Собственно говоря, разумному человеке понятно, что РФ - это инкубатор для будущих национальных государства, где русских только терпят (пока).
Русские жители "суверенной" Якутии уже 15 лет живут под игом местного национализма
...- Якуты и русские жили здесь душа в душу до начала 90-х годов, - рассказывает местный предприниматель и неформальный лидер русской общины Сергей Юрков. - По количеству смешанных браков этот регион был на одном из первых мест в СССР. Все изменилось с избранием на пост президента Михаила Николаева (Первое, чем даже на расстоянии удивляет Якутия, - это имена ее жителей. Если слышишь на редкость русское ФИО - это первый признак, что имеешь дело с якутом.) - человека с ветеринарным образованием. Он теперь работает представителем республики в Совете федерации. Именно Николаев, по мнению большинства местных русских, предоставил якутам моральное право сначала на высокомерие, а потом - на национализм.- Каким образом?
- Поначалу риторикой, а затем и преференциями для представителей титульной национальности. Мы очень хорошо помним его заявления о том, что якуты должны иметь приоритет в медицинском обслуживании. Что именно якутский народ имеет навыки к управлению. Фраза "Вы нам подходите, но... нам нужно воспитывать национальные кадры" стала восприниматься как норма. А на бытовом уровне приходилось слышать и такое: "Да, теперь вы будете полы мыть, а мы - с портфелями ходить". Мы не забыли, как после заявления Николаева о том, что для процветания якутскому народу одних алмазов хватит за глаза, в республике одно за другим закрылись доходные градообразующие предприятия. В первую очередь это ударило по русским, занятым в горной промышленности. Результат этой политики налицо: с 1989 по 2002 год русское население в Якутии сократилось с 550 до 390 тысяч, то есть на треть.
"Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"
... Пока город Якутск похож не на столицу мегапроектов, а на площадку для съемок триллеров. Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте, выглядят так, как будто их долго бил ногами какой-то гигантский Валуев. Дороги даже не фронтовые, а вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху. Экономические последствия 90-х годов обильно приправлены политическими. По центральному проспекту идешь, как вдоль захоронений кремлевской стены: через каждые 5 метров - мемориальные доски. Здесь жил такой-то якутский поэт, а здесь - такой-то якутский певец, рядом - якутский общественный деятель, глава такого-то управления, такого-то отдела, руководитель такого-то ЖЭКа, начальник транспортного цеха такого-то предприятия... А вот... Театр имени Пушкина.- Раньше он назывался "Русский театр имени Пушкина", - говорит участница творческого объединения "Северина" Зоя Щербакова. - Но после очередного ремонта фасада слово "русский" из названия исчезло. Зато в 200 метрах отсюда стоит новенькое здание, на котором огромными буквами написано: "Театр Саха".
Якутск еще 20 лет назад был по преимуществу русским городом. Сегодня якутов на улицах - процентов 70. В темное время суток выходить из дома опасно. Город оказывается во власти хулиганских группировок, состоящих из отчисленных студентов. Они не собираются возвращаться в свои улусы, живут случайными заработками, а по ночам сбиваются в стаи, напиваются и в этом состоянии способны на все: как и у большинства северных народов, у якутов организм очень плохо справляется с алкоголем.
В Якутском государственном университете (ЯГУ) я провел около 3 часов и за это время не увидел ни одного русского студента. Зато встретил одного русского преподавателя - Ларису Писареву, доцента кафедры экономика труда и социальных отношений. Мои впечатления она объяснила так:
- У русских есть стереотип, что учиться надо в Москве.
- А почему же тогда их достаточно много в местных платных вузах?
Доцент говорит еще что-то и почему-то отводит глаза в сторону.
Министр культуры и духовного развития Андрей Савич Борисов, в чью компетенцию входит и ЯГУ, оказался более откровенным:
- Разумеется, есть фактор личных отношений. В республике живет чуть меньше миллиона человек, все друг друга знают и преподаватель-якут так или иначе оказывается пристрастным. Это приводит к тому, что подавляющее большинство студентов тоже оказываются якутами.
- А переломить эту ситуацию - никак?
Андрей Савич немного помолчал и ответил совсем честно:
- Но ведь это национальная республика. Значит, представители титульной национальности должны иметь некоторый приоритет. Разве не так?
...Иеродьякон Ефрем, заведующий канцелярией местного епархиального управления, должен был сегодня присутствовать на презентации книги об истории якутского шаманизма. В канцелярию пришло приглашение из администрации, но представители православного духовенства решили на мероприятие не идти. Тем не менее со мной отец Ефрем ведет разговор предельно осторожно:
- В наших церквях и русские, и якуты вместе молятся и даже служат. Я более того скажу - если русский принимает крещение, это еще не значит, что он будет регулярно ходить в церковь. У якутов же более цельная натура. За крещением, как правило, следует полное воцерковление. Апостол Павел сказал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. То же самое он мог бы сказать и про якутов с русскими.
- Но это во Христе. А в Якутии многие русские жалуются на притеснения со стороны "титульной национальности". Обоснованны ли, на ваш взгляд, их претензии?
Отец Ефрем глубоко вздохнул:
- Церковь не должна разделять. Церковь должна объединять.
- Понятно.
... С отдельными людьми я встретился в тот же вечер. 15 отдельных местных русских жаловались на то, что получить бесплатное образование их детям здесь невозможно. Что даже во многих школах преподавание ведется на языке саха. Что знание титульного языка часто требуют при поступлении на работу. Что на съезд отцов республики пригласили всего 8 русских делегатов. Что только в последнее время в городе появились ночные клубы, где русским реально пройти фейс-контроль. Что при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку". Что часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".