Путин и его банка с пауками |
[Nov. 22nd, 2013|01:21 am] |
[...] О.ЖУРАВЛЁВА: И снова с вами программа «Особое мнение». Меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях журналист Максим Шевченко. Ваши вопросы присылайте на SMS +7 985 970-45-45. Twitter-аккаунт @vyzvon тоже к вашим услугам.
Илья из Ярославля, наш постоянный слушатель прислал такой вопрос: «Как вам кажется, какой был смысл публично целый год вести кампанию в федеральных СМИ против Сердюкова, а потом втихую назначить его на пост и снова в госструктуру? Где здесь логика и последовательность?» Вот, вы в деле Оборонсервиса всего и Сердюкова в частности видите логику и последовательность действий властей?
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, логика и последовательность такая, что очевидно есть несколько групп российского высшего истеблишмента, между которыми существует определенный консенсус и которые составляют (эти разные группы) совокупность того, что мы называем «российская высшая власть».
Эти группы имеют... Как бы, в ходе всех войн, конфликтов и выстраиваний жестких достаточно оформились границы и контуры этих групп. И очевидно, что самая большая, самая сильная группа связана с именем президента. Это же тоже, на самом деле, политически понятно – мы там наблюдаем.
Есть очевидно... Я сейчас говорю не про лидеров даже, а про то, что символизирует. Там какая-то группа, которая ассоциируется с именем, там не знаю, либерала, Анатолия Борисовича Чубайса, например, или там Дмитрия Анатольевича Медведева. Очевидно, что несколько разные уже команды оформляются.
Возможно, есть еще какие-то группы, но их не так много, 2-3 серьезные большие. Они ассоциируются с какими-то крупными финансовыми структурами. И я так полагаю, что на высшем уровне российского истеблишмента есть четкое понимание как во всех, собственно говоря, подобных структурах власти и, как писал Макиавелли в своем послании в книге «Государь», в книге советов, своих не сдавать. Не сдавать своих, потому что сдача своих – это слабость, которая, может быть, тебе не простится.
Это говорит только об одном – что институты, собственно, политические, гражданские в России не настолько развиты, чтобы элиты, которые, естественно, образуют подобные группы и в России, и в США, поверьте, и в Великобритании могли передоверить значительную часть решения политических вопросов этим самым политическим или гражданским, или каким-то еще государственным институтам. Они им сами (этим институтам) не доверяют. Они полагают, что эти институты могут быть использованы другой группой в этом конфликте.
На самом деле, сейчас это не война. Это скорее такое, как бы, паритетное...
О.ЖУРАВЛЁВА: Поигрывание мускулами?
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, не мускулами, потому что мускулы тут... Нет, не мускулами. Это просто, как бы, некий консенсус, общественный консенсус между ними. Элитный консенсус – я бы так это назвал. И в этом элитном консенсусе...
О.ЖУРАВЛЁВА: Сердюкова в какой-то момент сдали официально.
М.ШЕВЧЕНКО: Нет, его не сдали. Просто его наказали за то, что он делал. А делал он вещи, которые были оскорблением как в личном плане... Я просто ссылаюсь. Прошу простить, что... Я вообще не люблю комментировать личную жизнь других людей. Просто то, о чем писали в открытой прессе, причем не в желтой, вот эти его отношения с дочерью Зубкова, развод, за то, что он завел любовницу при этом при всём. То, что это вот каким-то образом было вот так вот сделано... Я не знаю, что из этого правда, что неправда. Но думаю, что это тоже имело серьезное значение.
Плюс к этому, конечно, на фоне его несдержанного личного поведения сыграло большую роль и то, что он стал некоей скандальной фигурой.
О.ЖУРАВЛЁВА: Которую в какой-то момент выгодно сдать.
М.ШЕВЧЕНКО: Не сдать, а наказать. Его не сдали, его наказали. Его наказали за серьезные ошибки и за серьезные, скажем так, нарушения правил внутриэлитных отношений. Я не вхож в эти круги, естественно, я просто сужу внешне, потому что, на мой взгляд, что элита Милана и Флоренции там XV века, что современные элиты – они хоть и разные... Там у этих Apple, а у тех на боку шпага, понимаете? Но они все живут по одним и тем же законам. Власть – она универсальна.
О.ЖУРАВЛЁВА: Хорошо. В этих самых законах при этом у Сердюкова помимо его личных ошибок, помимо его частной жизни, помимо там еще каких-то вещей, на самом деле, дело Оборонсервиса настоящее, вы считаете? Или его подтянули?
М.ШЕВЧЕНКО: Я не могу так считать, настоящее оно или не настоящее, потому что... Ну, мое глубокое убеждение, что против любого человека, который руководил большими финансовыми потоками в ситуации РФ, в которой не оформлены до конца политические, государственные, гражданские институты... То есть они оформлены процентов на 70, например. Но 30% неоформленности – это очень большой зазор, черная дыра, куда многое ухает, на самом деле. Деньги, отношения и так далее.
В этой ситуации почти все совершали какие-то деяния или вступали в какие-то отношения, которые при желании можно подвести под нарушение закона.
О.ЖУРАВЛЁВА: Ну хорошо, у Навального нашли Кировлес довольно сомнительный, я бы сказала.
М.ШЕВЧЕНКО: У Навального нашли Кировлес, у этого нашли там на какие-то миллиарды. Ну, тоже... И всем кажется, что сомнительно. Васильевой тоже кажется, что всё, что у нее нашли, это сомнительно. И Навальному кажется, что у него сомнительно. А что несомненно? А несомненно то, что законы отношений элитных групп, ведущих борьбу за власть, и законы оборота капитала – они универсальные, это несомненно. То, что капиталисты пожирают друг друга при первой возможности, то, что в борьбе за власть...
О.ЖУРАВЛЁВА: Вы сейчас говорите о Министерстве обороны. Какие капиталисты? Вы о чем?
М.ШЕВЧЕНКО: Когда идет распродажа собственности, то вступают уже в дело капиталисты.
О.ЖУРАВЛЁВА: Так вы только что говорили, что этим всем руководят элитные группы.
М.ШЕВЧЕНКО: Когда идет распродажа собственности, то это не бюрократические отношения, а отношения вполне капиталистические. Когда распродаются большие участки земли, сдаются в субаренду, в лизинг, в подлизинг и в перелизинг.
О.ЖУРАВЛЁВА: Всё это абсолютно понятно. У кого-то в этом есть власть?
М.ШЕВЧЕНКО: Это всегда банка с пауками. Это всегда банка с пауками. Просто отличие США в том, что там есть очень плотная созданная элитная структура. Это система законов, система отношений и структур, которые не элитные структуры (я оговорился), структур государственных, общественных, которые позволяют элитам упаковать свои конфликты в некие формы общественных, как бы, законных отношений. Это возникло только в ходе кровопролитной гражданской войны. А конфликт между элитными группировками в США привел к жесточайшим вообще ситуациям.
Мы находимся, на самом деле, в той же самой ситуации рождения нации. Вот, великий фильм Гриффита «Рождение нации» посвящен гражданской войне. Еще там черно-белый, 15-го года, по-моему.
О.ЖУРАВЛЁВА: А нам сегодня Владимир Владимирович говорит, что если будем переступать красную черту, это всё кончится 1917-м годом. Как бы, намекает нам.
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, нормально. Красную черту переступать – это всегда кончится 1917-м годом. Но просто мы находимся в ситуации рождения нации. И я считаю, что вообще задача рождения нации сформулирована была Путиным только 2 года назад впервые. Не как Ельцин давал «Напишите мне национальную идею» или как там у Пелевина «Сделай так, чтобы под моими бабками было какое-то идеологическое обоснование» в «Generation П». А дана конкретная установка, там, гражданская политическая нация...
О.ЖУРАВЛЁВА: А без этой установки ничего не делалось.
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, так бывает в политике. Политика – это четкое задание цели. Вот, гражданская политическая нация при сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов России – это политическая цель, против которой сразу развернулась политическая война в интернете, в политике и так далее.
О.ЖУРАВЛЁВА: Какая политическая цель сейчас у группировки, которую символизирует Путин?
М.ШЕВЧЕНКО: Группы.
О.ЖУРАВЛЁВА: Да, у группы.
М.ШЕВЧЕНКО: Это не группировки.
О.ЖУРАВЛЁВА: О’кей, о’кей, хорошо. У той части элиты, которую символизирует Путин.
М.ШЕВЧЕНКО: Создание сильного эффективного бюрократического государства с развитыми политическими и гражданскими институтами, чтобы перенести значительную часть нагрузки ответственности с управленческой группы, с управленческой элиты на институты. [...] http://echo.msk.ru/programs/personalno/1201939-echo/#element-text |
|
|