рейтинг "Репортеров без границ" |
[May. 4th, 2010|05:10 pm] |
[...] Рамзан Кадыров оказался среди врагов СМИ впервые. «Независимые журналисты и борцы за права человека подвергаются значительной опасности, особенно на Северном Кавказе», — говорится в разделе, посвященном России. Владимир Путин – завсегдатай списка. «Путин продолжает оказывать свое влияние, ощущаемое в Кремле. Сильное лидерство во всех областях общества является его главным принципом… «Контроль» — ключевое слово для этого бывшего офицера КГБ: контроль над государством, контроль над экономическими и политическими силами, контроль над геополитическими стратегическими интересами и контроль над СМИ», — считают авторы доклада.
Среди руководителей стран на постсоветском пространстве в список попали президент Азербайджана Ильхам Алиев, глава Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Узбекистана Ислам Каримов и туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов.
Что означает этот рейтинг, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.
«СП»: – Владимир Валерианович, вас не удивляет соседство Путина и Кадырова?
– Путин не вылезает из списка «Репортеров без границ» (РБГ) с 2001 года, а Кадыров – новичок. Здесь интересно другое. Согласно неписанным правилам, в «черный» список РБГ включают только больших начальников, по большей части президентов и премьеров независимых государств. В этом смысле включение Кадырова по факту оправдано: он независимее многих руководителей независимых государства, и делает, что хочет.
«СП»: – Есть ли вообще смысл в таком рейтинге?
– Конечно, есть. Можно, конечно, говорить о некоторой субъективности этих списков. В них иногда бывают неточности, когда несравнимые вещи оказываются в одной графе. Например, когда Россию ставят на одну доску с Северной Кореей. Тем не менее, сравнивая разные рейтинги такого рода, можно понять, что думает мировое сообщество о ситуации со свободой слова. В конце концов, такие люди, как Путин, считаются только с мнением международного сообщества. С тем, что [говорят в самой России], ни Путин, ни Кадыров совершенно не считаются.
«СП»: – Путин находится в списке почти 10 лет, и, по-видимому, ничуть от этого не страдает. Бывали случаи, когда персона, помещенная в список, демонстрировала какую-то обратную реакцию?
– Честно говоря, не припомню. Но я думаю, что если бы таких списков не было, власть бы себе позволяла гораздо больше. Условно говоря, была бы убита не одна Политковская, а десять, и сидел бы сейчас не один Ирек Муртазин за "разжигание социальной вражды к социальной группе региональная власть", а десять.
Во всяком случае, когда свободу душат в подворотнях, и никто об этом не знает, таких подворотен становится больше. Это совершенно точно. Такие рейтинги как-то подсвечивают эти подворотни. Думаю, благодаря гласности, пусть несовершенной, предотвращаются еще какие-то трагические эпизоды.
«СП»: – В списке, кроме Путина, внесены руководители стран – бывших советских республик: Алиев, Лукашенко, Назарбаев, Каримов, Бердымухаммедов. Они тоже постонные участники списка. То есть – с точки зрения Запада – все постсоветское пространство – сплошная несвободная зона?
– Надо признать, на Украине со свободой слова положение получше. С убийствами там дело обстоит почти так же, как в России, но украинские СМИ чувствовали себя посвободнее России еще при Кучме. «Репортеры без границ», возможно, не видят разницы между Назарбаевым и Каримовым. Они не понимают, что Каримова впору ставить на уровень Ким Ир Сена, а Назарбаев – человек уровня Лукашенко и Путина.
«СП»: – А Грузия, с точки зрения РБГ – свободная страна?
– При Шеварднадзе к Грузии предъявлялись значительные претензии, в частности, по поводу преследования свободы слова. С моей точки зрения, в Грузии есть серьезные проблемы с демократией и гражданскими и политическими правами населения. Но со свободой слова там лучше, чем в России. Считать Саакашвили врагом свободы слова, наверное, не стоит.
«СП»: – В каких странах свободы слова больше?
– Во всех странах Евросоюза, хотя я бы отдал предпочтение Скандинавии. [Хотя в некоторых европейских странах] у них там тоже без нарушений не обходится. Например, когда некоторые высказывания там считают, условно говоря, не словом, а делом. В основном, речь идет о случаях ревизионизма, скажем, отрицания Холокоста. Ну и, конечно, Соединенные Штаты свободнее большинства стран Западной Европы.
http://svpressa.ru/politic/article/24789/ |
|
|