Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-10-15 11:54:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
В.П. Визгин. ГРАНИЦЫ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ: МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН
http://www.philosophy.ru/iphras/library/granitsy/vizgin.htm
"Представления о границах науки зависят от принятой модели науки. Так, например, в “археологии знания” М.Фуко наука рассматривается как дискурс и в соответствии с такой моделью в ней развивается представление о серии “порогов” или границ “научного дискурса” (пороги позитивности, эпистемологизации, научности и формализации). Наука как когнитивная система имеет относительные границы (познанное/непознанное) и абсолютные (познаваемое/непознаваемое). Наука как социокультурный институт граничит с другими сферами культуры (религией, политикой и т.д.). Эти границы мы называем внешними в отличие от тех, названных выше, которые функционируют внутри научного познания и очерчивают познавательную динамику науки как когнитивной системы (внутренние границы). В нашем анализе мы главным образом будем рассматривать науку как историческую структуру, сложившуюся в определенной социокультурной ситуации в XVI—XVII вв. и претерпевающую серьезные изменения в XX в. (границы науки в период становления нового времени и соответственно в период наметившегося выхода из него). Эти крайние точки мы для краткости называем модерном и постмодерном.

...Итак, наука безгранична как методическое созидание контролируемого мира. Этот предсказуемый, пусть и не абсолютно, мир есть мир научных моделей реальности. Следует отличать науку от “науковерия”: конструирование таких моделей, отдающее себе отчет в том, что оно конструирует именно только модели реальности, которые последнюю никак не исчерпывают, есть наука, научное отношение к реальности. “Науковерие” же означает веру в то, что такие модели и суть сама реальность и что другой реальности (ненаучной) не существует вообще. Если принимается тезис, что научная реальность исчерпывает реальность как таковую, то можно говорить о “науковерии”, о “сциентомонизме”, если угодно. Поэтому можно сказать, что наука конечна, но в то же время безгранична. Ситуация эта напоминает нам ту, которая была зафиксирована в начале рождения релятивистской космологии со сферической моделью вселенной у Эйнштейна (трехмерная гиперсфера конечна, но безгранична).

...Во-первых, область применимости науки не есть область свободы, а во-вторых, наука не может быть знанием о единичном, что было выяснено еще Аристотелем. Первый рубеж был на фундаментальном уровне прояснен прежде всего Кантом, установившим именно здесь границу для мира научного опыта. Мир свободы, по Канту, остается вне схватывания наукой, выступая как основание самой возможности морали и религиозного сознания. Наука же имеет свою легитимную нишу в другом мире, в мире необходимостей опыта, на уровне явлений, определяемых априорными формами чувственности и подлежащих обработке рассудком с его категориями. Что же касается второго обозначенного Маритеном рубежа науки, то с ним дело обстоит достаточно сложно, потому что попытки включить в сферу науки единичное шли давно и с разных сторон, как со стороны философии и методологии (например, у Риккерта), так и со стороны собственно науки (например, у Пригожина).

...Ситуацию с границами науки можно выразить и так: наука безгранична, но для постижения мира как целостности ее не достаточно. Для этого нужна не только наука, но необходимы и искусство, литература, опыт нравственной и государственной жизни, религия и другие сферы духовной и культурной жизни.

...Вопрос о границах науки — это совсем другой вопрос, чем вопрос о границах научного мировоззрения. На наш взгляд, научное мировоззрение в конечном счете не отвечает самой задаче мировоззрения как такового — дать целостный единый взгляд на всю совокупность бытия с тем, чтобы понять не только естественные необходимости природы, но и нравственную свободу человека. Научное мировоззрение замыкается в рамках “природоверия” или детерминистического натурализма, причем изменение, внесенное в понятие причинности квантовой механикой, здесь оказывается несущественным, ибо вероятностный характер законов не отменяет детерминизма в более широком обобщенном смысле. Именно поэтому научное мировоззрение не может объяснить фундаментальную свободу человека как субъекта нравственности. В плане онтологической иерархии начало свободы оказывается более высокого ранга категорией, чем противоположное ей начало необходимости. Таковы, на наш взгляд, основания того, что научное мировоззрение как попытка ограничить мировоззрение человека натуралистическим детерминизмом, образец для которого заимствуется из науки, оказывается в конце концов философски несостоятельным, ибо достичь целостности взгляда при этом не удается. Но для того чтобы наука успешно “работала”, научное мировоззрение и не нужно. Оно, строго говоря, вовсе не следует из факта самой науки как таковой. И история идей это подтверждает.

...Именно неудача обрести “вечный мир” в рамках всех устраивающей религиозной идентичности вызвала такой непропорционально огромный интерес к попыткам найти основу для мирного консенсуса в науке и технологии, истины которых как база для универсальной коммуникации верифицируются общезначимым стандартным и культурно нейтральным образом. Тем самым религиозное ядро мировоззрения стало всего лишь Privatsache. Именно эта новая глубинная культурная диспозиция предопределила подъем атеистического и материалистического мировоззрения, оправдывающего себя своей якобы безусловной научностью.

Вера в науку как в единоспасающий человечество род деятельности, не имеющий достойных конкурентов, была серьезно подорвана лишь в XX в., хотя всегда в новое время существовали мыслители, понимавшие опасность догматического “науковерия” для жизненных основ европейской культурной традиции (таков в XVII в. Паскаль).

...Наука может рассматриваться и как система научного познания, и как соответствующий этой когнитивной функции социальный институт. Отталкиваясь от такого представления науки, можно определить ее внутренние и внешние границы. Внутренние границы науки — это ее границы как знания, причем здесь выделяются границы двух видов — познанное/непознанное и познаваемое/непознаваемое. Внешние же границы — это границы науки как социокультурного института, соединяющие науку с другими социальными институтами — политическими, экономическими и т.п. — и отделяющие ее от них.

...Возникающая наука как бы “вязнет” в плотно ее охватывающем культурном контексте, будучи не в силах до поры до времени решительно отделиться от него в качестве автономной структуры. В этих условиях новое научное знание более менее свободно конкурирует с ненаучными формами знания, не имея по сравнению с ним никаких социальных привилегий, даваемых государством или общественным мнением. Формирующаяся наука активно использует различные свободно проникающие в нее культурные схемы и импульсы, преобразует их, что-то при этом отбрасывая, а что-то, напротив, усваивая. В ходе такого процесса некоторые традиции и культурные формы, представляющиеся нам “иррациональными”, переоформившись, включаются в новую научную рациональность или способствуют ее итоговому конструированию и распространению. Конечно, ситуацию можно обозначить и так: в тот период, когда наука только еще формируется, у нее нет и границ. Ведь, действительно, они тоже только еще формируются. Стабильная демаркация границ будет установлена лишь тогда, когда сами ученые скажут, что же такое наука и что такое не-наука, когда, более того, возникнут объективные критерии подобного различения и будут установлены институционально оформленные “фильтры” или “мембраны” на ее границах.

...Представление о культурной мембране, использующее в качестве аналогии барьерно-пропускные функции биомембран, введимое нами для характеристики пограничного режима уже возникшей науки, является для нас ключевым. Действительно, оно позволяет провести периодизацию процесса формирования новой науки. Первый его период характеризуется “домембранным” режимом на границах науки in statu nascendi. Становящийся наукой познавательный организм переходной эпохи как бы “всеяден”, поглощая самые разные культурные воздействия, и его поведение на внутренних границах тоже не отличается отлаженностью и упорядоченностью. Но затем ситуация меняется. И во втором периоде, когда устанавливаются “мембраны” на всех границах, научный организм уже можно считать сложившимся. Одни культурные влияния решительно отбрасываются, другие, напротив, “впитываются” ставшим научным организмом. Такая же определенность господствует и на внутренних границах, когда определены научные методы, правила вывода, установлены основные аксиомы научного знания, а также правила работы в экспериментальной области. Стабилизированный набор правил, регулирующий связи субъекта и объекта познания, тоже ведь можно рассматривать с помощью метафоры “мембраны” — наукогенные воздействия, идущие от объекта познания, пропускаются и преобразуются в “тело” знания, а все прочие не допускаются в научное производство и остаются без внимания.

...Примером неприемлемого для Ф.Бэкона мага был Бруно, рядом с которым великий реформатор наук ставит Патрици, Гильберта, Кампанеллу. Для Бэкона настолько неприемлем весь этот тип мага-ученого, что он, как говорится, вместе с водой выплескивает и ребенка — отвергая Бруно, он отказывается и от пропагандируемого Ноланцем гелиоцентризма, а отталкиваясь от мага-математика Дж. Ди, пренебрегает в своей концепции научного метода математикой! Условно говоря, неразборчивость жестов ученых, с помощью которых они отмежевывались от своих магических двойников, говорит нам и о том, что наука и не-наука еще очень незначительно отличались друг от друга даже в сознании ученых, не говоря уже о широкой публике, которая их просто не отличала. Кроме того, в этой неразборчивости, как и поспешности, Ф.Бэкона мы видим отклик на настоятельную необходимость, диктуемую временем, самозащиты рождающейся науки, угроза которой была и немалой и разносторонней.

...Наука XVII в. ищет и формулирует принципы истинного метода как правильного пути к достижению научных истин, к свершению новых открытий. Она не сомневается в своих силах, будучи уверенной в том, что истины “естественного света разума” ей вполне доступны. Наука в это время отделяется от религии и теологии, равно как и от других сфер культуры. Но, оформив свои границы, она осознает безграничность своей способности познавать и совершенствовать мир и человека. Религиозная миссия, таким образом, возлагается на науку неслучайно и более менее явно, что с особой экстенсивной силой обнаруживается в эпоху Просвещения.

Если кратко выразить суть процесса формирования границ новой науки, то можно сказать, что десакрализация и секуляризация отношения к природе как на уровне социальном (проект “демократического”, экзотерического, всем доступного знания), так и на уровне когнитивном (концепция природы и естественного механического закона, отвергающая действие сверхъестественного в мире естественного), легли в основу демаркации как внешних, так и внутренних границ новой науки.

...новый смысл представления о границах науки, который стал фигурировать в размышлениях о науке уже в нашем веке, особенно в его второй половине. Иными словами, в нашей классификации границ науки мы должны подчеркнуть такое членение: границы относительные (к ним относятся выше рассмотренные границы согласно классификации их на внутренние и внешние) и границы абсолютные. В эпоху постнового времени (постмодерна) особый интерес вызывает вопрос именно об абсолютных границах науки. Есть и такие вопросы в сегодняшней науке, которые используют размытое представление о границах, когда нам действительно неясно, идет ли речь об относительных внутренних границах (динамика познанного/непознанного) или же о границах абсолютных (познаваемое/непознаваемое). Например, таков вопрос о характере физического мира за пределами космологической сингулярности. Мы имеем в виду, например, состояние вселенной до начала Большого взрыва.

...Такова ситуация на внутренних границах науки. Но в наше время обнаружились пределы науки и на ее внешних рубежах, относительно которых мы также не знаем, будут ли они преодолены (в этом случае они должны быть приняты за относительные границы) или же станут абсолютными границами науки. Действительно, в наше время обнаружились границы науки не только как познавательного производства, но и как технологической “машины”, наделенной определенной экономической и социальной реальностью. Например, сегодня четко выступили границы науки в связи с непосильными финансовыми затратами, которых требуют некоторые научные проекты, скажем, в области физики сверхвысоких энергий. Иного рода границы, но также с пока еще неясной природой, обнаружились и в исследованиях по генной инженерии, в области биотехнологии и т.п. Здесь рост науки столкнулся с этико-социальными пределами.

...Творцы новой науки (Ф.Бэкон, Декарт, Ньютон) не знали об этих границах науки ровно ничего. Рост науки казался им беспредельным.

...Если сегодня бросить даже беглый взгляд на литературу, посвященную проблеме пределов научного роста, то мы увидим, что это одна из самых популярных тем. И это не скоропреходящая и пустая мода, а выражение той глубокой озабоченности, которую проявляют сами ученые и те, кто думает о науке как философ или культуролог.

...Ситуационно-историческая концепция развития науки была предложена немецким философом науки К.Хюбнером, который рассматривает научное знание как зависимое от системного исторического ансамбля. Согласно теории науки Хюбнера представление об истине, о реальности, факте зависят от исторически развивающихся культурных контекстов или ансамблей. Наука развивается не в силу имманентной логики — логики постановки и решения познавательных проблем, — а в силу нескоординированности частей социокультурного ансамбля, в который вмонтировано научное познание. Создаваемые внутри ансамбля натяжения и ведут научную динамику, которая может быть или “экспликационной” (аналогичной нормальной науке, по Куну) или мутационной, когда преобразуется все системное целое знания (научная революция). ...Концепция Хюбнера напоминает нам известную концепцию Фуко, изложенную им в книге “Слова и вещи”, правда, с тем отличием, что если у Фуко исторические априори знания это — понимаемые семиотически парадигмы культуры

...Вопрос о релятивизме приводит к постановке вопроса о проекте модерна в целом. Познавательная интенция западной культурной традиции, начиная с античности, выступает в подобного рода анализах двойственной. Во-первых, существует метафизический познавательный проект, для которого отказ от истины — объективной и абсолютной — смерти подобен. Этот проект метафизики познания прослеживается в греческой философии, например у Платона и Аристотеля, затем он переходит в средневековую мысль и удерживается до новоевропейской метафизики включительно. Во-вторых, отдельно от метафизики, но у Декарта еще в ее лоне, формируется собственно научный познавательный проект, ориентированный не на созерцаемую истину как высшую цель, а на конструируемую интеллектом модель природных явлений, позволяющую поставить их под контроль. В XVII в. оба проекта еще не разошлись, хотя признаки их расхождения уже имели место в тех случаях, когда зарождалась позитивистская теория науки, например у М.Мерсенна, и метафизическая физика Декарта критиковалась с позиций научного эмпиризма... И современный релятивизм вслед за позитивизмом утверждает, что метафизическое понятие истины в новой науке не работает, ставя под вопрос столь драгоценное для классического разума единство знания. Вся эта ситуация для западного рационализма означает серьезный кризис его собственных оснований

...Задача Хюбнера подготовить сознание к тому, чтобы понять, что отказ от того пути, на который встало европейское человечество, а затем и весь мир, следуя за ним, начиная с эпохи Возрождения, не означает “возврата к варварству”. Европеец должен быть готовым к отказу от своего проекта модерна с наукой во главе как единоспасающей силой. Нельзя не согласиться с Хюбнером в том, что вовсе не наука составляет основу европейской культуры в целом, что корни культурной традиции Европы — в соединении традиций античности с иудео-христианским наследием. Новая наука — лишь крупный, но все-таки эпизод в истории Европы.

...Массовой эрзац-религией наука становится в XIX в., что подкрепляется ее успехами в создании величественных теорий, типа теории Дарвина, которые явно претендуют на то, чтобы передать решение вопросов, ранее считавшихся прерогативой теологии, науке, свободной от последних ее следов.

...Человек постмодерна, однако, прежде всего растерян. Он ни в чем не уверен по-настоящему. И менее всего в себе самом. Отсюда вымученная легкость и веселость, ирония и самовышучивание, хотя ситуация предельно серьезна: ведь зашатались сами основы представлений человека об истине и смысле. Человек постмодерна все еще опирается на науку, но по-настоящему в нее уже не верит. Такая ситуация приводит к тому, что место надорванной веры в науку активно начинают занимать многочисленные оккультные и мистические учения

...Подчеркнем еще раз: кризис науки как рационального предприятия по производству знания нужно отличать от кризиса науки как эрзац-религиозного мировоззрения. Неудача науки как заместителя религии, претендующего не только на осмысление всей полноты бытия, но и на совершенствование человека и его души, не означает неудачу науки как познания.

...Эрзац-религиозное научное мировоззрение не удалось потому, что культурная традиция не была полностью уничтожена, как того хотели радикал-революционеры со своими единственно научными мировоззрениями. Постмодерн продолжает наступление на традицию. Правда, в нашу эпоху происходит и некоторый возврат к традиции, ее сознательное и ответственное восстановление. Именно подобная разнонаправленность процессов, смешение противоположно ориентированных течений, культурных форм и образцов и характеризует постмодерн.

...Представляющиеся нередуцируемыми плюрализм и даже индивидуализм интерпретаций и моделей мира больше всего поражает в постмодерне. Целое культурного мира Европы распалось."


(Добавить комментарий)


[info]xrenb@lj
2010-10-15 05:02 (ссылка)
хороший текст, мне понравился ))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 08:37 (ссылка)
рад

(Ответить) (Уровень выше)


[info]misha_makferson@lj
2010-10-15 05:22 (ссылка)
>Подчеркнем еще раз: кризис науки как рационального предприятия по производству знания нужно отличать от кризиса науки как эрзац-религиозного мировоззрения.

Так по факту имеется оба кризиса или только второй, а собственно с наукой как способом производства знания всё более или менее нормально?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 05:27 (ссылка)
насколько я понимаю, мейнстрим охотно соглашается на второй, а на первый говорит "фу, как можно".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]misha_makferson@lj
2010-10-15 06:05 (ссылка)
Да кто бы сомневался. :-) Впрочем вы помнится постили из Дмитрия Панченко - "Идея прогресса мертва" и всякие забавные из этого тезиса выводы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 06:08 (ссылка)
Панченко гуманитарий. Гуманитариям можно всё. Потому что на них серьезного внимания никто из серьезных людей не обращает. Вот был бы он, к примеру, физик - не так бы крутился.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dryoldscholar@lj
2010-10-15 06:52 (ссылка)
Гуманитариям можно всё. Потому что на них серьезного внимания никто из серьезных людей не обращает.

вот что это за снобизм? откуда? зачем? Вы понимаете, что с таким же успехом в чьих-то глазах за всю историю было только три серьёзных мыслителя: Фалес, Платон и Панченко! (шучу) остальные - лишь прах у их ног.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 07:06 (ссылка)
М-да. Очень неправильная манера - зацепиться за кусок чужого разговора. Не думаю, что можно что-нибудь понять - можно только обидеться и побежать с криком "таких-то обижают". Сказанное было сказано не с моей позиции, но сказано серьезно, и - что смешно - любой вменяемый гуманитарий это подтвердит. Если Вы догадываетесь, кто тут назван серьезными людьми.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

всё очень просто:
[info]dryoldscholar@lj
2010-10-15 07:19 (ссылка)
1) не говорите дурацких фраз (а фраза была - уж извините, если что - дурацкая), и никто не будет потом обращать Ваше внимание на то, что фраза дурацкая, и не придётся оправдываться, что, сказав одно, Вы имели в виду нечто другое.
2) не пишите в интернете - никто не будет цепляться к кускам Ваших приватных разговоров.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: всё очень просто:
[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 07:25 (ссылка)
Понял. Всего доброго.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]misha_makferson@lj
2010-10-15 09:10 (ссылка)
Хозяин журнала передает мнение научного сообщества и похоже что есть такое дело. Слышали наверное выражение "лженаука экономика"? Вот то-то и оно. На что часто указывают гуманитариям - а покажите-ка ваши объективные критерии или хотя бы фальсифицируемость по Попперу (ну я стебусь конечно)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dryoldscholar@lj
2010-10-15 09:26 (ссылка)
Я знаю, что "есть такое дело". И я тоже стебусь про Панченко и Фалеса. Но при этом мне это "такое дело" не нравится совершенно (и без стёба), равно как не нравится, когда мои ироничные и вроде бы вполне беззлобные замечания воспринимают слишком серьёзно и напряжённо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]praeinant@lj
2010-10-16 14:30 (ссылка)
Гуманитариям можно всё. Потому что на них серьезного внимания никто из серьезных людей не обращает.

Гмм... по моему все гуманитарное в фундаменте своем есть биология (деятельность человека > живое > биологическое...)
...на фундаменте биологии стоит физика, химия, математика... вроде выходит, что гуманитарное есть только специализации физики, химии, математики...

Может тут уже нужно пояснить значение – серьезные люди...?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-16 14:39 (ссылка)
Это те, кто не думает, что все стоит на фундаменте науки биологии

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]praeinant@lj
2010-10-16 15:03 (ссылка)
Спасибо за поворот мысли...:)
------- ----

Ну, а если от всего этого идти к границам науки... тут больше или меньше очевидно что нужен унифицированный/универсальный язык для объединения всего спектра научных направлений в одно целое...
А это будет:
''теория всего''
спонтанная самодеятельность
инструмент на базе естественных наук
инструмент на базе гуманитарных наук
еще что то

Давайте версии, желательно с обоснованностью ...даже тому, что так не может произойти, а ...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-16 15:37 (ссылка)
Боюсь, я не потяну давать версии теорий всего.
Более того. На основе некоторых конкретных попыток исправить ситуацию в отдельных науках у меня появилась твердая уверенность - дело не в языке. То есть то, что обычно приходит в голову энтузиасту - сделать хорошую терминологию, четко определить, вымести шлак и начать нормально обсуждать четко сказанные проблемы - вот это бред, ничего не будет, кроме худосочного формализма. увы. Хорошо б, если б получалось - но дело вовсе не в языке. и в этом смысле теория всего не нужна. Если угодно, математика уже есть, и делает, что может

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]praeinant@lj
2010-10-16 16:10 (ссылка)
...у меня появилась твердая уверенность - дело не в языке. То есть то, что обычно приходит в голову энтузиасту - сделать хорошую терминологию...

) без общего языка науку как единицу поглотит атомизация (она распадется на х самостоятельных частей)...
) прекрасная терминология в специализации не решает проблему общего языка...
-------- ----
Неудача науки как заместителя религии, претендующего не только на осмысление всей полноты бытия, но и на совершенствование человека и его души, не означает неудачу науки как познания.

Ну, это совсем преждевременные похороны науки как заместителя религии (хотя формат жж не тот в котором можно все моменты досконально показать). И все же можно сказать что ''универсальный язык'' (хотя бы некоторые его разновидности) делает более полным (местами даже больше чем разами) '' осмысление всей полноты бытия, но и на совершенствование человека и его души''...

(Ответить) (Уровень выше)

Три Кита.
[info]idvik@lj
2010-10-15 05:30 (ссылка)
Ну на мой взгляд. Вот три королевские дороги для познания мироздания и самого себя.
Философия, Искусство, Религия.
И у меня сильнейшие сомнения включать сюда Науку Нового времени.
Может в той части где в ней есть эти три фундаментальные части.
Но вот многие люди по моим наблюдениям это чувствуют. молодые.
Да я и сам честно в сомнениях, то есть внутренне получается наука для меня
какая-она есть сейчас не так важна.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Семь дорог
[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 05:39 (ссылка)
Философия
Искусство
Религия
Наука
Мистика
Магия
Социальная практика

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Семь дорог.Ремни. Безопасности.
[info]idvik@lj
2010-10-15 07:33 (ссылка)
Будь честен с самим собой и другими.
Не поддавайся Гневу.
Если просят даже о немногом помоги.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Семь дорог.Ремни. Безопасности.
[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 07:37 (ссылка)
да, это правильные ремешки

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Три Кита.
[info]marina_fr@lj
2010-10-15 13:10 (ссылка)
Писала когда-то для себя в закрытом о моральном значении науки для того, кто вырос среди этих правил. Идея, что другие люди (пусть среди прочих побуждений) тоже стремятся к истине, что основная причина заблуждений - не то, что истина не нужна, а то, что познание сложно и силы наши ограничены, что разномыслие может быть преодолено (а может и не быть) не насилием, а обсуждением и уточнением. Видеть в чужой ошибке не чужую порочность, а пусть заблудившуюся, но попытку найти дорогу - это моральная практика, конечно. Местами даже аскеза. И приобретённые навыки очень неплохо распространяются на те области, над которыми сама наука уже не властна.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Три Кита.
[info]idvik@lj
2010-10-15 15:56 (ссылка)
Тут я для себя просто решил. без некоторого количества Истинны в самом себе ни один человек не смог бы и дня прожить.
Далее стараюсь общаться только с лучшими гранями людей, которые и содержат эту Истину.
Что бы увидеть в другом человеке эти грани и соприкоснутся ими надо беспрестанно их развивать в себе. Такие дела.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Три Кита.
[info]gouriev@lj
2010-10-15 15:59 (ссылка)
отлично сказано

(Ответить) (Уровень выше)


[info]amypp@lj
2010-10-15 07:02 (ссылка)
отлично. У визгина еще помню хорошую старую книгу о теориях множественности миров

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 08:38 (ссылка)
не могу вспомнить, видел ли. Она в сети?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amypp@lj
2010-10-15 12:28 (ссылка)
в сети не видел. Есть на бумаге

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idvik@lj
2010-10-15 07:19 (ссылка)
Итак, Платона можно считать ученым… Он ученый. Теперь пойдем дальше. Что же, как философ он стоит вне религии? Тоже нет. Он самый религиозный человек. Он полон религиозности, которая, правда, не совпадает с простонародной религиозностью, но от этого никак не перестает быть настоящей религиозностью. Он религиозная личность. Теперь посмотрим на последнюю вершину упомянутого треугольника. Является ли Платон просто человеком, который посещает в качестве любителя мастерские художников, артистов? Тоже нет. До встречи с Сократом Платон сочинял поэмы, писал стихи. Это значит, что философия Платона, а значит, сущностным образом и философия как таковая, включает в себя этот феномен, феномен культурной полноты, можно сказать. Философ – это и религиозный человек, и научный человек – ученый, – и художественная личность. И вот только пульсируя, подобно пульсару в астрофизике, переходя от одной культурной формы к другой и обнимая и то, и другое, мысль обретает полноценность своей философичности
http://iph.ras.ru/page53240988.htm

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 08:40 (ссылка)
да, красиво

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivan_babicki@lj
2010-10-15 08:25 (ссылка)
"...Массовой эрзац-религией наука становится в XIX в."
У автора какой-то странный сдвиг по фазе в этом месте - эрзац-религией наука (она же Разум) становится в XVIII в., а XIX в. - это как раз время романтической реакции.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 08:39 (ссылка)
она и сейчас эрзац-религия, а вона чего вокруг, какой там романтизму

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivan_babicki@lj
2010-10-15 08:43 (ссылка)
А чего вокруг? Гегели и Толстые?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 08:53 (ссылка)
9в затруднении) нет... кажется, я слышал вокруг всё больше какие-то иные фамилии

(Ответить) (Уровень выше)


[info]and2u@lj
2010-10-15 08:34 (ссылка)
Не очень. Автор приравнивает "научное мировоззрение" натурализму, как следствие - путаница с религией (натурализм - известный борец). Ну и "кантианские вариации" уже оскомину набили лет 50 назад.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-15 08:39 (ссылка)
натурализму? это где?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]and2u@lj
2010-10-16 00:45 (ссылка)
"Научное мировоззрение замыкается в рамках природоверия и детерминистического натурализма"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-16 02:58 (ссылка)
Это другой натурализм, не типа по горам козявок и алмазы собирать. Просто обозначение естественных наук

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]and2u@lj
2010-10-16 03:04 (ссылка)
Я не про козявок - про концепцию. Во вторник опубликую лекцию на эту тему - будет поятнее, надеюсь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-16 03:05 (ссылка)
спасибо, буду ждать

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gouriev@lj
2010-10-15 16:01 (ссылка)
спасибо. очень интересный текст. вмемориз

(Ответить)


[info]romashka_zel@lj
2010-10-15 17:51 (ссылка)
дилетантски, но всё же с фразы про науку как "эпизод в истории Европы" принять не могу - это похоже на установку "не верь глазам своим" в сопровождении истошного "верую"

хорошо оставлять науку не такой важной, пользуясь ежесекундно её результатами :))))))))))

Боже мой :), наука как проявление наивысшей способности человека к созиданию, творению, уже выросла из "детства", когда религия могла делить с ней "игрушки"(чудеса)

и природу человека наука исследует и радикально не изменяет(латки не в счёт) - разве что Чубайс нам в этом поможет.
вот, пожалуй, педагогика подтормаживает и некоторым образом разочарована - ну, не передаются моральные нормы генетически, каждый раз приходится начинать заново, да и в течение жизни прийти к ним - архисложно

но, насколько поняла, кто-то из психофизиологов (ещё у Гордона в передаче) комментировал, что на генетическом уровне динамика прослеживается

интересно, в какую сторону будем развиваться? то, что описано в статье как растерянность современного человека, утрата смыслов и "целостной"(на этот раз "научной") картины мира - кажется мне похожим на разделённые полушария - одно калейдоскопично и неустойчиво, другое завязло в паутине вербализма и бесконечной статистики

однако для педагогики сейчас не мораль даже важна, это всё-таки область этики и аксиологии (и, безусловно, личных выборов нравственных человека) - проблема в том, как синтезировать "накопанное", объять мозгом и не погрязнуть в словопрениях и ментальных конструкциях

хорошая иллюстрация - "Бельведер" Эшера - может, и не настолько замкнуто..., в том числе и по поводу увязанности с человеческим, экономическим и экологическим факторами





(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-16 02:57 (ссылка)
это потому, что очень мало видно. Человечество живет тысячи лет, растеряло много всего, науке - 300 лет, и люди уверены, что это навсегда

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

науке - 3000 лет или больше
[info]nipolin@lj
2010-10-16 15:34 (ссылка)
Не надо путать науку и Академию наук.
И не надо путать науку и человеческое познание.
Отрывок текста очень интересен в смысле демонстрации всеобщей путаницы в представлениях о роли познания в обществе. Ключевое понятие для преодоления этой путаницы - развитие.
Познание для развития! Теория развития - метод познания и синтеза зниния.

(Ответить) (Уровень выше)