участка газопровода.
Второй: газопровод по территории России до Приморья и далее, через КНДР в Южную Корею. В настоящее время рассматривается как наилучший и оптимальный вариант, но его реализация тормозится политическими и экономическими проблемами, как в России, так и в Корее.
Третий: строительство ГПЗ на территории России и экспорт сжиженного газа. Предлагается в рамках проекта “Сахалин-2” и как вариант использования газа Ковыктинского месторождения, однако для российских компаний означает вступление в острую конкурентную борьбу за корейский рынок газа.

На текущем этапе быстрее всего может быть реализован проект с экспортом сжиженного газа, однако в долгосрочной перспективе нельзя исключать строительства магистрального газопровода.

.


(Добавить комментарий)


[info]green_berg@lj
2005-04-14 08:02 (ссылка)
Дмитрий, нет никакого проекта "РУСИА-Петролеум" - "Газпром". Вы говорите о МТЭО РУСИА-Петролеум" и ТНК-ВР. Газпром не участвует в проекте. И если быть последовательным, то Газпром не интересуется Ковыктинским месторождением (об этом официально заяывляется уже почти год). Если и есть проблемы с финансированием разработки новых местоорждений, то именно поэтому Ковыкта не нужна, это очень сложное месторождение, требует много средств. Не будет Газпром в ближайшее время туда ввязываться. Ну, максимум от лицензии не откажется, но вряд ли деньги тратить. Ему сейчас, наоборот, выгоднее работать с более лёгкими, доступными местрождениями. А в остальном - согласна.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]schriftsteller@lj
2005-04-14 08:40 (ссылка)
Нет, конечно. Но "Газпромовский" план образца 2003 года предусматривал эксплуатацию Ковыкты, в том числе и для экспорта, и для внутреннего снабжения, и для передачи в магистральные сети. Он был завернут правительством, и пока новый, переработанный документ, опубликован не был. Возможно, в нем Ковыкты уже не будет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]green_berg@lj
2005-04-14 15:02 (ссылка)
И да и нет. Всё же справедливости ради уточню. Ковыкта во всех планах Газпрома есть. Ну, типа формально разделение такое: Ковыкта присутствует в планах Газпрома, как оператора Восточных проектов (ну, он там все стратегически важное и крупное учитывает), а вот проекта разработки Ковыкты у Газпрома, как у комерческой компании - нет. Такая хитрость вот :)))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]schriftsteller@lj
2005-04-14 18:48 (ссылка)
Это понятно. И, по-моему, в тексте доклада об этом сказано. В статье - не помню, потому что статья для публикации несколько отличается от этого пересказа.
Просто "Газпром" является планировщиком развития газовой отрасли и главным поставщиком газа на экспорт. У нас по-прежнему плановая экономика, что бы там не говорили.

(Ответить) (Уровень выше)