57; применим к нему самому |
[Jun. 1st, 2003|01:15 pm] |
Учебный год, между прочим, кончился. Зачеты проставлены, характеристики написаны, все хорошо. Больше я в школу не пойду, и это хорошо, хотя мне было очень полезно. Боюсь только, полезнее, чем школьникам. Сегодня можно бы было спать, но привычки нет.
Время "вообще" и время "прямо сейчас" на вид ужасно разные, что лишает решимости. Но лишает-то "прямо сейчас". Прошу мне больше картинок не показывать.
В четверг ездили на день рождения класса, но не нашего, а нового восьмого "в". Это теперь вот как выглядит. Едут двадцать минут на электричке от Москвы (там же другие группы школьников-туристов), идут другие двадцать минут от станции по асфальтированному шоссе, выходят на большие полянки, достают завтраки и мяч, начинают пикник.
Оказывается, это уже многолетняя традиция. Несколько альтшулеровских выпускников этого года говорили: "Это наше место, у нас день рожденья класса тоже был здесь".
В числе старших был выпускник 92 года, пресолидного уже вида, в очках. Кажется, гарвардский аспирант, сменивший притом математику на экономику (такая наука). "У меня в тезисе, -- он сказал, -- нет ничего, кроме теорем и доказательств." Еще сказал, что, когда ездил в Томск по службе, спрашивали о профессии. Он отвечал: "Экономист." Его спрашивали: "Скажите, что ждет Россию?" Теперь он рекомендуется аспирантом технологического института (так что, наверное, все-таки MIT), специализирующимся по вопросам прикладной математики. Вспоминал, как Альтшулер на годах, привезши школьников на Черную речку, бегал по утрам вокруг "памятника покойному Пушкину и покойному Дантесу". А у нас на Арбате тот же Пушкин стоит с Натальей Николаевной, он небольшой, она покрупней, и все живы.
Выпускник мне понравился. Толстый, спокойный человек. Я ему сказала на всякий случай, что он продает Россию. Реакция не вышла за пределы вежливой настороженности.
Маленькие же выпускники, текущего года, были вполне чудесные. Хорошенькая девочка с веснушками -- геолог (молодец какая! конъюнктурой не уволокло на мехмат) и все остальные.
На мехмат бывают два предварительных экзамена. Причем кое-что вернулось из прежних времен: немного заваливают матшкольников, хоть и не по национальному признаку. А просто оно прогнило слегка, как в наше время было на филфаке: взяток пока не берут, но преподаватели крепко подрабатывают репетиторством, и проводят "своих". Но, в общем, и хорошо, что заваливают: без этого все наши болваны и шли бы бездумно на мехмат, чтобы ничего там не делать.
Дети на площадках знакомились посредством футбола, волейбола и пряток. В стороне ходила девочка, где-нибудь пятиклассница, сестра одного из новых школьников, и сидел один восьмиклассник. Он прятался в ветровку от порывов дождика и читал книгу. Алеша прибежал ко мне разгоряченный: "Сколько времени?! У! У! Вот хорошо, еще целых два часа," -- и убежал. Но потом он расстроился, потому что игры кончились.
Девочку пятиклассницу сначала стукнуло мячом, а потом она с разбегу упала в рытвину, получила удар в солнечное сплетение и стала задыхаться. Сначала мы испугались, но почти сразу увидели, что все будет в порядке (и было). Ее мама, роскошная полногрудая с очень большим припухшим ртом, рассказывала про московские театры. Это были интеллектуальные разговоры. А от костра все время шел дым.
Там было четыре мамы, две-три из них меня очень хвалили. Я принесла сухого хворосту и ломала его, и они говорили немного странно, но лестно: "Вот какая молодец! Хранительница очага! И ведь никто не заставлял ее, она сама встала, пошла!" Я была страшно польщена и старалась изо всех сил. Потом оказалось, что они приняли меня за старшеклассницу; узнав правду, сразу перестали хвалить. Я тогда бросила ломать хворост и устроилась на бревне, изображая радикулит.
На обратном пути мы шли замыкающими и пытались не обогнать школьника, который посылал домой подробное электронное сообщение посредством кнопок. Сперва ему говорили, идите, дескать, вперед, но потом убедились, что он это записывает. Альтшулер рассказал про Принцип Арнольда: "Знаешь про Принцип Арнольда? Законы Ньютона открыты не Ньютоном, теорему Пифагора знали в Египте -- принцип в том, что если некое открытие названо именем великого человека, оно на самом деле принадлежит не ему. А теперь утверждается, что Принцип Арнольда применим к нему самому."
Альтшулер задавал детям каверзные вопросы: "Приходит глухой в магазин. Ему нужно купить молоток. Как он покажет? Правильно! А вот приходит... допустим, слепой в магазин. Ему нужны, допустим, ножницы... да, ножницы. Как он покажет?" Симка показывала ножницы двумя пальцами. Один школьник знал, как определяются "пи" и "е". |
|
|