на "Свободе" о дне 12 июня |
[Jun. 12th, 2009|07:00 pm] |
Владимир Лысенко и Владимир Прибыловский в гостях у Владимира Бабурина обсуждают, что празднует Россия 12 июня 11.06.2009 20:00
Владимир Бабурин Владимир Бабурин: Открываем календарь праздников, читаем: «День России – 12 июня, или же День независимости России, как именовался он до 2002 года, – это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.
В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придает 12 июня государственное значение – День принятия Декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами ранее на первом Съезде народных депутатов РСФСР в условиях, когда бывшие республики Советского Союза одна за другой становились независимыми. Позже для простоты его стали называть просто Днем независимости (на американский манер).
В любом случае, этот день толковался в народе по-разному.[...]
Сегодня в нашей студии – профессор Владимир Лысенко, один из тех людей, при чьем непосредственном участии 19 лет назад состоялось принятие Декларации о государственном суверенитете России. Владимир Лысенко был депутатом первого Съезда народных депутатов РСФСР. А также политолог и историк Владимир Прибыловский, президент Исследовательского центра «Панорама» и главный редактор сайта «Антикомпромат.Ру».
Господин профессор, первый вопрос к вам, как к непосредственному участнику. Что это было?
Владимир Лысенко: Я думаю, что это была, действительно, определенная революция, которая полностью сменила политический режим, которая постепенно учредила демократические институты и свободу слова, печати и всех остальных необходимых институтов, которые требуются для демократического развития России. И в то же время, я думаю, дата 12 июня до сих пор для большинства наших граждан, в общем-то, не совсем понятна, и люди не могут понять, кто там воевал, за кого, с кем воевали. Поэтому совсем недавно целый ряд политиков все-таки предложили к Дню Победы вернуться и сделать это главным праздником нашей страны.
Владимир Бабурин: Этой темы мы коснемся чуть позже. Главное, что повод есть.
Владимир Прибыловский, историк и политолог, на ваш взгляд, что это было 19 лет назад?
Владимир Прибыловский: То, что Володя сказал о революции, ну, если иметь в виду весь этот период, скорее, с весны 1989-го по август 1991-го, то это, конечно, была революция, в общем-то, великая революция по целому ряду параметров. А день 12 июня... Дело в том, что я и тогда не был большим поклонником идеи суверенизации России, хотя я понимал, что Советский Союз обречен, в этот момент уже понимал, что он развалится, но мне казалось, что мы, демократы, не должны бежать впереди паровоза. Я тогда не был депутатом, а если бы и был, не очень понятно, как бы голосовал.
Владимир Бабурин: И потом тоже не были депутатом.
Владимир Прибыловский: Да. Но, вообще-то, за эту декларацию проголосовали не только демократы, а за нее проголосовали и коммунисты...
Владимир Бабурин: Ну да, если бы не коммунисты, то и не приняли бы никогда.
Владимир Прибыловский: Можно посмотреть, какое там было большинство. Другое дело, было несколько голосований, потому что уточнялись формулировки. И вообще суверенитет в рамках СССР – там это оговаривалось. Собственно, эта строчка была условием того, что все поддержат. Ну, как праздник это, конечно, не состоялось. Забываем, не помним... Когда говорят, что эта декларация сделала Россию независимой, ну а от кого? От союзной оккупации? От Крыма, который остался с Украиной? Ну и так далее. В общем, как праздник я тоже его особенно не воспринимаю. Ну, выходной.
( Read more... ) Владимир Прибыловский: И вот мы все-таки на развилке, и выбрали не европейский путь. Хотя часть Латинской Америки пошла в Европу. А мы пошли в Африку. Хотя, конечно, с моей точки зрения, разумеется, это лучше, чем то, что было до 1989 года. Коммунистическая диктатура была обречена, она к концу 1980-ых годов представляла уже совершенно загнивший артефакт.
А вот что касается дат, я думаю, что в этот период революции были и другие даты, мне кажется, более важные и более достойные в признании их праздниками. Например, 21 августа 1991 года, а может быть, день первого Съезда народных депутатов СССР, его открытие. Несмотря на то, что там не было демократического большинства, но начало этого съезда и первый митинг на Ленинских горах, приуроченный к началу съезда, - это вот то, что, по крайней мере, демократы могут праздновать как праздник, и тот, и другой день. А 12 июня, в общем-то, даже не все демократы и либералы согласны...
( Read more... ) Владимир Прибыловский: Тут я как раз скажу нечто противоположное тому, что я говорил только что о том, что союзная номенклатура была более реакционной или выглядела такой. Но благодаря Горбачеву, на самом деле, достаточно много на союзном уровне было сделано полезного. И признаюсь, я тогда был несправедлив к Михаилу Сергеевичу, относился к нему с очень большим подозрением, недооценивал его. Сейчас я считаю, что я был по отношению к нему неправ. И собственно, свобода у нас началась не при Ельцине, а при Горбачеве, то есть в 1989 году. И то, что этот закон, про который мы все забыли, и я забыл, не помнил, что он союзным был, это показывает, что не все однозначно было в те времена. [...]
Полностью: http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1752716.html |
|
|