wg's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Wednesday, November 19th, 2003

    Time Event
    7:24p
    Продолжение о "Воспоминаниях" Н.Е.Врангеля - часть 3
    Еще один момент, показавшийся мне интересным.
    Н.Е.Врангель, вернувшись из Франции где он застал начало войны и мобилизацию, о начале Первой мировой войны:

      Россия в начале Первой мировой войны
      В Петербурге меня прежде всего поразило изобилие гражданского мужского населения. У нас уже были призваны миллионы, а мужчин в городе было столько же, как в мирное время, тогда как в Париже все, что могло, было уже под ружьем. Россия, очевидно, израсходовала лишь малую часть своей наличности, имела неограниченный запас, во Франции запасов уже не было. Одна она неминуемо скоро была бы раздавлена.

      И настроение было иное. Во Франции чувствовалась тревога, в Англии сосредоточенное напряжение - у нас в исходе войны никто не сомневался. Россия, верили, должна победить. Недавнее прошлое теперь казалось забытым. Между Царем и народом розни, казалось, больше не было. К великому князю Николаю Николаевичу, популярностью до этого времени не пользовавшемуся, стали относиться с доверием и даже с любовью. Увы! Эта идиллия длилась недолго. Поддержать это настроение правительство не сумело, и чем дольше длилась война, тем больше приходили к убеждению, что «так долго длиться не может».

      На театре войны солдаты и офицеры дрались, как львы, единение между ними было полное. В первые годы, что бы ни толковали, солдат и офицер жили душа в душу, дисциплина была образцовая. Потом уже, по мере выбытия кадровых офицеров и замены их офицерами военного времени, она расшаталась. Но все-таки развала армии до революции не было. Зато высший командный состав оставлял желать многого — вернее, в большинстве случаев был ниже всякой критики. Фаворитизм, всегдашняя язва русского строя, и тут дал свои неизбежные плоды. Армия была плохо организована, скверно снабжена и скверно управлялась. Как всегда, все делалось спустя рукава. Боевых припасов было недостаточно, и, благодаря нехватке снарядов, все наши начинания сводились на нет. О том, что творилось в тылу, и теперь хладнокровно вспомнить нельзя: небрежность, недобросовестность, злоупотребления, взятки.

    Интересно, что специальная комиссия Временного правительства, созданная для расследования "преступлений самодержавия и бюрократии" и действовавшая с весны 1917 г., не обнаружила никаких злоупотреблений со стороны непопулярного военного министра Сухомлинова, который долгое время был врагом всей "прогрессивной общественности", наряду с Распутиным и другими "темными силами". Сухомлинов был конечно неприятным типом, связанным с серией скандалов личного характера, но позже многие признавали, что он внес зачительный вклад в подготовку России к войне.
    Скорее всего, Россия наверняка благополучно выиграла бы войну, если не постоянно нагнетаемое настроение "что так долго длиться не может". Чисто материальный запас прочности империи бы очень велик, что и признает Н.Е.Врангель в начале приведенного отрывка.

    Вот еще любопытный эпизод. Про отношение элит к народу, "это о многом говорит":

      ... приведу рассказ, слышанный мною от очевидца... Как-то за завтраком Государь спросил московского генерал-губернатора, князя Долгорукова, в Москве ли живет граф Лев Николаевич Толстой? Князь доложил, что да и что у него дом в Хамовниках.
      - Странное название, — сказал великий князь Владимир. - Хамовники! Хамы, что ли, там живут?
      - По преданию, прежде там действительно жили одни хамы, - сказал Долгоруков и, усмехаясь, прибавил: — Да, впрочем, и сегодня их там немало...

    На самом деле, Хамовники берут свое название от особого белого "хамовного" полотна.

    << Previous Day 2003/11/19
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org