интервью Широпаева Дому Давида |
[Dec. 7th, 2010|03:30 pm] |
1. Здравствуйте Алексей! По нашей традиции, мы говорим Вам - Шалом! и благодарим Вас за согласие дать интервью сайту нашего Движения. Поверьте, для нас это большая честь. Наш первый вопрос будет вполне традиционным. Ваша биография весьма обширна. В прошлом - советский художник-реставратор, затем - российский православный национал-патриот, поэт. И вдруг - прогрессист, западник, неоязычник, национал-демократ. Или - не вдруг? Такой поворот в политическом мироощущении подразумевает серьёзную психологическую личностную ломку, на что способны, на наш взгляд, только люди неординарные. Вот каков он - этот Ваш путь постижения истины, учитывая все вышесказанное? Через что Вам пришлось пройти, что пришлось пересмотреть, а что ломать в самосознании, чтобы прийти от "света мира и прогресса", каким представлялся тогда СССР - и до "Тьмы-Родины"?
- Здравствуйте, друзья. Со свой стороны, благодарю за предоставленную мне возможность поучаствовать в русско-израильском диалоге, который явно складывается в последнее время. Вопросы, предложенные мне, весьма качественны, интересны и позволяют высказаться в полном объёме. Итак. Ваш первый вопрос касается моего развития как личности. Действительно, на первый взгляд, это развитие состоит из неких взаимоисключающих этапов. Но это лишь на первый взгляд. Грубо говоря, моё становление с юности определяли две ценности: родина и свобода. Точнее, борьба этих ценностей, поскольку в русском сознании они традиционно конфликты. Я же, с переменным успехом, на протяжении жизни старался их примирить. Ещё на заре перестройки я, помнится, набросал тезисы "Национал-демократического комитета". Однако тогда это оказалось невостребованным, да и сам я не был готов к синтезу такого рода. Вскоре я оказался в право-консервативном, авторитарно-имперском лагере и добросовестно отдал ему годы. Считаю, что не зря, поскольку изнутри узнал российский государственнический консерватизм, «русскую идею», увидел идейную анатомию империи. И понял, к сожалению не быстро, что русскому националисту в этом лагере делать нечего, поскольку главным врагом русских является созданное Москвой государство. Я понял, что моя настоящая родина – это не имперская Россия, а вечевая Русь, «традиция подполья, традиция свободы, гордости и достоинства», говоря словами Валерии Новодворской. С некоторых пор моим историческим и мировоззренческим ориентиром стал республиканский Новгород, а не монархическая Москва. Так что сейчас я просто вернулся к себе, но на совершенно новом уровне. Теперь та же Валерия Новодворская мне гораздо ближе "патриотов", поскольку очевидно, что адекватный русский национализм вовсе не противоположен западничеству и демократии.
Ваши произведения последних лет, особенно стиль их повествования, без преувеличения, если выражаться новым русским языком - "тянут" на русскую классику. Некоторые наши постоянные читатели и члены Движения в разных странах, а среди них есть и профессора, писатели, журналисты, а также и религиозные авторитеты, кому мы рекомендовали читать "Тьма-Родина", высказывали однозначную рецензию - "ШЕДЕВР"! Поэтому, хочется немного остановиться именно на этом вашем произведении. Этот ШЕДЕВР - это "крик души" русского националиста А.Широпаева, или "вздох отчаяния"? Как Вы сами оцениваете это своё ТВОРЕНИЕ, а также ряд Ваших последующих произведений со связанной тематикой?
- Невозможно двигаться вперед без критической самооценки. Попыткой такого рода и является статья «Тьма-родина». В ней я попытался показать степень увечий, нанесённых безнациональной империей русской личности. Не могу сказать, что люблю тексты такого рода. Но они необходимы как терапия, как горькое лекарство. Они производят ментальный отбор в русской среде, выделяя тех, кто свободен от квасных патриотических стереотипов, имперских маний и антизападных фобий, от стадности и страха перед свободой. Требуется кристаллография новой русской личности, основанная на новой историософии, новых цивилизационных ориентирах. Нужна своего рода «десоветизация» русской личности на глубину в несколько столетий! В работе "Русский передел: национал-демократия как проект" (2007) я писал: Настало время культивации русской души. Национал-демократия как раз и призвана стать этаким культиватором. Многое, очень многое в нынешней русской личности подвергнется "прополке"! Когда-нибудь, ясным осенним утром, русский человек выйдет на широкую террасу своего большого загородного дома, чтобы послушать, как шуршит листва на каменных дорожках сада. И, заглянув в себя, обнаружит, что он так же, как эстонцы, не любит Бронзовых солдат — и вообще, больше похож на шведа или норвежца, чем на воспалённых персонажей Фёдора Михайловича, который из актуального диагноза, наконец, превратится в культурный реликт вроде Гомера или Эсхила Я мечтаю о том, что появится, наконец, такое понятие: русский бюргер, подразумевающее свободу от психопатической тяги к "предельному и запредельному", от "безбытности" и "богоносности", означающей, как правило, непролазные сортиры и неадекватность «по жизни». Бюргерство есть не измельчание русской личности, но её трезвение, закалка, оформление. Российское государство всегда боролось с бюргером как с культурным и социальным типом, с бюргерством как состоянием души; оно начало свой исторический путь с уничтожения республики-бюргера - Великого Новгорода. Империи всегда был нужен босяк, а точнее психологическое босячество. Соответственно, для национал-демократии культурная, социальная и, прежде всего, психологическая буржуазность является основополагающей. Вообще, в России - в стране глубоко анти буржуазной - проповедь бюргерства как мировоззрения есть подлинная фронда, абсолютный нонконформизм. По существу, это проповедь революции.
3. Вы и Ваши сподвижники называете себя русскими национал-демократами. С одной стороны, нам это политическое явление хорошо знакомо. С другой стороны, это явление довольно новое в европейской политике, но уже достаточно заявившее о себе. Как пример – убедительный успех нашего хорошего друга - голландца Г.Вильтерса и его "Партии Свободы" на последних парламентских выборах. Наблюдается также подъем популярности других национально-демократических партий и движений в Европе. А что такое национал-демократия по-русски? Чем она похожа или каковы её отличия, если они есть, от классических принципов национал-демократии в мире?
- Да, в марте этого года был учреждён Национал-демократический альянс (НДА), одним из сопредседателей которого, наряду с Ильёй Лазаренко и Михаилом Пожарским, был избран и я. С одной стороны, русская национал-демократия в лице нашей организации имеет целый ряд моментов, сближающих её с аналогичными западно-европейскими политическими течениями. Это, прежде всего, приверженность ценностям свободы, частной собственности, а также понимание опасности экспансии исламизма. Кроме того, как и наши западно-европейские коллеги, мы стоим на позициях принципиальных симпатий к Израилю, о чем я ещё скажу более подробно. Партия Г.Вильтерса, представляющая собой правый политический феномен нового, современного типа, нам, несомненно, близка. Напомню, что после успеха «Партии Свободы» на последних парламентских выборах руководство НДА направило Г.Вильтерсу приветственное письмо. С другой стороны, русская национал-демократия имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что мы не рассматриваем историческое российское государство как русское, как отвечающее интересам русских. Это государство принято считать национальным русским, тогда как в действительности оно всегда преследовало сугубо имперские интересы, базируясь на эксплуатации и дискриминации русского народа, препятствуя его нормальному историческому развитию. Поэтому русская национал-демократия носит антиимперский, антиколониальный, освободительный характер. НДА считает, что нынешняя РФ типологически является продолжением как Российской империи, так и СССР, т.е. крипто-империей. Необходимо переформатирование и переучреждение РФ, которая в итоге должна стать подлинной федерацией, состоящей из равноправных республик – в том числе из русских республик (помнится, ещё ранний Ельцин предлагал создать в составе России семь русских республик: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Южная Россия, Север). Только так русские смогут обрести государственную и политическую субъектность и избавятся от участи донора для Кавказа. Кстати, кто является рьяным патриотом РФ в её нынешнем виде? Президент Чечни Кадыров. Это говорит о многом. ( Read more... ) |
|
|