|
[Mar. 5th, 2020|10:51 pm] |
Ну да. Насчет "Петр Великий не злодей" и "Наполеон не злодей". Все они злодеи. Еще они сексисты и расисты. (По нынешним меркам расист и Петр Великий: зачем звал арапов арапами?)
Вот как устроена народная сказка более или менее любого небольшого народа? Двух братьев родители иногда кормили. Потом родителей кто-то убил, они домой не пришли. Братья их ждали-ждали, и решили стать героями: есть-то нечего. Ну, идут, навстречу им ребенок. Они его убили. Заходят в дом, поговорили со старушкой, убили ее (плохо дорогу объяснила). Потом встретили чудовище, победили его. Это был, может, как раз старик. Так становились героями.
Потом концепт получил развитие: детей и стариков герою стало убивать, скорее, не обязательно. Тем не менее, если героя того, уже нового извода назвать убийцей и насильником, он подумает, что вы его хвалите. Наверное, он все равно вас убьет и изнасилует, но не за это. Просто на всякий случай.
В его время его называли героем, и герои были востребованны. Потому что от героя, который терроризирует поселение, мог спасти только другой герой, который просто мимо проходит и вреда от него меньше. (Первый герой после того, как его победили и по-геройски жестоко уничтожили, становился чудовищем.)
А сейчас его назвали бы маньяком, потому что мир изменился. Маньяк, он в душе герой. Он получает известного рода удовольствие от убийства, поэтому убивает охотно и много, и довольно часто выполняет при этом какую-нибудь миссию очищения человечества от скверны чудовищ, как Джек-потрошитель. Но он больше не востребован в качестве героя (только в кино).
И вот Сталин, он вместе со своим культом был таким же анахронизмом. В то время, когда научились обходиться без ужасов из сказки, и они стали не нужны, в частности, потому, что проиграли в эффективности. Он привнес мерзость, которая была избыточной. Сталинисты, которые как бы не могут это отрицать, потому что недостаточно тупые, но оправдывают "а зато построили метро и атомную бомбу" -- на самом деле ближе всех к истине. То, в чем они себя пытаются убедить, единственное, что реально держит эту картину мира. Не "зато построили метро", а "зато не сделали вовремя генетику", а зато построили номенклатуру и всю машину отрицательного отбора, которая единственная работает на совесть все это время, перестройка не перестройка, развал не развал Союза -- до сих пор.
Был ли Черчилль хорошим человеком? Да конечно, все это уже не люди. Но он не мог себе позволить начхать на мнение джентльменов, которым пфуй пытки в подвалах, по крайней мере, в сухопутной доступности. Это первое, а второе -- джентльменам они действительно "пфуй". (Каково бы ни было, собственно, историческое происхождение этой категории лиц.) А неджентльменам оно "а зато". |
|
|