| Большие шары и другие технологии |
[Jul. 2nd, 2012|05:25 pm] |
Была сегодня в первый раз в финансируемой части Курчатовского Института, в красно-сером НБИКС-центре.
История названия центра вкратце такова. Сначала это был центр нано-био-когни-технологий, то есть, НБИК-центр, и в нем должна была осуществляться конвергенция всех названных технологий. Потом когнитивные технологии среди Ковальчука М. впали в немилость, и он заменил их конвергентными. Это была счастливая находка: НБИК-центр остался НБИК-центром. Ну а когда Ковальчук М. задумался о социо-гуманитарных технологиях, букву "С", конечно, пришлось подмонтировать. Почему "Г" осталась за бортом -- загадка. Но пока что это НБИКС-центр.
Впечатляет, кстати. Парадные аудитории, во всяком случае, вполне годные, и коридоры широкие, планировка странноватая, полуящикового, полузападного образца. Может, и лаборатории рабочие есть, в смысле, в это можно поверить.
Перед 348 зданием НБИКС-центра стоят Большие Шары. "Вход со стороны больших металлических шаров," -- пишут в ориентировках. Я пока не знаю, что это -- важная экспериментальная установка или скульптура Церетели. На вопрос, зачем это, один из местных развел руками и процитировал: "Ну, во-первых, это красиво..."
А я была на лекции для молодежи стран СНГ: там сейчас какая-то син-нано-конференция, и я пришла послушать акустического человека О. В. Руденко. (У меня на руках его обзор 2010 г. "К 40-летию уравнения Хохлова-Заболоцкой". Он кончается нижеследующим абзацем. "Раньше говорили "уравнение нелинейной акустики ограниченных пучков". Сегодня говорят "ХЗ". Так, во всяком случае, короче.") Он, в частности, указал, что хирург, который нащупывает "уплотнение" и квалифицирует его как опухоль ("Представьте себе, что вы трогаете пальцем мягкую ткань, -- говорил докладчик, -- допустим, что это молочная железа." Юноши на стульях дергались и подпрыгивали.) -- "уплотнения", строго говоря, не нащупывает. Плотность опухоли совпадает с плотностью самой ткани. А нащупывает он, как вы уже догадались, ( Read more... ) -- то же, что помогает отличить наощупь медузу, которая свободно плавает в воде, от самой воды.
Еще напомнил об опытах Бурова лечения меланом посредством ультразвуковой абляции. В 50-е годы он ставил опыты на добровольцах, и больше половины (7 из 12) больных на терминальной стадии излечились. Это значит, что при уничтожении ультразвуком какой-то из внешних метастаз возник иммунный ответ, и организм сам уничтожил все остальные.
(То же сейчас наблюдают при лазерной термической терапии. Если же просто разрушать метастазы нагреванием, такого не происходит. Руденко сказал об ультразвуковой терапии, что это могло быть связано с тем, что клетка не "варится", а разрывается из-за перепадов давления, и много чего из нее вываливается; по причинам, от меня ускользнувшим, акустики подозревают в первую очередь теломеразу. Именно на нее, как они думают, настраиваются агенты иммунитета.
Почему при ILTT это происходит -- она же тоже термотерапия, значит, вроде бы, "клетка варится" -- непонятно. Может, и в самом деле оптоакустический эффект: лазерный нагрев создает волны плотности; спросила об этом -- ответ неопределенный, ничего не известно.) |
|
|