Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Кира Машина ([info]kira_machina)
@ 2007-03-12 03:51:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:The Doors

"Раскрыто" (Новый психологический проект)

1. Кризис психологии.



Психология как наука сейчас вошла в глубокий кризис. Все самые существенные открытия были сделаны в первой половине 20-го века, и с тех пор психология покоится на нескольких слонах, включая Фрейда, Райха, Юнга и некоторых других. Современная психология превратилась в науку чисто гуманитарную, в основных ее направлениях либо нет никакой структуры вообще, либо структурирование основано на положениях классического психоанализа. То есть ничего лучше фрейдовских «Ид, Эго, Суперэго» и его разделения периода развития ребенка на отдельные стадии до сих пор нет, и более того, не предвидится, потому что академическая психология жестко и прочно обосновалась на этом фундаменте. Малейшее его колебание (и те, кто пытается это делать, прекрасно об этом знают) автоматически выводит новую теорию за рамки академизма.

Собственно, если и появляется новая гипотеза за пределами наших столетних слонов, то берется она зачастую «из воздуха», индуктивно, то есть не она опирается на систему принятого знания, а факты и явления притягиваются к ней из самых разных источников. Чаще всего авторы новой гипотезы «подкладывают» под нее психоанализ, чтобы придать ей «научный» вид, но им приходится писать все больше и больше страниц пояснений, чтобы увязать одно с другим. В итоге любая, самая незначительная идейка обрастает огромными наслоениями психоаналитического (и прочего) жира и задыхается в нем.

Поэтому сейчас психология представляется разросшимся аморфным артефактом, знанием настолько опосредованным и производным, настолько расплывчатым и удаленным от своего предмета, что приближается к самым неопределенным гуманитарным областям вроде теологии или искусствоведения.

И еще одно существенное свойство современной психологии – любая ее теория в первую очередь обслуживает терапию. В силу коммерциализации психотерапевтических практик наиболее востребованным является именно лечение, консультирование проблем, и теперь любая теория во главу угла ставит психику «клиента», а не просто человека.

Как и в медицине, в психологии существует понятие «нормы» как некоего эталона, но если в медицине норма выявляется легко и однозначно, и фиксируется категорическим заключением «практически здоров», то в психологии проверка на нормальность нисколько не отменяет возможности «лечения». Возникает порочный круг. Психотерапия пришла в массы, и теперь массы повышают спрос, а психотерапевты расширяют предложение. К тому же если в медицине диагноз, лекарства и курс лечения строго регламентированы, одни и те же лечебные средства продаются за сравнительно небольшие деньги в сетях многочисленных аптек, то психотерапия регламентирована очень относительно, сеансы превращаются в таинства личностного общения, стоят очень больших денег и не дают в руки никаких рецептов.

И еще. Закон психотерапии гласит, что терапевт должен работать только в рамках запроса клиента – ни больше, ни меньше. Но обычно клиент обращается за психологической помощью только тогда, когда его проблема достаточно сильно запущена. И поэтому часто вместо терапии получается хирургия – вместо того, чтобы распутать проблему, начиная с малых ее частей, психолог пускается вглубь, ампутируя злокачественную опухоль. Первое время клиент испытывает облегчение, но потом попадает в еще более жесткие тиски. Пока что мы оставим это утверждение голословным и небольшое расследование по этому вопросу проведем ниже.

Этот проект ставит своей задачей структурировать психику более адекватно, наметить пути развития нормальной человеческой психики, отказаться от лечения на практике, но исследовать инструменты расширения психических возможностей человека, исходя из того, что эталон нормы представляет он сам уже сейчас, даже если и пришел в качестве пациента.