Comments: |
Спасибище за вторую! А про церковь просто не хочу. перебор.
«Главное, мои молодые друзья, вы не отвлекайтесь на чтение Дугина и Кургиняна — Дугин и Кургинян вам в жизни ни разу не помогут. А учите лучше четыре языка, как детки в Тенишевской гимназии. И дизайн! Дизайн! Как можно больше альбомов по дизайну».
Хороший совет.)))
Про церковь я пожалуй даже перепощу полностью. Как меня за**али постсовковые воинствующие атеисты, кто бы знал!
Про московских образованцев, во второй статье. "Хамство" - исключительно было "москвизмом", кроме городишка Москва, в России того времени, так не говорили. А статья претендует на всеохватность целых поколений России, и даже СССР, описывая узкую московскую тусовку. Я уж не говорю про Узбекистан, или там, Азербайджан ( поскольку автор рассуждает о СССР ).
Диккенс - это не "опыт страдания", как и Бальзак. Да и Гюго. Гюго - второй, после Дюма, открыватель "романтизма", какой "опыт страдания" в романтизме, только театральный. Бальзак - "человеческая комедия", а вовсе не трагедия. Диккенс безличностен, и всякий найдет в Диккенсе все, что пожелает, но именно поэтому и он не "опыт страдания", это было бы для Диккенса слишком узкой специализацией, а Диккенс, напротив, многомерен. У Диккенса, "как у дядюшки Якова - товара всякого".
Про Парсонса. Переводила и печатала "Иностранная литература".
Про Китай. Были и есть в Китае свои герои. И доблесть проявляли в Китае не раз.
В Москве можно было купить любую книгу при СССР, и московские мифы - это часть известной московской мифологии о загадочной и неизвестной стране Россия. Можно сравнить с известным мифом, что якобы в Москве "самые высокие цены" в России ( на самом деле в Москве самые низкие цены во всей России), так и тут. Это московский мифологический фольклор, отчасти сродни сказочному, довольно типичный.
Также типично неоправданное распространение представлений о московской тусовке образованцев на "поколение СССР", или даже только России. Поэтому автору близок Каневский - он тоже из московской тусовки.
Про распад СССР.
Группы протеста в СССР были : 1. Национальные, состояшие из отказников немцев, евреев, армян, и русских. 2. Национальные, но требовавшие свободы передвижения внутри СССР, вроде крымских татар 3. Политические, вроде ВСХСОН, или партии Демократический Союз, или украинских организаций 4. Идеологические, вроде пойманных читателей запрещенных книг 5. Попавшие в непонятное. Это когда, к примеру, театральный режиссер делает спектакль во славу коммунизма, а кому-то чего-то мерещится из надзорных инстанций. Или как Фальк попал под раздачу Хрущева за "Обнаженную" 6. Религиозные, как православные, так и неправославные.
Развал СССР, очень правильный, осуществили именно диссиденты, своей неустанной и плодотворной работой.
Еще про развал совдепии. С чего началась реальная горбачевская "перестройка" ?. С 1987 года она началась реально, с 1985 года по газетам. Но что было толчком, покатившим камень ?. Почему Бирнамский лес пошел ?. Горбачев позвонил Сахарову в ссылку, он был ему нужен для намечавшейся кампании, а Сахаров сказал Горбачеву о гибели в тюрьме Анатолия Марченко. С этого все и началось. Сахаров бы не сказал Горбачеву, если бы Марченко не погиб в тюрьме, а значит, не было бы освобождений, и много чего бы еще не было. Но Марченко погиб в тюрьме за Свободу, Сахаров предъявил претензии Горбачеву, Горбачев был вынужден принимать свои решения. Вот с этого и начался развал совдепии. Что касается конъюнктурного "Огонька" - для обывателей, для людей, не включенных в политическую борьбу, вероятно, там были какие-то откровения, не читал его, поэтому не знаю.
В общественных событиях решает не большинство, а политически активное меньшинство. Всегда. Поэтому, обыватель мог читать "Огонек", мог его не читать, не апатичное большинство решает. Большинство всегда принимает мнение политически активного меньшинства, поскольку большинство никаких собственных мнений в политике не имеет.
Поэтому значение диссидентов было не в их численности, а в их политической активности. Что было толку от 20 миллионов членов КПСС ?. Они что, за коммунизм агитировали...Нет, конечно. А диссиденты именно проводили свои идеи, от религии до отказников, практически во всех сферах. И диссиденты победили. Все, что рождается как ересь, умирает как догма. Так и произошло в очередной раз, теперь с идеями диссидентов.
перестройка началась с сентября 1986 года, когда меня отпустили к жене и дочери в Мексику (а ведь еще в июне отказали, поскольку: было "нецелесообразно"):)))
токо вернулся я в Москву - через полтора месяца отпустили Сахарова. правда, в промежутке между моей Мексикой и освобождением Сахарова уморили Анатолия Марченко; но крот истории всегда роет зигзагом.
Отказники наносили огромный экономический ущерб СССР. Та же поправка Джексона-Вэника, из-за А. Гинзбурга, принесла совдепии большие финансовые убытки. Один Гинзбург - а ущербу на миллиарды в валюте для советской экономики. Так ведь был не только Гинзбург.
А ведь на эти деньги СССР мог что-нибудь построить в песках Ливии, или в песках Сахары, или дорогу во вьетнамских джунглях, или полигон в Никарагуа, да мало ли стран в Африке.
Послабления начались из-за кампании "горбимании" в США, и в Европе. Они подразумевались как временные, как тактические, как дрова в топку "горбимании" на Западе.
Кроме того, решения о выездах за кордон, как правило, принимала "выездная комиссия", то есть на нижайшем уровне административной власти. ЦК принимал решения по отдельным людям, ну в случае с Солженицыным, с Восленским, с Ростроповичем, с автором "Чонкина". В отношении "общественно значимых". Поэтому отказники иногда и шутили : "Борьба за высылку завершилась высылкой за борьбу".
Ваш личный пример, не знаю, насколько показателен. Скорее всего, это было решение местных властей на уровне, если для Москвы, то райкома. Некто из райкома, из своих личных соображений, и необязательно политических или государственных, изрек : "Пусть едет". Может, он ваш тезка был, или хорошо пообедал в этот день. И независимо от политики Горбачева решения принимал ( впрочем, это уже зависело от степени его осведомленности о веяниях в ЦК ).
тогда уж не отказники, а те кто отказывал.
Алик Гинзбург никогда кстати отказником не был, он НЕ считал себя евреем (то есть не отказывался от кровного происхождения, но все-таки считал себя русским). он мотал третий, кажется, срок за диссидентскую деятельность (посадка была за Солженицынский фонд помощи полизаключенным и их семьям), когда его поменяли на двух наших шпионов Черняева и Энгера.
что касается моего гораздо более простого случая, то я каждые полгода подавал заявление на поездку к семье (жену выслали, ну а 6-месячную дочь забрала с собой) сроком на месяц; на три заявения мне отказали с устной формулировкой "нецелесообразно", а потом позвонили из УВИРа сами и спросили: Вы еще не передумали ехать? - нет. - приходите с документами тогда. - а что так? - а мы теперь всех пускаем. разговор был в конце августа или начале сентября 1986, а в первых числах октября я улетел с визой на 31 день. и действительно, той осенью разрешили ехать практически всем - и если навсегда, и если на время. Ну то есть как раз с евреями-отказниками было немножко выборочно, некоторых зачем-то еще помытарили.
Про отказников.
Американский Конгресс принял закон, поправку сенатора Миллза, что торговля США с СССР будет зависеть от ВСЕХ гражданских прав и свобод, предусмотренных подписанными конвенциями. Свобода слова, печати, выезда, собраний, нормальное правосудие и т.п.
Но тут из Москвы подоспела петиция отказников, что русское население просит тольку одну свободу - право на эмиграцию. И американский Конгресс пересмотрел поправку сенатора Миллза на поправку Джексона- Вэника. Конгрессмены сказали, раз сами русские требуют только одного права - права на эмиграцию в Израиль, то почему мы в Америке должны быть более святые, чем Папа Римский.
Если найдете когда-нибудь в архивах протокол "выездной комиссии" "вашего" райкома КПСС, за этот период, то может там есть и мотивировка решения, и замечания представителей ведомств, или их мнения. Решения принимала Партия. Хотя можете оказаться и в архиве горкома, я не знаю, насколько в тот период вы были "общественно значимым", поэтому не берусь судить. Чем больше известности, тем выше уровень решения. | |