|

|

Почему массы скорбят
Не успели мы забыть про теракты, как в Интернете совсем стало душно от последующей обсуждаемой новости. Выражение всех трех мнений – «мы скорбим», «мы рады», «нам похуй» - зашкаливают. Переходят всякие пределы, вот-вот Интернет наш лопнет. Раньше тоже жутко надоедало жужжание об одном и том же. Но сейчас это уже просто эхолалия какая-то. Хочется узнать, отчего это происходит. Почему на автомате человек повторяет и обмусоливает то, что только что до него сказали сотни человек.  Первым делом я роюсь в классике жанра – «Психологии влияния» Чалдини. Великолепная, кстати, книга. Принцип социального доказательства гласит: «Чем большее число людей находит данную идею верной, тем более верной будет считаться эта идея». … - Согласно принципу социального доказательства, люди, для того чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Склонность к подражанию обнаружена как у детей, так и у взрослых. …
- Принцип социального доказательства является наиболее действенным при наличии двух факторов. Одним из них является неуверенность. Когда люди сомневаются, когда ситуация представляется им неопределенной, они в большей степени склонны обращать внимание на действия других и считать эти действия правильными. … Второй фактор, при наличии которого принцип социального доказательства оказывает наибольшее влияние, это сходство. Люди в большей степени склонны следовать примеру тех, кто на них похож.
 Об этом в книге большая глава с разнообразными подробностями, вариациями и впечатляющими примерами. Чалдини показывает, что принцип социального доказательства настолько мощен, что легко справляется даже с инстинктом самосохранения. А запускается «на счет раз» - привязывает несколько человек георгиевскую ленточку к антенне машины, и вот уже вся сознательная молодежь 9 мая бежит на Поклонную гору целоваться с ветеранами ВОВ. А бороться с этим предлагается только в одиночку, только лишь «замечая и чувствуя»: Если мы сможем почувствовать, что в данной конкретной ситуации автопилот социального доказательства работает на основе неточной информации, мы сумеем выключить механизм и взять контроль над ситуацией в свои руки, когда это будет необходимо.
 С социальным феноменом вроде бы прояснилось. Но еще меня удивило, почему именно скорбь так непосредственно переживается публично. Собравшись в массу, люди переживают некое общее горе как свое собственное. Всяко его демонстрируют, оставаясь при этом вполне искренними. По этому поводу нашлось у Кэрролла Изарда в «Психологии эмоций»: ГОРЕ И ПЕЧАЛЬ …
Биологические факторы
Поскольку феномен горя понимается как взаимодействие печали с другими фундаментальными эмоциями, мы имеем все основания предполагать, что горе детерминировано генетически и выполняет адаптивные функции. Эйврил (Averill, 1968), проведя блестящий, глубокий анализ происхождения и значения горя, выдвинул веские аргументы в пользу его биологической детерминированности. В своей аргументации он исходит из многократно подтвержденного предположения о том, что люди и высшие приматы по природе своей являются общественными существами, ведущими групповой образ жизни, и их благополучие и выживание непосредственно зависит от отношений с группой (Hamburg, 1963; Jolly, 1966). …Эйврил пишет, что «горе является биологической реакцией, эволюционное значение которой заключается в обеспечении групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы становится событием крайне напряженным как в психологическом, так и в физиологическом смысле» (Averill, 1968, р. 729). Эйврил доказывает, что по сравнению с позитивной мотивацией горе является более мощным фактором социального сплочения, хотя бы потому, что в периоды сытости и удовлетворения позитивная мотивация отсутствует.
Культурные факторы
Анализируя поведенческий комплекс, связанный с переживанием утраты, Эйврил (Averill, 1968) выделяет в нем два компонента - горе и скорбь. Он определяет скорбь как конвенциональное поведение, которое детерминируется и предписывается главным образом социокультурными нормами. В разных культурах ритуал скорби имеет свои специфические особенности. Так, например, японцы, скорбя о смерти любимого человека, улыбаются посторонним людям, чтобы не обременять их своим горем. С точки зрения европейца или американца, ритуал скорби некоторых народов больше похож на ритуал праздника, но при более внимательном рассмотрении мы обнаружим, что эти особенности обусловлены вполне определенными культурными нормами и обычаями. …
Функции горя
Мы уже отмечали, что горе, способствуя укреплению социальных связей и групповой сплоченности, выполняет тем самым биологическую и социальную функции. Как всякая эмоция или комплекс эмоций, горе заразительно; именно благодаря своей заразительности оно пробуждает сочувствие (эмпатию), укрепляет связь между людьми, понесшими тяжелую утрату. И этот эффект генерализуется, распространяется на более широкое сообщество, поскольку ритуалы скорби, как.правило, исполняются публично. … Кроме того, некоторые внешние проявления горя могут выполнять коммуникативную функцию, пробуждая в людях сострадание и желание прийти на помощь страдающему. И наконец, переживая и выражая свое горе, индивид сообщает людям о том, что он любящий и заботливый человек.
Вот такие дела. Опять социальный фактор. Публичное переживание радости, как, например, победа сборной по футболу, происходит стихийно и одобряется массами в гораздо меньшей степени, чем публичное переживание горя. Скорбь на публике – в первую очередь ритуал, культурная традиция, проявление общественной сплоченности, демонстрация личной любви и заботы. В общем, гадко все это.
|
|