| что есть и что должно быть |
[Jan. 3rd, 2005|05:30 pm] |
Миростроительство производится двумя способами: исходят из того, что есть, или из того, что должно быть.
Социал-дарвинизм, например, исходит вроде бы из того, что есть. А коммунизм - из того, что должно быть.
Когда есть то, что и должно быть - это жизнь для консерваторов; слова "есть только то, что должно быть" значат совсем другое, и их говорят ницшеанцы.
Запрет на все идеологии, на мотив Галича "бойтесь только того, кто скажет: "Я знаю, как надо!"" - случившийся у нас в перестройку, вроде бы предполагал исходить из того, что есть, и рассчитывать на самоорганизацию. Половина людей при этом исходила из того, что в сфере инстинктов, там, где нет слов, хорошее побеждает, а другая половина - из того, что побеждает - хорошее (мораль опосредованна и является пересказанным в поведенческих кодах опытом выживания). Третья половина исходила из того, что ей показывают в телевизоре две первые.
А то, что нравственные инстинкты включены в самоорганизацию как раз в форме идеологий - это понимание пришло с импортом пиар-технологий, которые, между прочим, являют собой средство борьбы с нравственным инстинктом как раз.
Когда мы школьниками походничали, девочек учили бояться призывников. Если призывники ехали в соседнем вагоне, девочкам не разрешалось этот вагон посещать ни по какой надобности. Особенно если морской призыв: "этим терять нечего". Позже мне привелось ехать двое или трое суток в вагоне морского призыва, ребятам до Мурманска, а мне раньше. Когда я вошла в вагон, меня встретил поощрительный свист и бурные овации. Я сказала: "Вот вы шумите, а у меня билет только до следующей станции. Придет проводник и меня высадит." Я исходила из того, что мне нужно доехать, кажется, до ст. Пояконда и что все люди братья. Мне было 17 лет, я страдала каким-то возрастным расстройством - то ли несчастная любовь, то ли дисбактериоз кишечника, сейчас уж не помню - и совершенно не отличала того, что есть, от того, что должно быть. И прекрасно, между прочим, доехала до места назначения. Познакомиться со мной пытались только лейтенант и сержант, призывники меня от них прятали, угощали домашними гостинцами и сигаретами ("выкинь ты свои горлодеры" - это про Лигерос). Ревизоры прошли мимо, потому что я лежала на третьей полке под одеялом и изображала пустой спальный мешок. Кажется, я это уже рассказывала.
Меня особенно потрясла щедрость на сигареты: я уже проводила в армию несколько одноклассников, и знала, как скоро табак кончается там.
Тем временем у Насти xxxx1@lj родилась чудесная дочь, говорят. |
|
|