| |
[Jun. 16th, 2022|10:20 am] |
На бегу -- пишут мне и пишут про жестокозлобных украинских журналисток и про то, как трудно проживать чувство вины. Я не уверена, что это мое дело, но раз уж спрашиваете (адресовано исключительно тем, кто спрашивает):
(1) чувство вины при любых обстоятельствах дело личное -- вы же сами недовольны, когда вам навязывают коллективную ответственность. Если оно есть, оно да, разрушительно, я бы в первую очередь думала, как его снять. Можно с психотерапевтом, можно стараться поправить, если вы знаете, что можно поправить, можно с товарищами по невольному причинению кому-то обиды (если была обида) поговорить и друг другу пожаловаться, кто стерпит. Чего не надо, по-моему, это демонстрировать _ваши личные_ психологические язвы тому, перед кем вы считаете себя виноватым, и не надо делать на этом репутационный капитал. Ну, хоть на его глазах не надо. Мне кажется, это общее правило, да вы можете просто этого чувства вины не иметь -- пользы больше будет, а вреда меньше.
(2) "мы тоже жертвы" -- ребята, я в курсе, проснуться одним прекрасным утром гражданином страны, которая прицельно бомбит госпиталя, притом так, что не узнать об этом у вас уже не получается, никак не добавляет психического здоровья, даже если вы на свободе и вам не названивают менты перед каждым праздником. Люди иной раз собственную печень сожрать готовы, а о тех, кто все это время на связи с братом из Харькова и с сестрой из Мариуполя я и не говорю -- каждый, наверное, видел таких, правда, это беспомощность здесь и сию секунду их доканывает, а никакое не чувство вины, оно, наверное, как-то не успевает развернуться. Но просто бывают жертвы, а бывают тоже жертвы, и если вы тоже, то лучше, по-моему, на этом не фокусироваться.
(3) конкретно что делать несчастным русским писателям за границей -- у несчастных русских писателей за границей есть хорошая опция, при встрече с писателем из Украины спросить, кому нужна помощь деньгами / вещами и как удобнее организовать (в смысле, если есть пожелания), это, кажется, простое бытовое внутрицеховое дело. Если разозлятся, почему только писателям -- вот вам помощь, делегируйте кому хотите, очевидно, что русские не встроены в сети, а украинцы встроены. Еще раз: это не мое дело, я в литературном процессе никто и все еще по факту могу делиться только чужими деньгами -- всегда, когда я это делаю, на самом деле помощь идет от кого-то другого -- разумеется, не смею к вам в карман заглядывать. Вы спрашивали моего мнения, это мое. |
|
|