Сразу же ответ: мы не знаем. Хрущев говорил, 20 миллионов, Сталин вообще не называл цифру. Сейчас цифра ближе к 28 миллионам – то ли 26, то ли 30.
Как получились такие громадные жертвы? Напомню, что немцев, сражавшихся на всех фронтах вместе с мирным населением, погибло от 7 до 9 миллионов человек. Возьмем город Ленинград, в котором погибла не то 641 тысяча (это официальная цифра), не то 1 миллион. Заметим, что речь идет о городе, о стране, где каждый колосок был переписан, за колоски давали срок. Но точное количество умерших от голода в городе непонятно. И это показатель отношения к людям.
Что случилось в Ленинграде? Ну, во всех учебниках написано, что его осаждал Гитлер, хотел взять и стереть с лица земли, что продовольствие в город нельзя было подвезти, но тем не менее город выстоял и его не взяли. А если бы взяли, то стерли с лица земли.
Проблема в том, что когда немцы в сентябре подошли к городу, то он был не блокирован – оставалось у него 60 км берега свободного от противника Ладожского озера. На другом берегу озера были советские войска. На Ладожском озере было Северо-Западное речное пароходство, 420 тысяч тонн водоизмещение, Ладожская военная флотилия, ТрестЛенРыба.
Марк Солонин в своей статье «Две блокады» напоминает, что когда в 1948 году была блокада Берлина (население 2 миллиона человек), то американцы доставляли по воздуху сначала тысячу, а потом 13 тысяч тонн грузов в день. В город Ленинград с населением 2,5 миллиона не надо было доставлять грузы по воздуху, чтобы в нем никто не умер с голоду. Если посчитать по норме 800 грамм в день на 2,5 миллиона, достаточно было завозить 1,5 тысячи тонн в день. Это треть процента от тоннажа одного только Северо-Западного пароходства.
Вопрос: каким образом флот водоизмещением 420 тысяч тонн не мог перевезти полторы тысячи? Более того, Солонин приводит документы, из которых следует, что, например, баржа пришла 17-го, разгружена была 21-го октября.
Ладога в тот год замерзла рано – в декабре уже можно было возить грузы. Вот цитата из начальника Дороги жизни Нефедова: «10 декабря 1941 года бензин – острая проблема, 11 декабря – сплошной подвох с бензином, 22 декабря – лимитируют горючее. В один вечер 15 декабря 1941 года на трассе Ленинград-Ладожское озеро стояли из-за отсутствия горючего 120 машин».
Обратите внимание, начальник Дороги жизни не пишет, что машины бомбят, дороги нет, люди умирают, потому что нет бензина. Почему? Ответ заключается в том, что Ленинград не снабжался потому, что советская власть не считала нужным его снабжать. Потому что, видимо, Сталин в этот момент предполагал, что это гигантская ловушка, город всё равно падет – пусть гитлеровцы кормят его без грамма хлеба.
Ленинград был суперзащищенным городом еще, собственно, с царских времен. Залив был нашпигован минами. К 13 сентябрю только броневых железобетонных точек было установлено в городе 400, пулеметов – 650 огневых точек, 25 тысяч надолбов.
Город стал бы для гитлеровцев ловушкой: это был бы даже не Сталинград, даже не бои за каждый дом. ..http://www.echo.msk.ru/programs/code/1545012-echo/